Кирилл Аваев
Лорды, сэры, пэры! Знайте чувство меры!
Избегайте пьянств, вы, как западни!
Ждет нас путь не близкий, и чем крепче виски,
Тем короче, сэры, будут ваши дни!
Песня из м/ф «Остров сокровищ»
Наконец-то хорошо подуло. Становлюсь в левентик и пытаюсь поставить грот, но ликтрос попадает в ликпаз и там застревает. Так как загнал я его туда лебедкой, вытянуть обратно без нее мне не по силам. Рулю на моторе, парус просто полощется на ветру и не только не тянет, но и действует на нервы. Думаю, что с этим делать. Конечно, парус надо срочно убирать: я ведь на реке, она все время куда-нибудь поворачивает, мели, суда и прочее, а я с таким мешком вместо паруса могу идти только полным курсом. Но еще хуже то, что не идти не могу. Приношу из трюма резиновую киянку, стучу по ликтросу, он не двигается, зато карман, в который он зашит, начинает отрываться. Дорываю его, привязываю к тросу веревку, пропускаю ее через блок и лебедкой вытаскиваю трос. Потом беру первый ряд рифов и ставлю парус, порванное место не мешает, первый раз за много дней идем под парусом. Хорошо идем - двенадцать километров в час.
Условия -примерно как под Чермозом. Галфвинд, ветер сильнее, чем тогда, но волна меньше, так как водохранилище здесь гораздо уже и ей негде разгуляться. Летим, радуемся... Беда подкралась незаметно: только я сел завтракать, как вдруг закончилась водка. Когда отходил от Перми, я думал, что моего запаса до Турции хватит. Позже понял, что не хватит. Но чтобы вот так, внезапно, закончиться в самом начале пути! И как я теперь буду? Я ведь к ней уже так привык!
Думаю, что в этом меня поддержат почти все яхтсмены, да и неяхтсмены тоже: водка на борту необходима. Это и снятие стресса, и обогрев, и способ убить время. Согласен, слова «убить время» не очень благозвучны: это ведь мое время, часть моей жизни. «Убить время» - значит, «сократить собственную жизнь». Ну ладно, назовем это не убиванием времени, а увеличением скорости. Какая разница, как ее увеличивать - проходя больше километров за единицу времени или делая незаметней саму эту единицу? Кроме того, когда идешь один, без водки иногда просто невозможно уснуть. Ляжешь спать, а заснуть не получается: невольно прислушиваешься, что там, за бортом. Что-то обо что-то трется... Не перетирается ли? Где-то орут деревенские. Явно пьяная компания. Не сюда ли идут? А выспаться-то надо! Вот и заставляешь себя встать и выпить грамм сто пятьдесят ее, проклятой!
А то и больше. В общем, без нее - никак! Без нее - просто опасно... Если бы я был начальником ГИМС, то обязал бы всех инспекторов сразу после проверки документов на право управления маломерным судном непременно проверять наличие спиртного на борту. И если наличие отсутствует, то тут же лишать нерадивого судоводителя права управления. И никаких поблажек! Даже депутатам и дружинникам ГИМС! Смягчающее обстоятельство может быть только одно: все члены экипажа пьяны настолько, что не успеют протрезветь до ближайшего магазина. Или еще лучше: издал бы приказ, согласно которому инспектор, выявив отсутствие на борту положенного запаса спиртного, обязан был бы этот запас восполнить! А как же?! Кто же, как не инспектор ГИМС, окажет помощь терпящему бедствие экипажу? И инспектору хорошо: он наконец-то почувствует себя человеком, полезным обществу...
В тот раз, несмотря на двенадцать километров в час, очень хотелось еще прибавить. Сперва я облазил продуктовые рундуки в надежде, что одна бутылочка все же куда-то закатилась. Не закатилась. Начал мерзнуть. В лодке в то время безраздельно господствовал бардак. Я не только не определился, какой рундук для чего у меня предназначен, но даже не закончил еще сборку внутренней отделки. Отдельные части ее вперемешку с инструментом, продуктами и лоциями разбросаны по всей каюте, причем развал этот не исчезает, хоть я и пытаюсь с ним бороться, раскладывая вещи по «своим» местам: каждый раз, когда я ищу что-то, что не помню, где лежит, вся эта разнородная масса снова перемешивается. С полчаса побегал от руля в трюм и обратно, пытаясь найти свой непромоканец. Перемешал в очередной раз все на лодке - безуспешно. Сижу, мокну от брызг, мерзну. Чай в термосе кончился, карданный подвес у моей плитки отсутствует, нового не нагреть, а время - только завтрак кончился!
