Найти тему
Правила жизни

30 фильмов последних лет, которые должен посмотреть каждый

Каждый из этих фильмов стоит потраченного времени.

    30 фильмов последних лет, которые должен посмотреть каждый
30 фильмов последних лет, которые должен посмотреть каждый

В подборке кинокритика Егора Москвитина — важные фильмы, вышедшие в период с 2010 по 2020 год, которые отразили все (или хотя бы самые главные) тектонические сдвиги, случившиеся с киноиндустрией за этот период.

А сдвиги были следующие: переформатирование блокбастеров; подъем национальных кинематографий; конфликт Голливуда и стриминговых сервисов; женская революция и борьба за инклюзивность; ренессанс низких жанров (см. пункт про сербские ужастики); появление новых нарративных технологий — вроде VR и интерактивной драматургии.

Так что те 30 фильмов, которые мы отобрали, — ни в коем случае не лучшие. Но зато они самые красноречивые — и помогут запомнить декаду, за которую много чего произошло.

«Социальная сеть» / The Social Network (2010)

Режиссер: Дэвид Финчер

Не просто «Гражданин Кейн» наших дней, а последний великий фильм о предпринимательстве, втянувший цифровую молодежь в ту же вечную гонку амбиций и тщеславия, которой жили ее родители — и их родители. Захватывающее кино, которое умудряется одновременно быть и максимально понятным, и принципиально непостижимым.

«Иллюзионист» / The Illusionist (2010)

Режиссер: Нил Бергер

Анимационный «Артист»: история об искусстве, умирающем с гордо поднятой головой. И о хрупкой любви, выросшей из веры в чудеса.

«Клык» / Kynodontas (2010)

Режиссер: Йоргос Лантимос

Выросшие в изоляции герои-дети не знают значения вещей, которые их окружают. И получается парадоксальное, страшное, смешное, наглое, чуткое кино о том, как действительность дрожит под натиском слов.

«Развод Надера и Симин» / Jodaeiye Nader az Simin (2011)

Режиссер: Асгар Фархади

Первая (для нас, неофитов) ласточка интеллектуального ренессанса в Иране — и попросту один из самых могучих фильмов об угасании и погребении чувств. Давно установлено, что эта тема подвластна лишь избранным режиссерам. Асгар Фархади — один из них.

«Меланхолия» / Melancholia (2011)

Режиссер: Ларс фон Триер

Фильм, задавший настроение всему десятилетию, а может быть, и целому поколению зрителей, убежденному, что в унынии есть своя красота, а депрессивными состояниями можно упиваться. Особенно если представлять себя не человеком, которому нужна помощь, а картинной Офелией — или хотя бы Кирстен Данст — в неглубоком пруду.

«Древо жизни» / The Tree of Life (2011)

Режиссер: Терренс Малик

То ли зашифрованная в образах стенограмма разговоров с Богом, то ли снятая на домашнюю камеру хроника сотворения мира. Есть никем не проверенная теория, что в мгновение между жизнью и смертью люди вместо света в конце тоннеля целиком видят фильм Терренса Малика. Любой.

«Линкольн» / Lincoln (2012)

Режиссер: Стивен Спилберг

Последний безукоризненный голливудский байопик и, к сожалению, последний великий фильм Стивена Спилберга. Примечательно, что эта картина могла не то что не попасть в наш рейтинг, но и остаться без номинаций на «Оскар»: режиссер так отчаялся искать продюсеров и прокатчиков, что был готов вместо большого кино снять мини-сериал для телеканала HBO.

«Охота» / Jagten (2012)

Режиссер: Томас Винтерберг

Детсадовского учителя (его играет Мадс Миккельсен) подозревают в педофилии. И получается не фильм даже, а безупречный этюд о человеческом достоинстве. Социальная травля, пренебрежение презумпцией невиновности, страх за детей, вера в фейковые новости и нежелание установить правду — темы, которые будут набирать обороты в кино с каждым годом. Но важно помнить: все началось с этого датского фильма.

«Любовь» / Amour

Режиссер: Михаэль Ханеке

Фильм Ханеке о двух трепетных стариках магическим образом действует и на тех, кому он вроде бы не предназначался, — даже на юную аудиторию, которой уместнее смотреть «Виноваты звезды» или «Ла-Ла Ленд».

«Жизнь Адель» / La vie d'Adèle (2013)

Режиссер: Абделлатиф Кешиш

При всем уважении к «Джокеру» экранизации комиксов побеждали на главных кинофестивалях мира и до него: «Жизнь Адель» — адаптация европейского графического романа «Синий — самый теплый цвет». И одна из тех бессмертных историй любви на экране, по которым — наравне с «Зови меня своим именем» — будут судить об ушедшей декаде.

