Со стороны кажется, что это тяжелая жизнь, зарабатывающая на хлеб в биткойн-майнинге. В прошлом году, когда Китай ввел полный запрет на практику в пределах своих границ, небольшая армия майнеров поспешно приступила к действиям, отключив свои машины, закрыв магазин и передислоцировав свое оборудование за границу. В течение нескольких месяцев Китай перешел от контроля над двумя третями всей добычи биткойнов во всем мире к эффективному выходу из левой стадии.
Майнеры криптовалюты - ничто иное, как устойчивость, но в немногих других отраслях нужно было бы поднимать палки и переезжать в другую страну, чтобы поддерживать свет. Речь также не идет о переходе через сухопутную границу. За значительные средства изгнанным майнерам пришлось отправить много тонн оборудования из материкового Китая на отдаленные территории, такие как Соединенные Штаты, Россия, Казахстан и Канада. Если Китай оставил зияющую пустоту, ее поспешно заполнили, в частности, Казахстан завоевал репутацию центра майнинга.
Конечно, в мире майнинга, подвергшемся критике, все происходит быстро. В последние недели власти Казахстана говорили о значительном повышении налогов для майнеров, некоторые из которых, по словам министра цифрового развития Багдата Мусина, наносят “серьезный ущерб” энергетической системе страны. Бесстрашные майнеры, которые обосновались в Центральноазиатской Республике после изгнания из Китая, возможно, скоро снова будут стирать пыль со своих паспортов.
Сандра Ро, генеральный директор Global Blockchain Business Council, выступая на слушаниях по сельскому хозяйству в Сенате по криптовалютам в феврале, затронула проблемы климата, связанные с майнингом биткойнов, сказав: “То, что мы имеем сегодня, на самом деле является возможностью... майнинг переместился в США, Канаду и страны Северной Европы... [итак, Конгресс] должен поощрять компании, занимающиеся крипто-майнингом, к созданию в условиях (глобального) надзора, [чтобы] способствовать увеличению использования возобновляемых источников энергии в отрасли ”.
На этом хаотичном фоне стоит спросить, куда движется биткойн-майнинг? Присоединится ли больше стран к Китаю и другим странам в введении прямых запретов? Или позиции смягчатся благодаря усилиям Совета по майнингу биткойнов и экологичным инновациям, таким как установка Bitmain с жидкостным охлаждением?
На карту поставлено не что иное, как будущее биткойнов, а вместе с ним и возможность осуществлять финансовый суверенитет с помощью децентрализованной криптовалюты, почитаемой как цифровое золото. Это, как никогда, в условиях глобальной политической и экономической нестабильности, все чаще рассматривается как право человека в свободном мире.
Биткойн-майнинг: история происхождения
Конечно, майнинг - это процесс, который создает новый биткойн. Одноименный блокчейн, который недавно отпраздновал свое 13-летие, зависит от алгоритма консенсуса Proof-of-Work (PoW), который заставляет майнеров решать математические задачи, которые трудно решить, но легко проверить.
В условиях жесткой конкуренции со стороны конкурирующих майнеров математические задачи PoW решаются и расшифровываются в обмен на определенное количество биткойнов, известное как субсидия на блок. Затем эта субсидия добавляется к сумме комиссионных за транзакции, удерживаемых в блоке, который добывается, чтобы составить вознаграждение за блок.
Так же, как добыча золота - единственный способ увеличить предложение самого ценного драгоценного металла в мире, добыча биткойнов - единственный способ увеличить предложение биткойнов. Конечно, валюта имеет жесткий лимит в 21 миллион биткойнов, поэтому узлы не могут продолжать "производить" новые биткойны до бесконечности. Основываясь на предсказуемой модели выпуска биткойнов, последняя монета будет добыта примерно в 2140 году.