И тут я вспомнил: у меня с собой - бутылка рома! Правда, не помню, куда запрятана. Литровая бутыль «Капитан Морган», которую мне подарили друзья! «Ром очень помогает от качки!» - говорили они, да приговаривали: «Это - не для питья, а для аптечки. А для питья можешь употребить только когда перейдешь Черное море...». Происходящее вокруг с большой натяжкой можно было назвать штормом, и от качки я не страдал, а до моря была еще не одна тысяча километров. Поэтому я, хоть и понял сразу, что Морган не только не перейдет моря, но даже не дойдет до него, все же целых пять минут убеждал себя, что это - не питье, а профилактика простудных и психических заболеваний, весьма опасных для путешественника. Особенно - для одиночки. И только потом начал бегать между рундуками и румпелем, перемешивая на лодке все, что еще не перемешалось при поисках непромоканца...
-ЗдорОво, - говорю, - Морган! Как ты? Не прокис? Среди таблеток и мазей? Сейчас мы с тобой вдвоем! Ух! Как погоним!
-Да я нормально! Я бы лучше до того берега моря потерпел... Непромоканец-то ты ведь нашел, пока меня искал! Теперь не замерзнешь!
-Ишь чего удумал! Нечего перекладывать ответственность на других!
И понеслись...
К нам прибыл путешественник.
Их грубо вытащили из машины и принялись
качать с таким ожесточением, будто они
были утопленниками и их во что бы то ни стало
надо было вернуть к жизни.
И.Ильф, Е.Петров «Золотой теленок»
Набережные Челны. Подхожу к ним днем и планирую задержаться до утра. Во-первых, здесь последний разрешенный мне дяденькой Ощепковым шлюз, а в шлюз я пока еще люблю идти утром, опасаясь, что за ним будет узкая река с течением и не найдется хорошего места для ночевки. А во-вторых, карты мои кончаются на устье Вятки - через день пути после Набережных Челнов. На реке карт не найдешь, и я не собираюсь уходить отсюда, пока не добуду очередной альбом лоций.
Прохожу местный яхт-клуб: всего три мачты. Шансов найти тут лоции скорее всего нет, иду к шлюзу. Там - бухта с речным вокзалом, а напротив него стоит рыбацкая посудина метров двадцать длиной, половина ее лежит на берегу, другая - на воде. Подхожу; из нее появляются люди.
- Причалить можно?
-Можно!
-А переночевать?
Старое судно, очень большое. Хозяева - семья: муж, жена, дочка лет двенадцати.
- Зачем вам такой корабль?
- Кататься!
Хозяин с друзьями чинят дизель где-то на дне трюма, а хозяйка свозила меня с канистрами за бензином и рассказала, что карт я здесь скорее всего не найду. Надо идти в Чистополь: там большая лодочная станция и порт. Но времени у меня было много, и я поехал на такси в яхтклуб. Нахожу яхтсменов, они как раз идут от яхт к какому-то строению; объясняю, кто такой и что мне нужно...
- О-о-о! К нам прибыл путешественник!
- Наконец-то!
- По пятьдесят?
- По сто!
На закусь в тот день в яхтклубе Набережных Челнов была уха из сома. Лоций не оказалось. Основная масса яхт где-то на регате, и карты там же, но мне предложили все, что осталось: какие-то атласы автодорог, туристские схемы, яхтклубовский глобус... Потом мне показали самодельные яхты. Потом поехали смотреть «Аферу». Закончилась пьянка только под утро, и я пошел в Чистополь по атласу автодорог, который предпочел глобусу только потому, что на водохранилище кто-то зачем-то обозначил старое русло реки: хоть какая-то подсказка, где находится судовой ход.
Судовой ход. Серега Второй и дислокация флота
Или может обратимся к врачу?
- Ничего я не хочу!!!
Ю.Энтин из м/ф «По следам Бременских музыкантов»
Из Чистополя я точно не уйду без карт, тем более что атлас автодорог тоже кончился. Причаливаю к лодочной станции, на берегу - человек.
- Где мне найти дежурного по лодочной станции, начальника, сторожа?
- Я - сторож.
- Можно у вас постоять до завтра?
- Можно. Туалет - там, мусорка - там.
- Мне еще нужны лоции!
- Какие?
- Вниз...
Сторож открывает багажник стоящей тут же «копейки»: багажник завален атласами лоций, верхний - тот, что мне нужен. Хватаю его:
- Я на ксерокс!
- А мне что с того?
- Пузырь!
- Так я не пью...
- Ну, возьми деньгами!
- Да что мне твои сто рублей?
- Сколько надо?
- Пятьсот.
