Последние годы можно наблюдать возрастающую роль подразделений таможенного контроля после выпуска товаров. И это закономерный процесс, так как ведомство всё чаще декларировало перенос акцента проведения таможенного контроля с этапа выпуска на этап после.
Относительно недавно структура подразделений "постконтроля" (ранее именуемая таможенной инспекцией) претерпела существенные изменения. Как минимум, направления камеральных и выездных проверок были разделены между подразделениями.
Одни капаются в бумажках и декларациях, сидя в кабинетах, другие проводят выездные проверки и дежурят в составе мобильных групп. Последним даже оружие раздали (что странно, но не лишено здравого смысла).
Не так уж и редко таможенники шерстят внутренний рынок, проверяя различные торговые точки, склады и так далее. Для организации таможенной проверки должны быть основания, которыми может явиться информация, поступающая от иных органов.
Практика такова, что чаще всего эту информацию подбрасывают оперативно-розыскные подразделения таможни. Даже, если нужно арестовать коробку с контрафактными тапочками или три головки санкционного сыра. Постконтроль зависим от оснований для его проведения. И наибольшая зависимость возникает от оперативников таможни.
Но есть нюанс. Оперативно-розыскная деятельность направлена на то, чтобы выявлять преступления. А во многих случаях никакими преступлениями не пахнет. Поэтому, у разных адвокатов могут возникнуть мысли по развалу таких проверок, поскольку основания для направления из оперблока постконтрольщикам информации вызывают вопросы.
Нередко приходилось слышать мнения о том, что необходимо постконтрольщикам дать функции по проведению оперативно-розыскных мероприятий или же вовсе скрестить оперативников с постконтролем. Но здесь всё не так просто.
Во-первых, если у постконтрольщиков появятся функции по проведению ОРД, это не решит проблемы законности оснований для проведения таможенных проверок, добытых в рамках оперативно-розыскной деятельности. Нужны другие схожие механизмы по оформлению оснований для проведения проверок.
Во-вторых, палочная система элементарно приведёт к нездоровой конкуренции между классическими оперативно-розыскными подразделениями и постконтрольщиками. Драка за палки, саботаж камералок по инфе оперов и так далее.
В-третьих, далеко не все понимают тонкости оперативной работы, которая полна бюрократии, агентурными бумажками, отчётами, сроками ведения секретной документации и так далее. Это на словах, ОРД проста и всемогуща. А на деле всё сложнее. Плюс ко всему, постконтрольщикам и так навялили множество функций других подразделений таможни. И наличие ОРД (как непосильная ноша) просто надломит постконтроль.
В-четвёртых, каждый должен заниматься своим делом. Дублирование функций, которое и так в избытке присутствует в таможне, не приводит к хорошем результатам. Вопрос лишь в том, как корректировать сложившуюся ситуацию.
Стоит вспомнить пример существования Налоговой полиции. Они осуществляли оперативно-розыскную деятельность и проводили налоговые проверки (параллельно с налоговой инспекцией). И результаты были достаточно неплохими для реалий того времени. Впрочем, ФСНП потом упразднили.
Подчинять постконтроль оперблоку не позволят (как бы оперативники этого не хотели). Другая мозговая философия, вертикаль и методы руководства превратят из реально функционирующих подразделений в полную нерабочую чертовщину.
Какой выход из этой ситуации? Корректировать нормативно-правовые акты. Далеко не всегда стоит зацикливаться на информации от оперативно-розыскных подразделений. Стоит продумать вопросы легализации оснований для проведения поверок.
Это могут быть предварительные формы (меры) таможенного контроля или же прописанный механизм, при котором оперативники, помимо закона об ОРД, могут выявлять нарушения таможенного законодательства для последующего направления в "постконтроль"...
Вопросы достаточно сложные. Но ими в любом случае предстоит будет заниматься. Во всяком случае, если мы хотим повысить результаты работы и обрубить возможности адвокатишкам по вредительству интересам государства.
© Злой таможенник