Несмотря ни на что, Proof-of-Work поддерживает биткойн в течение 13 лет, и не зарегистрировано ни одного случая двойного расходования. У тех, кто тратит электроэнергию на проверку транзакций, есть сильный стимул поддерживать целостность реестра, а поскольку PoW делает стоимость записи блока чрезмерно высокой, безопасность сети биткойн более надежной, чем когда-либо. На самом деле, даже если злоумышленнику удастся использовать 100 процентов хэшрейта сети, ему потребуется более двух лет, чтобы полностью переписать реестр, датируемый 3 января 2009 года.
Пиар-война за доказательство работы
Максималисты биткойнов считают Proof-of-Work чудом. По мере развития изобретений они ставят его там вместе с лампочкой и телефоном. Однако PoW продолжает вызывать критику, и многие считают использование вычислительной техники и электроэнергии в промышленных масштабах расточительным. Это стало большой дискуссией об энергии биткойнов.
Такое порицание, на первый взгляд, не является незаслуженным. Согласно Кембриджскому индексу потребления электроэнергии биткойн, сеть биткойн потребляет 125,1 тераватт-часов (ТВтч) в год, что немного больше, чем Украина (124,5) и немного меньше, чем Египет (149), страна, которая запретила биткойн, наряду с Ираком, Катаром, Оманом, Марокко, Алжиром, ТунисомИ Бангладеш. В рейтинге стран CBECI биткойн в настоящее время занимает 27-е место.
Должна ли криптовалюта без границ действительно потреблять больше электроэнергии, чем национальные государства? Это зависит от вашей точки зрения. Если вы сторонник нулевой энергии, ответ, вероятно, отрицательный. Если вы считаете, что люди во всем мире нуждаются в самостоятельных цифровых активах сейчас больше, чем когда-либо, ответ однозначно да.
Конечно, майнеры не смущены. В 2021 году доходы майнеров были самыми высокими на сегодняшний день, что является примечательным фактом, учитывая, что субсидия на блокчейн сокращается вдвое каждые четыре года. В прошлом году биткойн-майнеры заработали 16,7 миллиардов долларов дохода, что больше, чем совокупные доходы за предыдущие три года.
Очевидно, что репрессии в Китае не ударили по карманам майнеров, как многие ожидали. Возможно, это была просто слепая удача, запрет Китая совпал с лучшим годом биткойна, но как бы вы на это ни смотрели, майнеры, похоже, справляются с трудностями с захватывающей дух легкостью.
До войны России с Украиной центральный банк России призвал к прямому запрету на майнинг криптовалют, в недавнем отчете утверждалось, что “потенциальные риски финансовой стабильности, связанные с криптовалютами, намного выше для развивающихся рынков, в том числе в России”.
Маятник качнулся, поскольку западные правительства обеспокоены тем, что центральный банк России, режим и олигархи теперь будут использовать криптовалюту для обхода санкций, что, по мнению большинства агентств, необоснованно из-за неспособности криптовалютной экосистемы обрабатывать такие большие объемы - биткойн не может финансировать войну.
Эрик Тедеен, вице-председатель Европейского управления по ценным бумагам и рынкам (ESMA), тем временем призвал 27 государств-членов ЕС запретить майнинг с подтверждением работоспособности, заявив, что PoW стал национальной проблемой в его родной Швеции из-за количества используемой возобновляемой энергии. Это само по себе интересное наблюдение, поскольку критики обычно обвиняют биткойн в грязном использовании энергии.
Несколько недель назад были высказаны опасения в связи с текстом, распространенным Европейским парламентом, который фактически запретил механизмы консенсуса proof of work в ЕС. После пропагандистской работы со стороны отрасли депутат Европарламента Стефан Бергер, докладчик парламента, отложил голосование в комитете 28 февраля и пересмотрел текст, в котором подчеркивается стимулирующий инновационный мандат MiCA и его важность в этом и установление глобальных стандартов. Таким образом, в тексте удалена ссылка на запрет.