Иду на лодку, возвращаюсь с пятисоткой:
- На! Давай атлас, я схожу в город, отксерю и верну.
- А почему я тебе должен верить?
- А ты в глаза мне посмотри...
- Ха! Ты еще скажи, что ты коммунист!
- Не скажу...
Снова иду на лодку, возвращаюсь с тысячей:
- На рубль, давай атлас, я его тебе не верну!
Поверил. Повел меня в сторожку, открыл ящик стола и подождал, пока я сам положу туда бумажку: видимо, раньше, до того как стал сторожем, он работал взяточником.
- Тебя Серегой зовут?
- Откуда ты знаешь?
- Так, догадался...
Иду в город. Если у нормального человека слово «кафе» ассоциируется с пивом и шашлыком, то у путешественника - исключительно с супом:
- У вас суп есть?
- Солянка.
- Дайте две!
Осчастливив желудок, иду в аптеку: у меня проблемы с кожей. На губах и ушах она пришла в негодность от солнца, а на ногах и руках от нескользячки, которой я по неопытности покрыл палубу и кокпит не на один раз, а на несколько. Вся поверхность яхты оказалась как будто покрытой наждачной бумагой номер восемь или десять. Как краснодеревщик могу заверить, что это самый эффективный размер зерна для твердых пород. А я парень не мягкий. Нахожу аптеку, покупаю какие-то мази... Еще мне нужны носки, у меня с ними совсем плохо. Но оказалось, что в Чистополе не лучше: обойдя весь центр города, я обнаружил пять ювелирных магазинов, один продуктовый и ни одного носочного. Захожу в продуктовый:
- А носков у вас, случайно, нет?
В магазине - две продавщицы, бабушка и девушка.
- Есть, но только две пары, - говорит девушка и как-то странно смотрит на бабушку.
Я догадываюсь, что это шутка:
- Одна пара на Вас, а другая - на Вас?
- Нет!.. Я купила мужу, а ему не подошли...
Купив носки мужа продавщицы, возвращаюсь на лодку.
Проснувшись на следующий день, понимаю, что настали критические дни. Я не хочу никуда идти. Я ненавижу эту реку, а также и эту лодку, эту водку, этот «Доширак»! Ветер дует, что надо, но его я тоже ненавижу! Какая Турция, какой Азов? Хочется напиться и никуда не идти. Или напиться и пойти опять есть солянку... Но сильнее всего - домой! Чтобы оттянуть выход, сортирую и складываю в одно место карты, которые валяются по всей лодке. Ненароком посмотрел на общую карту - совсем поплохело. Мне не дойти. Рядом с лодочной станцией - порт, подхожу к большим кораблям:
- У вас прогноз погоды есть?
Ветер отличный - иди да иди, но если усилится, будет отличный парусный день, какой уже был у нас с Морганом. Но я устал, Морган скончался. Не хочу я парусного дня.
- Нет прогноза, он нам без надобности. Ты к диспетчеру сходи...
Чистопольский диспетчер обитает в старом деревянном домике. Захожу:
- Здрасьте! Можно узнать прогноз погоды?
- А Вы кто? - спрашивает меня как-то по-матерински диспетчер, очень приятная женщина.
- Да я тут иду...
- Подождите! - Она начинает водить пальцем по огромной бумаге на своем столе. -Наверное, Вы - вот! - Ее палец нашел наконец-то на планшете с заглавием «Дислокация флота» самую верхнюю строчку, в которой в колонке «название судна» написано: «Афера – 14».
- Да! - Я искренне удивился тому, что «Афера» - не просто судно, а часть флота с присущей ей дислокацией, небезразличной диспетчеру Чистопольского порта.
- А что же Вы нам не звоните?!
- А надо?
- А как же! Вы ведь у нас в заявке!
Она пишет мне телефоны: свой, диспетчера Ульяновска, еще кого-то...
- Становитесь на ночевку - звоните! Отходите - звоните! Нужен прогноз - тоже звоните! И помощь, если что, запрашивать не стесняйтесь! А разрешение на следующие шлюзы у Вас есть?
- Нет.
Она договаривается с «Волгводпутем» о прохождении мною шлюзов в Тольятти и Балаково и даже узнает цену, которую мне придется за это прохождение заплатить: шестьдесят четыре рубля тридцать три копейки, кажется.
Отхожу. Я уже не хочу торчать тут до окончания кризиса. Я - часть флота. Я хочу немедленно сменить свою дислокацию, чтобы и Чистопольский, и Ульяновский, и другие диспетчеры делали поправки в своих планшетах, зорко следя за движением по вверенным им участкам судового хода «Аферы -14».
(Продолжение следует)