прислал в редакцию KazanFirst определение Коллегии по уголовным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 11 ноября 2022 года и коротко сказал:
- Меня заказал Авзалов!
Полежаев с 2007 до января 2020 года работал председателем расположенного в Тукаевском районе вдоль Национального парка «Нижняя Кама» преуспевающего и престижного (на тот момент) СНТ «Орбита-2». – это с октября 2018-го по июль 2020 годов руководитель исполкома Тукаевского района. Сейчас Полежаев и Авзалов, можно сказать, «родственники». В том смысле, что обоих обвиняют в мошенничестве и оба стремятся оправдаться. Правда, похоже на то, что исход дела для каждого из них будет разный.
Полежаев возглавил СНТ (тогда СНОГ) «Орбита-2» в 2007 году. Общество «лежало на полу». Инфраструктура разрушена, вместо денег в казне – долги по налогам и поставщикам услуг. Садоводы видели, что общество «без руля и ветрил» и взносы не платили.
- Приходилось, как только увижу кого-то на участке, бежать к нему и уговаривать платить взносы, - рассказывал о первых годах своего правления Николай Владимирович.
Взносы он собрал, с долгами общества расплатился, стал приводить в порядок инфраструктуру. И произошло чудо. Садоводы, увидевшие, что их взносы идут в дело, стали валом приходить на ежегодные собрания. А на собраниях наблюдалось что-то невероятное: садоводы требовали расширить и увеличить объемы работ по обновлению общества, председатель громогласно предупреждал, что это увеличит ежегодные членские и целевые взносы, а люди в ответ кричали, что он не о том думает, что это не его забота.
- Потом стал замечать, что из года в год на собрания приходит все меньше людей. Стал с садоводами разговаривать и услышал: «А чего нам туда ходить?! Вы и ваше правление все правильно делаете! Вы нам только сообщайте какие взносы надо платить, мы заплатим!» - рассказывал Полежаев.
Чтобы сохранить кворумность общих собраний председатель организовал выборы уполномоченных по улицам и общие собрания стали собранием уполномоченных. Теперь все «судьбоносные» решения принимались ограниченным кругом лиц и часть садоводов была уверена, что Полежаев фактически единолично «рулит» обществом. Хозяйственные дела шли в целом успешно, на заброшенные участки приходили новые садоводы, они платили вступительные взносы (тогда это была повсеместная практика) и часть садоводов была уверена, что Полежаев допдоходы кладет к себе в карман, потому что, а как иначе? Быть председателем и не нажиться?! В 2017 году произошло важное для садоводов Татарстана событие: по воле президента в республике появилась программа помощи садоводству. Было принято решение ежегодно выделять 550 миллионов рублей на строительство дорог, водопроводов и электролиний до садоводческих обществ и еще 250 миллионов на софинансирование внутренних работ в СНТ. По всей республике чиновники смекнули, что садоводам идут деньги, которые неплохо бы взять на местах под свой контроль. Были зафиксированы неоднократные попытки местных властей использовать деньги садоводов для решения поселковых проблем. Тукаевский район не исключение. Здесь власти решили все СНТ района сделать членами Ассоциации садоводов района, на которую была возложена задача «выбивать» деньги по программе помощи.
В 2018 году в отношении СНТ «Орбита-2» и ее председателя произошли следующие события. Летом на Сабантуе глава района вручил Николаю Полежаеву почетную грамоту о том, что возглавляемое им общество является лучшим в районе. Осенью на собрании председателей садоводческих обществ Полежаев в присутствии высокопоставленных чиновников заявил, что «Орбита-2» ни в какие ассоциации и союзы вступать не будет и никакие бюджетные деньги ей не нужны. В том же году или в начале следующего Полежаева «за уши» притянули к уголовному делу против одной землеустроительной компании, которая якобы прирезала к СНТ «Орбита-2» земли Национального парка «Нижняя Кама».
- Меня обвинили в том, что я незаконно выдал садоводам справки, дающие право на бесплатную приватизацию этих земель. Но я таких справок не выдавал и в уголовном деле их никогда не было, - вспоминает Полежаев.