«Гравитация» / Gravity (2013)

Режиссер: Альфонсо Куарон

Фильм знаменует момент, когда космос для зрителя перестает быть предчувствием и становится послесловием. Отныне кино стремится к звездам лишь для того, чтобы вернуться на Землю — единственную планету, которую в самом деле стоит освоить.

«Великая красота» / La grande bellezza (2013)

Режиссер: Паоло Соррентино

Паоло Соррентино — главный специалист десятилетия по вопросам отношений эстетики и пошлости, высокого и низкого, искусственного и наива. И судя по ажиотажу вокруг «Нового папы», нам с этим экспертом еще жить и жить. Так что включим в список самый безукоризненный из его фильмов.

«Джон Уик» / John Wick (2014)

Режиссер: Чад Стахелски

Фильм с Киану Ривзом, вернувший боевики к жизни — в то время как все остальные ветераны жанра только и делали, что его хоронили. Оказалось, самый брутальный и неповоротливый из киноформатов может оставаться актуальным еще долгое время — просто вместо коммандос, терминаторов и хищников им теперь должны заниматься хореографы, дизайнеры и диджеи.

«Левиафан» / Leviathan (2014)

Режиссер: Андрей Звягинцев

Как ни крути, а это важнейший российский фильм десятилетия, на пленке с которым, как на рентгеновском снимке, видны все наши травмы, переломы, опухоли и темные точки.

«Бабадук» / The Babadook

Режиссер: Дженнифер Кент

Последние годы доказали, что хорроры — идеальный инструмент для шоковой терапии как частных, так и общих психотравм. И есть ощущение, что все самое страшное и прекрасное у нас впереди. Ну и согласитесь, смешно было поставить этих монстров — Бабу-ягу, Бабадука и Левиафана — рядом?

«Мандарин» / Tangerine (2015)

Режиссер: Шон Бэйкер

Во-первых, это идеальный святочный рассказ для тех, кто прямо сейчас ищет нетривиальные истории про Рождество. Во-вторых, это безупречное кино, снятое и смонтированное на айфоне. А в-третьих, всем бы режиссерам быть такими гуманистами, как Шон Бейкер.

«Паулина» / La patota (2015)

Режиссер: Сантьяго Митре

Аргентинское кино о молодой идеалистке, отправившейся в деревенскую глубинку просвещать бедняков — и в итоге изнасилованной собственными учениками. Фильм сокрушительной силы, способный изменить взгляды на жизнь. Примечательно, что это ремейк, а оригинал был устроен гораздо примитивнее: современное кино — куда ответственнее и деликатнее того, что было раньше.

«Звездные войны: Пробуждение Силы» / Star Wars: The Force Awakens (2015)

Режиссер: Джей Джей Абрамс

В 2015 году было много блокбастеров, менявших представления о том, куда движется индустрия. Среди них — «Безумный Макс», «Мстители» и прощальный для Пола Уокера «Форсаж». Но космическую гонку в декабре подытожили архиважные «Звездные войны» — история, которая вместе с «Очень странными делами» (те начнутся летом 2016-го) обрекла нас на десятилетия масскультурного каннибализма.

«Ночная игра» / Late Shift (2016)

Режиссер: Тобиас Вебер

Первый прокатный интерактивный фильм в истории — странный короткий триллер, призывавший зрителя взять в руки мобильный телефон и управлять решениями героя. Сегодня против VR-драматургии и нелинейного кино уже громко высказывается Стивен Спилберг, а Netflix массово нанимает сотрудников разорившейся студии Telltale Games, делавшей продукты на стыке видеоигр и телесериалов. Шалость удалась.

«Тони Эрдманн» / Toni Erdmann (2016)

Режиссер: Марен Аде

Марен Аде — выпускница «берлинской школы кино», в 2003 году снявшая за копейки тончайший фильм «Лес для деревьев». В нем школьная учительница сходила с ума от невозможности разрешить главный для образованного человека конфликт — между «бытием с самим собой» и «бытием с другими». Но апофеоза этот экзистенциальный кризис достигает уже в «Тони Эрдманне» в 2016 году — в главном немецком (и по случайности румынском) фильме века.