9 марта был добавлен новый текст, который будет проголосован в понедельник 14 марта, теперь он снова вводит формулировку, но вместо этого создает подход поэтапного отказа. В оперативном тексте статьи 2a нет прямой ссылки на механизмы консенсуса, подтверждающие работоспособность, но вместо этого ссылаются на те криптоактивы, которые уже находятся в выпуске, вводя в действие поэтапный план развертывания для обеспечения соответствия минимальным стандартам экологической устойчивости.
Лаван Тасаратхакумар, директор по правительственным вопросам и политике в регионе EMEA в Global Digital Finance, говорит: “Что это означает на практике, станет ясно только после принятия делегированных актов, касающихся: интенсивного потребления энергии; использования реальных ресурсов; выбросов углерода; электронных отходов; особенностей разработки стимулов; и масштабов деятельностикриптоактивы являются определяющими факторами.
Текст, отправленный на голосование, включает в себя два отчета 5a и 5aa, в которых содержится ссылка на механизмы консенсуса proof of work и их склонность к энергоемкости, однако, что крайне важно, призыв к действию содержится в незаконодательной части текста, но также требует принятия мер на горизонтальной основев отличие от специфики продукта – правильное формирование политики ”.
На прошлой неделе президент США Байден издал исполнительный указ о цифровых активах, прокладывающий путь к новой эре цифровых инноваций, более скоординированному межведомственному сотрудничеству с промышленностью и обеспечению того, чтобы Америка сохраняла лидирующие позиции на рынке в качестве мирового центра цифровых инноваций. Парламентариям ЕС рекомендуется уделять пристальное внимание цифровымкосмическая гонка разворачивается в условиях запрета Китая и войны с Россией, ответственность Европы за открытые и честные конкурентные рынки должна быть ясной, а биткойн и криптоиндустрия являются ключом к этому будущему.
“Запрет майнинга становится тенденцией в среднесрочной перспективе”, - отмечает Луи Клеру, генеральный директор канадской криптоплатформы Timechain. “Биткойн-майнеры должны найти креативные способы достижения соглашений со странами прямо сейчас. Следует подумать об использовании потраченной впустую энергии майнерами ”.
Последнее замечание Клеру стоит подчеркнуть, особенно по мере того, как дискуссия об энергии биткойнов разгорается. Несмотря на все свои энергетические потребности, майнинг может фактически сократить выбросы парниковых газов за счет потребления метана, который в противном случае попал бы в атмосферу при сжигании.
15 февраля нефтегазовый гигант ConocoPhillips подтвердил, что продает дополнительный факельный газ биткойн-майнерам в Северной Дакоте в рамках своего обязательства сократить обычное сжигание до нуля к 2030 году. Предположительно, компания выделит газ, который в противном случае был бы сожжен, на пилотный проект, управляемый третьей стороной, что фактически превращает биткойн в балансировщик нагрузки для энергетических отходов.
“Нам нужно повысить осведомленность о фактических потерях, которые мы несем из-за нашей неспособности накапливать энергию”, - говорит Луи Клеру. “Продажа избыточной энергии майнерам является лучшей для обеих сторон. Кроме того, в экосистеме с проверкой работоспособности выигрывают майнеры, которые могут быть конкурентоспособными с точки зрения хешрейта / стоимости энергии. Эта конкурентная система способствует здоровой конкуренции между майнерами, чтобы продвигать более эффективную деятельность по добыче ”.
Экологичная эволюция
По словам Эрика Тедеена, криптоиндустрию в целом следует подтолкнуть к Proof-of-Stake, менее энергоемкой форме майнинга, при которой пользователи ставят монеты, чтобы стать валидаторами. С помощью этой модели распределение ставок заменяет гонку вычислительных вооружений Proof-of-Work, когда валидаторы выбираются случайным образом для добавления блока в реестр. Сеть номер два Ethereum находится в процессе перехода на Proof-of-Stake, шаг, который, как утверждается, может сократить потребление энергии до 99,95 процентов.
