Снимать историческое кино – занятие трудное и затратное. Затратное, потому что декорации и достоверные костюмы стоят кучу денег. Например, для этого фильма щедрый «Мосфильм» возвел в Астраханской области ханский дворец и узкие улочки с мазанками золотоордынской столицы Сарай-бату. А трудное, потому что одними декорациями и костюмами настроение давней исторической эпохи не передашь, в нее нужно вжиться и снять так, чтобы и зрители поверили.
Сценарий
Работа с достойным историческим фильмом начинается со сценария. С режиссером Андреем Прошкиным сотрудничал Юрий Арабов (бессменный сценарист Александра Сокурова) и консультанты-историки, предоставившие максимально точную информацию о реальном быте и нравах четырнадцатого столетия. Уже на уровне сценария создатели картины замахнулись не на блокбастер в старинных костюмах со сценическим фехтовальным боем, а на серьезную попытку воссоздать страсти и события шестисотлетней давности.
Вымысел
Парадоксально при этом, что история о страданиях святителя Алексия (воспитателя и регента Дмитрия Донского), наказанного рабством в Золотой Орде, вымышлена. Да, глава русской православной церкви действительно в 1357 году ездил в Сарай-бату, где излечил от страшного недуга ханшу Тайдулу (сама по себе уникальная личность, в течении двадцати пяти лет де-факто управляла Ордой, хороня одного сына за другим. После её смерти в Орде началась гражданская война, которая закончилась крушением государства).
Никаких достоверных сведений о рабстве митрополита не существует, да и не могло быть этого рабства по определению: в Сарай-бату к тому моменту уже почти сто лет действовала Сарайская епархия в прямом подчинении главе русской церкви. Она, эта епархия, оказывала существенное влияние на решения всех золотоордынских ханов даже после официального принятия ими ислама, став, по сути, внешнеполитическим ведомством государства. Епархия ни при каких обстоятельствах не допустила бы столь позорной жизни для своего иерарха.
Орда
Выдуманный сюжет потребовался для того, чтобы, как рассказывал сам режиссер, на примере одной человеческой жизни заострить два, внешне взаимоисключающих вопроса: «почему мы - не орда?» и «почему мы – орда?» Показать предтечу последующего многовекового спора, который продолжается и по сей день, между западниками и славянофилами, между людьми, которые искренне полагают, что мы увязли в азиатской дикости и только там нам хорошо, и теми, кто надежду на лучшее видит исключительно в западной цивилизации.
Фильм не дает ответов на эти вопросы, он показывает, как всё начиналось и заставляет задуматься.
Актеры
Безусловной удачей режиссера стал актерский ансамбль. Святителя Алексия сыграл Максим Суханов, Тайдулу – Роза Хайруллина, хана Джанибека – покойный, увы, Андрей Панин. Во второстепенных ролях якутские, бурятские, тувинские актеры. Пожалуй, символично, что такой фильм делали всем миром нашей многонациональной страны.
Музыка
Отдельно следует сказать о музыке, которая звучит в фильме «Орда». Режиссер Прошкин так сформулировал задачу перед композитором Алексеем Айги: это должен быть древнемонгольский рок. Композитор привлек бурятскую этно-группу «Намгар», которая использует аутентичные инструменты: ятаги, чанзы и другие. В музыкальном фоне в сконцентрированном виде выдержана вся смысловая нагрузка фильма: боль, отчаяние, надежда, запах степного ковыля и дым очага на далекой родине.
На мой взгляд, «Орда» Андрея Прошкина – лучший исторический фильм, снятый в постсоветской России за тридцать лет. Кто не видел – посмотрите.