«Ла-Ла Ленд» / La La Land (2016)

Режиссер: Дэмьен Шазелл

  Alamy/Legion-Media
Alamy/Legion-Media

Пусть этот фильм выиграет у не менее прекрасного «Лунного света» хотя бы здесь — ведь ни мюзиклы, ни романтические комедии прежними после него уже не будут. А Дэмиен Шазелл благодаря ему и вовсе взлетит к звездам — и увлечет за собой тысячи молодых режиссеров по всему миру.

«Бегущий по лезвию 2049» / Blade Runner 2049 (2017)

Режиссер: Дени Вильнев

  Alamy/Legion-Media
Alamy/Legion-Media

Канадца Дэни Вильнева недавно назвали главным новым режиссером десятилетия. Наверное, это повод пересмотреть самый противоречивый из его фильмов, в котором молодой мастер столкнулся с влиянием старого наставника, а современное кино — с классическим. И что-то пошло не так

«Зови меня своим именем» / Call Me by Your Name (2017)

Режиссер: Лука Гуаданьино

На этом месте мог бы оказаться любой из претендентов 2017 года на главный «Оскар» — та же революционная «Черная Пантера» или проницательный и ироничный ужастик «Прочь» — но есть что-то особенное в том исследовании платонического и телесного, которое провели режиссер Лука Гуаданьино и его верные друзья Тимоти Шаламе и Арми Хаммер. И кажется, это единственный крупный фильм того года, который можно назвать неповторимым — несмотря на дурацкий план авторов его повторить.

«Леди Берд» / Lady Bird (2017)

Режиссер: Грета Гервиг

Лучший роман воспитания десятилетия — и наконец-то с девчонкой в главной роли, а не с очередным Томом Сойером, Оливером Твистом, Гарри Поттером или Холденом Колфилдом. Да здравствует Грета Гервиг! Кстати, не выпустив ее прекрасных «Маленьких женщин» в Новый год, наши прокатчики хоть и уберегли Сиршу Ронан, Флоренс Пью, Элайзу Сканлен, Эмму Уотсон, Лору Дерн и Мерил Стрип от встречи с пьяным «Полицейским с Рублевки», но лишили нас всех Рождества.

«Магазинные воришки» (2018)

Режиссер: Хирокадзу Корээда

Или «Пылающий». Или все же «Магазинные воришки». Ясно одно: какими бы замечательными ни были «Служанка», «Стокер», «Паразиты», «Истина» и американское «Прощание», именно прошлый год стал триумфом азиатского кино — уникального и универсального одновременно.

«Восьмой класс» / Eighth Grade (2018)

Режиссер: Бо Бернем

Пусть всегда будет фестиваль «Сандэнс» — и те тонкие и звонкие истории, которые он каждый год рассказывает, не боясь показаться смешным, слабым и инфантильным. Эта школьная трагикомедия про детство в эпоху социальных сетей и ютьюба — идеальный пример сандэнсовского кино.

«Между рядами» / In den Gängen (2018)

Режиссер: Томас Штубер

На самом деле это место на полке было занято «Холодной войной», но подъехал веселый погрузчик и отправил чересчур красивый польский фильм в ту часть супермаркета, которую местные юродивые называют «Сибирью». Это была шутка, которую поймут лишь те, кто видел «Между рядами». Зато у остальных есть повод наверстать упущенное — потому что это лучший фильм о Рождестве со времен «Мандарина».

«Прекрасный день по соседству» / Beautiful Day in Neighborhood (2019)

Режиссер: Мариэль Хеллер

  Alamy/Legion-Media
Alamy/Legion-Media

Совершенно ненадрывное кино на неподъемную тему — о том, какой ценой дается святость. С той же тонкой материей в этом году работала и грандиозная «Тайная жизнь» Терренса Малика, но перед Новым годом сердце куда больше лежит к фильму, который не ранит, а утешает. К тому же это лучшая роль Тома Хэнкса за всю его карьеру.

«Брачная история» / Marriage Story (2019)

Режиссер: Ноа Баумбак

  Alamy/Legion Media
Alamy/Legion Media

Если бы музыкант и актриса из «Ла-Ла Ленда» в конце своей истории приняли другое решение, машина времени перебросила бы их в этот фильм. Выразительной мощи которого вполне достаточно, чтобы навсегда изменить жизнь любого, у кого есть подписка на Netflix.

«Однажды в Голливуде / Once Upon a Time in Hollywood (2019)

Режиссер: Квентин Тарантино

  Alamy/Legion Media
Alamy/Legion Media

Фильм-чудо, напоминающий, почему мы все здесь собственно и собрались. Потому что верим, что кино побеждает смерть.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц