Каждый из этих фильмов стоит потраченного времени.
В подборке кинокритика Егора Москвитина — важные фильмы, вышедшие в период с 2010 по 2020 год, которые отразили все (или хотя бы самые главные) тектонические сдвиги, случившиеся с киноиндустрией за этот период.
А сдвиги были следующие: переформатирование блокбастеров; подъем национальных кинематографий; конфликт Голливуда и стриминговых сервисов; женская революция и борьба за инклюзивность; ренессанс низких жанров (см. пункт про сербские ужастики); появление новых нарративных технологий — вроде VR и интерактивной драматургии.
Так что те 30 фильмов, которые мы отобрали, — ни в коем случае не лучшие. Но зато они самые красноречивые — и помогут запомнить декаду, за которую много чего произошло.
«Социальная сеть» / The Social Network (2010)
Режиссер: Дэвид Финчер
Не просто «Гражданин Кейн» наших дней, а последний великий фильм о предпринимательстве, втянувший цифровую молодежь в ту же вечную гонку амбиций и тщеславия, которой жили ее родители — и их родители. Захватывающее кино, которое умудряется одновременно быть и максимально понятным, и принципиально непостижимым.
«Иллюзионист» / The Illusionist (2010)
Режиссер: Нил Бергер
Анимационный «Артист»: история об искусстве, умирающем с гордо поднятой головой. И о хрупкой любви, выросшей из веры в чудеса.
«Клык» / Kynodontas (2010)
Режиссер: Йоргос Лантимос
Выросшие в изоляции герои-дети не знают значения вещей, которые их окружают. И получается парадоксальное, страшное, смешное, наглое, чуткое кино о том, как действительность дрожит под натиском слов.
«Развод Надера и Симин» / Jodaeiye Nader az Simin (2011)
Режиссер: Асгар Фархади
Первая (для нас, неофитов) ласточка интеллектуального ренессанса в Иране — и попросту один из самых могучих фильмов об угасании и погребении чувств. Давно установлено, что эта тема подвластна лишь избранным режиссерам. Асгар Фархади — один из них.
«Меланхолия» / Melancholia (2011)
Режиссер: Ларс фон Триер
Фильм, задавший настроение всему десятилетию, а может быть, и целому поколению зрителей, убежденному, что в унынии есть своя красота, а депрессивными состояниями можно упиваться. Особенно если представлять себя не человеком, которому нужна помощь, а картинной Офелией — или хотя бы Кирстен Данст — в неглубоком пруду.
«Древо жизни» / The Tree of Life (2011)
Режиссер: Терренс Малик
То ли зашифрованная в образах стенограмма разговоров с Богом, то ли снятая на домашнюю камеру хроника сотворения мира. Есть никем не проверенная теория, что в мгновение между жизнью и смертью люди вместо света в конце тоннеля целиком видят фильм Терренса Малика. Любой.
«Линкольн» / Lincoln (2012)
Режиссер: Стивен Спилберг
Последний безукоризненный голливудский байопик и, к сожалению, последний великий фильм Стивена Спилберга. Примечательно, что эта картина могла не то что не попасть в наш рейтинг, но и остаться без номинаций на «Оскар»: режиссер так отчаялся искать продюсеров и прокатчиков, что был готов вместо большого кино снять мини-сериал для телеканала HBO.
«Охота» / Jagten (2012)
Режиссер: Томас Винтерберг
Детсадовского учителя (его играет Мадс Миккельсен) подозревают в педофилии. И получается не фильм даже, а безупречный этюд о человеческом достоинстве. Социальная травля, пренебрежение презумпцией невиновности, страх за детей, вера в фейковые новости и нежелание установить правду — темы, которые будут набирать обороты в кино с каждым годом. Но важно помнить: все началось с этого датского фильма.
«Любовь» / Amour
Режиссер: Михаэль Ханеке
Фильм Ханеке о двух трепетных стариках магическим образом действует и на тех, кому он вроде бы не предназначался, — даже на юную аудиторию, которой уместнее смотреть «Виноваты звезды» или «Ла-Ла Ленд».
«Жизнь Адель» / La vie d'Adèle (2013)
Режиссер: Абделлатиф Кешиш
При всем уважении к «Джокеру» экранизации комиксов побеждали на главных кинофестивалях мира и до него: «Жизнь Адель» — адаптация европейского графического романа «Синий — самый теплый цвет». И одна из тех бессмертных историй любви на экране, по которым — наравне с «Зови меня своим именем» — будут судить об ушедшей декаде.
«Гравитация» / Gravity (2013)
Режиссер: Альфонсо Куарон
Фильм знаменует момент, когда космос для зрителя перестает быть предчувствием и становится послесловием. Отныне кино стремится к звездам лишь для того, чтобы вернуться на Землю — единственную планету, которую в самом деле стоит освоить.
«Великая красота» / La grande bellezza (2013)
Режиссер: Паоло Соррентино
Паоло Соррентино — главный специалист десятилетия по вопросам отношений эстетики и пошлости, высокого и низкого, искусственного и наива. И судя по ажиотажу вокруг «Нового папы», нам с этим экспертом еще жить и жить. Так что включим в список самый безукоризненный из его фильмов.
«Джон Уик» / John Wick (2014)
Режиссер: Чад Стахелски
Фильм с Киану Ривзом, вернувший боевики к жизни — в то время как все остальные ветераны жанра только и делали, что его хоронили. Оказалось, самый брутальный и неповоротливый из киноформатов может оставаться актуальным еще долгое время — просто вместо коммандос, терминаторов и хищников им теперь должны заниматься хореографы, дизайнеры и диджеи.
«Левиафан» / Leviathan (2014)
Режиссер: Андрей Звягинцев
Как ни крути, а это важнейший российский фильм десятилетия, на пленке с которым, как на рентгеновском снимке, видны все наши травмы, переломы, опухоли и темные точки.
«Бабадук» / The Babadook
Режиссер: Дженнифер Кент
Последние годы доказали, что хорроры — идеальный инструмент для шоковой терапии как частных, так и общих психотравм. И есть ощущение, что все самое страшное и прекрасное у нас впереди. Ну и согласитесь, смешно было поставить этих монстров — Бабу-ягу, Бабадука и Левиафана — рядом?
«Мандарин» / Tangerine (2015)
Режиссер: Шон Бэйкер
Во-первых, это идеальный святочный рассказ для тех, кто прямо сейчас ищет нетривиальные истории про Рождество. Во-вторых, это безупречное кино, снятое и смонтированное на айфоне. А в-третьих, всем бы режиссерам быть такими гуманистами, как Шон Бейкер.
«Паулина» / La patota (2015)
Режиссер: Сантьяго Митре
Аргентинское кино о молодой идеалистке, отправившейся в деревенскую глубинку просвещать бедняков — и в итоге изнасилованной собственными учениками. Фильм сокрушительной силы, способный изменить взгляды на жизнь. Примечательно, что это ремейк, а оригинал был устроен гораздо примитивнее: современное кино — куда ответственнее и деликатнее того, что было раньше.
«Звездные войны: Пробуждение Силы» / Star Wars: The Force Awakens (2015)
Режиссер: Джей Джей Абрамс
В 2015 году было много блокбастеров, менявших представления о том, куда движется индустрия. Среди них — «Безумный Макс», «Мстители» и прощальный для Пола Уокера «Форсаж». Но космическую гонку в декабре подытожили архиважные «Звездные войны» — история, которая вместе с «Очень странными делами» (те начнутся летом 2016-го) обрекла нас на десятилетия масскультурного каннибализма.
«Ночная игра» / Late Shift (2016)
Режиссер: Тобиас Вебер
Первый прокатный интерактивный фильм в истории — странный короткий триллер, призывавший зрителя взять в руки мобильный телефон и управлять решениями героя. Сегодня против VR-драматургии и нелинейного кино уже громко высказывается Стивен Спилберг, а Netflix массово нанимает сотрудников разорившейся студии Telltale Games, делавшей продукты на стыке видеоигр и телесериалов. Шалость удалась.
«Тони Эрдманн» / Toni Erdmann (2016)
Режиссер: Марен Аде
Марен Аде — выпускница «берлинской школы кино», в 2003 году снявшая за копейки тончайший фильм «Лес для деревьев». В нем школьная учительница сходила с ума от невозможности разрешить главный для образованного человека конфликт — между «бытием с самим собой» и «бытием с другими». Но апофеоза этот экзистенциальный кризис достигает уже в «Тони Эрдманне» в 2016 году — в главном немецком (и по случайности румынском) фильме века.
«Ла-Ла Ленд» / La La Land (2016)
Режиссер: Дэмьен Шазелл
Пусть этот фильм выиграет у не менее прекрасного «Лунного света» хотя бы здесь — ведь ни мюзиклы, ни романтические комедии прежними после него уже не будут. А Дэмиен Шазелл благодаря ему и вовсе взлетит к звездам — и увлечет за собой тысячи молодых режиссеров по всему миру.
«Бегущий по лезвию 2049» / Blade Runner 2049 (2017)
Режиссер: Дени Вильнев
Канадца Дэни Вильнева недавно назвали главным новым режиссером десятилетия. Наверное, это повод пересмотреть самый противоречивый из его фильмов, в котором молодой мастер столкнулся с влиянием старого наставника, а современное кино — с классическим. И что-то пошло не так
«Зови меня своим именем» / Call Me by Your Name (2017)
Режиссер: Лука Гуаданьино
На этом месте мог бы оказаться любой из претендентов 2017 года на главный «Оскар» — та же революционная «Черная Пантера» или проницательный и ироничный ужастик «Прочь» — но есть что-то особенное в том исследовании платонического и телесного, которое провели режиссер Лука Гуаданьино и его верные друзья Тимоти Шаламе и Арми Хаммер. И кажется, это единственный крупный фильм того года, который можно назвать неповторимым — несмотря на дурацкий план авторов его повторить.
«Леди Берд» / Lady Bird (2017)
Режиссер: Грета Гервиг
Лучший роман воспитания десятилетия — и наконец-то с девчонкой в главной роли, а не с очередным Томом Сойером, Оливером Твистом, Гарри Поттером или Холденом Колфилдом. Да здравствует Грета Гервиг! Кстати, не выпустив ее прекрасных «Маленьких женщин» в Новый год, наши прокатчики хоть и уберегли Сиршу Ронан, Флоренс Пью, Элайзу Сканлен, Эмму Уотсон, Лору Дерн и Мерил Стрип от встречи с пьяным «Полицейским с Рублевки», но лишили нас всех Рождества.
«Магазинные воришки» (2018)
Режиссер: Хирокадзу Корээда
Или «Пылающий». Или все же «Магазинные воришки». Ясно одно: какими бы замечательными ни были «Служанка», «Стокер», «Паразиты», «Истина» и американское «Прощание», именно прошлый год стал триумфом азиатского кино — уникального и универсального одновременно.
«Восьмой класс» / Eighth Grade (2018)
Режиссер: Бо Бернем
Пусть всегда будет фестиваль «Сандэнс» — и те тонкие и звонкие истории, которые он каждый год рассказывает, не боясь показаться смешным, слабым и инфантильным. Эта школьная трагикомедия про детство в эпоху социальных сетей и ютьюба — идеальный пример сандэнсовского кино.
«Между рядами» / In den Gängen (2018)
Режиссер: Томас Штубер
На самом деле это место на полке было занято «Холодной войной», но подъехал веселый погрузчик и отправил чересчур красивый польский фильм в ту часть супермаркета, которую местные юродивые называют «Сибирью». Это была шутка, которую поймут лишь те, кто видел «Между рядами». Зато у остальных есть повод наверстать упущенное — потому что это лучший фильм о Рождестве со времен «Мандарина».
«Прекрасный день по соседству» / Beautiful Day in Neighborhood (2019)
Режиссер: Мариэль Хеллер
Совершенно ненадрывное кино на неподъемную тему — о том, какой ценой дается святость. С той же тонкой материей в этом году работала и грандиозная «Тайная жизнь» Терренса Малика, но перед Новым годом сердце куда больше лежит к фильму, который не ранит, а утешает. К тому же это лучшая роль Тома Хэнкса за всю его карьеру.
«Брачная история» / Marriage Story (2019)
Режиссер: Ноа Баумбак
Если бы музыкант и актриса из «Ла-Ла Ленда» в конце своей истории приняли другое решение, машина времени перебросила бы их в этот фильм. Выразительной мощи которого вполне достаточно, чтобы навсегда изменить жизнь любого, у кого есть подписка на Netflix.
«Однажды в Голливуде / Once Upon a Time in Hollywood (2019)
Режиссер: Квентин Тарантино
Фильм-чудо, напоминающий, почему мы все здесь собственно и собрались. Потому что верим, что кино побеждает смерть.