На данный момент, однако, нет никаких признаков того, что сеть Биткойнов откажется от своего проверенного и проверенного механизма проверки работоспособности. Модель выдержала испытание временем, и PoW более децентрализован, чем его аналог с низким энергопотреблением, что обеспечивает стимулы для обеспечения безопасности всех транзакций. По словам биткойн-булла Майкла Сэйлора, архитектура PoW “привязывает сеть криптоактивов физически и политически к тверди реальности, стимулируя жесткую конкуренцию на рынке для децентрализации, улучшения и защиты сети, обеспечивая тем самым жизнеспособность и целостность с течением времени ”.
Компания MicroStrategy, занимающаяся бизнес-аналитикой, принадлежащая Сэйлору, является одним из крупнейших в мире продавцов биткойнов, приобретя 125 051 BTC примерно за 3,8 миллиарда долларов и принося компании огромную прибыль в процессе. Прошлым летом, на фоне растущей критики со стороны энергетических активистов, Сэйлор стал соучредителем Совета по майнингу биткойнов для содействия прозрачности использования энергии и ускорения инициатив в области устойчивого развития во всем мире.
В своем последнем отчете Совет отметил “значительные улучшения в энергоэффективности и устойчивости майнинга биткойнов благодаря достижениям в области полупроводниковых технологий, быстрому расширению майнинга в Северной Америке, исходу из Китая и переходу всего мира к устойчивой энергетике и современным методам майнинга”.
В целом, согласно отчету, доля майнинга биткойнов на возобновляемых источниках энергии в четвертом квартале 2021 года составила 58,5 процента, что на один процент больше, чем в третьем квартале. Тем не менее, похоже, что все движется в правильном направлении. В конечном счете, майнеры всегда будут стремиться к поиску наименьших затрат на производство электроэнергии, которые они могут найти, и Совет стремится на каждом шагу выделять "зеленые" варианты.
Основатель SpaceX и генеральный директор Tesla Элон Маск сыграл важную роль в создании Совета, в конце концов, именно решение миллиардера изменить курс на принятие биткойнов для автомобилей Tesla вновь вызвало дебаты вокруг PoW. Маск даже присутствовал на первом заседании Совета по майнингу биткойнов в мае прошлого года. Помимо энергетических проблем, на балансе Tesla по-прежнему находится биткойнов на сумму около 2 миллиардов долларов.
“Есть много инициатив, направленных на критику использования энергии биткойнами”, - отмечает Мод Саймон, исполнительный директор sharded blockchain Alephium, - “Некоторые создают альянсы для чистого майнинга, некоторые добывают зеленые блоки с сертифицированной гидроэлектростанцией, а другие пытаются уменьшить количество требуемой энергии. Ограничивая потребление энергии менее чем на одну восьмую от биткойнов после определенного порога, наша инновация Proof-of-Less-Work служит примером того, как сети PoW могут решать вопросы энергетической устойчивости, не жертвуя безопасностью и децентрализацией ”.
Одной из известных компаний, которая недавно вошла в горнодобывающий бизнес, является Intel. Вскоре калифорнийская корпорация выпустит свой первый крипто-ориентированный чип, который, по ее словам, обеспечивает “в 1000 раз лучшую производительность на ватт, чем обычные графические процессоры для майнинга на основе SHA-256”. Чип, получивший название Blockchain Accelerator, поставит Intel в прямую конкуренцию с такими компаниями, как Bitmain, Canaan и Nvidia. Скоро мы узнаем, является ли технология тем, чем она является. Первыми двумя компаниями, которые опробуют чип, станут Argo Blockchain и Block (ранее известная как Square).
Существующие специалисты по оборудованию не остаются глухи к критике PoW. Новейшая горнодобывающая установка Bitmain, S19 Pro + Hydro, использует технологию жидкостного охлаждения для снижения теплопотребления, энергопотребления и шума с дополнительным преимуществом продления срока службы машины. Внедряя эти машины, американская горнодобывающая компания Merkle Standard ожидает, что к концу 2022 года чистый выброс углерода будет отрицательным.
Очевидно, что индустрия майнинга биткойнов в целом отходит от загрязняющих энергоносителей и использует более устойчивую матрицу, которая включает солнечную, ветровую, геотермальную и гидроэлектрическую. Используются даже ядерные источники, как в случае с быстрорастущей Mawson Infrastructure Group. Там, где энергетический баланс не является безуглеродным, Моусон использует углеродные кредиты для компенсации своих выбросов.
Адриан Эйдельман, соучредитель платформы смарт-контрактов и биткойн-сайдчейна RSK, говорит: “Основными текущими расходами для биткойн-майнеров является потребление энергии, и поэтому у них есть четкий стимул находить и поддерживать дешевые источники, которые часто являются возобновляемыми. Крупные фермы по добыче биткойнов часто расположены в отдаленных местах, недалеко от этих источников энергии, и используют низкие затраты на электроэнергию, которые либо пропадут даром, либо их невозможно будет переправить в крупные города ”.
До этого момента майнинг в значительной степени происходил в тени. Но это начинает меняться. Нам нужно только взглянуть на запуск первого в истории ETF биткойн-майнеров на фондовом рынке Nasdaq. Вместо того, чтобы предлагать доступ к самому BTC, продукт, впервые разработанный менеджером криптоактивов Valkyrie, предоставляет инвесторам доступ к компаниям, специализирующимся на оборудовании или программном обеспечении, используемом для майнинга актива.
Взгляд в будущее
Помимо критики, связанной с энергоемкостью Proof-of-Work, были подняты вопросы, касающиеся долговечности самой горнодобывающей отрасли. В конце концов, более 90 процентов от общего объема биткойнов уже добыто. Поскольку субсидия на блокчейн сокращается вдвое каждые четыре года (следующая - в 2024 году), не придется ли биткойну постоянно повышать цены на майнинг, чтобы оставаться прибыльным?
Ну, да. Но это именно то, на что делают ставку майнеры. Хотя для майнинга осталось всего 10 процентов от запрограммированного фиксированного запаса биткойнов, основные инвесторы только недавно начали серьезно смотреть на класс активов, предполагая, что есть много возможностей для роста. Абсолютный дефицит, безопасность и децентрализация биткойна продолжают делать его желанным цифровым активом для покупателей.
И что произойдет, когда будет подтвержден последний блок, последний добытый биткойн?
Можно только предполагать, как будет выглядеть жизнь в 2140 году, но вполне вероятно, что майнинг продолжится. Как упоминалось ранее, майнеры получают вознаграждение за каждый добытый ими блок, состоящее из субсидии на блок и комиссии за транзакции. В ближайшие десятилетия покупательная способность биткойнов может быть настолько высокой, что выплат за последний будет достаточно, чтобы заставить майнеров вести реестр и добывать блоки даже в отсутствие новых биткойнов. Возможно даже, что биткойн станет рассматриваться как настолько ценная денежная база, что люди будут выделять ресурсы для поддержания жизни реестра, несмотря на то, что деньги теряются при обеспечении безопасности сети.
“Биткойн-майнинг станет стратегией многих стран в будущем, и те, кто выступает против него, только пожертвуют своим собственным процветанием, сократив инновации, а также рабочие места и создание богатства”, - прогнозирует Адриан Эйдельман из RSK.
Что бы ни случилось, криптовалюты и майнинг, вероятно, будут в центре внимания в ближайшие месяцы, не только в дебатах о великой энергии, но и в социальных и политических дебатах о правах народов на доступ к суверенной криптовалюте, дискуссия, которую будет продолжать открыто и продуктивно вести индустрия.