Однако Полежаева не просто сделали «фигурантом», а поместили на четыре месяца под домашний арест. После чего Авзалов выдал правлению «Орбиты-2» письменное требование организовать и провести общее собрание садоводов, где обязательно выбрать нового председателя. Весь 2019 год мы детально описывали, как шел по-сути рейдерский захват власти и как все претензии властей района и садоводов к Полежаеву рассыпались в суде. Потому что новый председатель «Орбиты-2» был избран собранием, на котором не было кворума, а сам Костылев на тот момент не был членом СНТ «Орбита-2» и не имел права даже участвовать в собраниях общества. Полежаев в судах доказал, что отстранен он был незаконно. Суд признал незаконным и само требование руководителя исполкома избрать нового председателя, потому что никакой чиновник не вправе требовать этого от СНТ. Но 12 января 2020 года садоводы на общем (кворумном) собрании законно избрали председателем Костылева, который к тому времени уже был членом СНТ «Орбита-2». Главным образом потому что Костылев предложил садоводам вступить в Союз садоводов Татарстана и решать проблемы общества не только на свои, но и на бюджетные деньги.
А уголовное дело за якобы мошенничество с землей Нацпарка и за выдачу «липовых» справок на приватизацию фактически рассыпалось. Точнее суд Тукаевского района приговорил Полежаева к условному сроку, позже Верховный суд Татарстана приговор отменил и направил дело на новое рассмотрение, после чего и следователи, и судьи увидели, что все это «дело» шито белыми нитками и рассматривать по-сути нечего. Дело прекратили.
Но в этом году против Полежаева вдруг возникло новое уголовное дело. Его обвинили в том, что он еще будучи председателем общества взял из кассы больше 700 тысяч рублей на устройство веранды-крыльца, ограждение административно-бытового корпуса, оборудование скважины для питьевой воды, но деньги не потратил, а присвоил, и все работы были выполнены штатными специалистами общества за предусмотренную сметой зарплату. 14 марта суд Тукаевского района приговорил Полежаева к лишению свободы сроком на три года условно. Верховный суд Татарстана в Казани 7 июня оставил приговор Тукаевского суда в силе, а вот Шестой кассационный суд в Самаре 11 ноября обнаружил, что при рассмотрении дела и вынесении приговора суды в Челнах и в Казани допустили массу процессуальных и прочих нарушений. «Доводы осужденного не опровергнуты». «Судебно-строительная экспертиза подтвердила выполнение работ, но не учла стоимость материалов и оборудования». «Сметы на расходы проверялись и утверждались членами правления общества», а они «допрошены не были». «Доводы судом не оценены». «Суд аппелляционной инстанции (ВС РТ) оценки доводам аппелляционной жалобы не дал». Один из свидетелей показал, что «был привлечен для выполнения пуско-наладочных работ и запуска насосной станции, получил за это 40 000 рублей», но «эти показания судом первой инстанции (Тукаевский суд) отвергнуты безмотивно». Это фразы из определения суда в Самаре, и это еще не все нарушения татарстанских судов. Шестой кассационный суд, естественно, приговор отменил и направил дело на новое рассмотрение.
- Я даже не знаю, как теперь Тукаевский суд будет выкручиваться! – смеется Полежаев.
Внешне дело о хищении денег «Орбиты-2» не имеет никакого отношения к делам о мошенничестве с землей и рейдерскому захвату власти в «Орбите-2». Но Полежаев уверен, что все это звенья одной цепи. Просто те, кто стряпал земельное дело, теперь пытаются сделать так, чтобы он не смог потребовать от государства моральной и материальной компенсации за незаконное преследование.
А Авзалов снят с должности руководителя исполкома и обвиняется, в частности, в «схематозе» с бюджетными деньгами. Интересно, что сейчас следствие ищет тех, кто инициировал ходатайство глав поселковых администраций в защиту Авзалова. Новость об этом и подтолкнула Полежаева прислать в редакцию оправдательное определение суда в Самаре. Он интригует:
- Я даже знаю, вернее догадываюсь, кто ходатайство это инициировал, но пока имена называть не могу!
Где-то в «нулевые» годы адвокаты стали рассказывать о случаях, когда судьи городских судов стали вести себя порой странно.
- Выходит судья из совещательной комнаты и говорит: «Вообще-то решение по этому делу должно быть иным, но поскольку мы с вами живем в Татарстане, то я объявляю следующее решение». Понимаете? Нам судьи стали чуть ли не прямым текстом говорить, что мы должны довести дело до Москвы, чтобы добиться справедливости! – вот о чем стали рассказывать правозащитники.
Независимо от конечного исхода, дело Полежаева одно из таких, которое надо было довести до Самары. Судьям, следователям, полицейским, депутатам, политикам Татарстана следовало бы сейчас обратить самое пристальное внимание на это явление. «Телефонное право» надо решительно похоронить. Это одно из условий дальнейшего успешного развития республики.