Найти в Дзене
Лина Ладова

Поиски

Максим вошел в старенький сарай и спросил бабушку: - Ну показывай, что передвинуть, что выкинуть? Анна Петровна показала рукой на всю противоположную стену сарая: - А вот это все, весь этот хлам - выкидывай. Никак руки не дойдут. - А что в этих коробках? - спросил Максим. - Барахло старое, от мамки твоей непутевой осталось, - ответила бабушка. - Хорошо, бабуля, все уберу. Только дай мне время. Ты иди. А я немного покопаюсь, вдруг что интересное найду. - Да чего интересного в старье можно найти? - проворчала Анна Петровна. - В утиль никогда не поздно все отправить, - миролюбиво ответил Максим, - Но я все-таки будущий журналист, мне интересно не только настоящее, но и прошлое. Вдруг материал для статьи найду. - Ну копайся, коли так интересно. Бабушка повернулась и вышла из сарая. Анну Петровну Максим любил, хоть и побаивался. До сих пор. И испытывал благодарность. Бабушка все его детство и юность напоминала внуку, что он обязан ей по гроб жизни, потому что она не оставила его в детском

Максим вошел в старенький сарай и спросил бабушку:

- Ну показывай, что передвинуть, что выкинуть?

Анна Петровна показала рукой на всю противоположную стену сарая:

- А вот это все, весь этот хлам - выкидывай. Никак руки не дойдут.

- А что в этих коробках? - спросил Максим.

- Барахло старое, от мамки твоей непутевой осталось, - ответила бабушка.

- Хорошо, бабуля, все уберу. Только дай мне время. Ты иди. А я немного покопаюсь, вдруг что интересное найду.

- Да чего интересного в старье можно найти? - проворчала Анна Петровна.

- В утиль никогда не поздно все отправить, - миролюбиво ответил Максим, - Но я все-таки будущий журналист, мне интересно не только настоящее, но и прошлое. Вдруг материал для статьи найду.

- Ну копайся, коли так интересно.

Бабушка повернулась и вышла из сарая. Анну Петровну Максим любил, хоть и побаивался. До сих пор. И испытывал благодарность. Бабушка все его детство и юность напоминала внуку, что он обязан ей по гроб жизни, потому что она не оставила его в детском доме, а взвалила на себя обузу и воспитала "вон каким орлом". Стоило Максиму немного провиниться, как тут же звучало угрожающее:

- Вот, надела себе хомут на шею! Забрала мальчонку из приюта. А он смотри, какой неблагодарный оказался! Вот сдам тебя обратно, тогда поймешь, как это - жить дома или на попечении государства, где вокруг тебя одни малолетние преступники!

В детстве такие угрозы бабушки очень пугали мальчика. И он сразу исправлял оценки или поведение, начинал усиленно помогать Анне Петровне, чтобы угодить, лишь бы она не исполнила свою угрозу.

Став постарше, Максим понял, что бабушка, хоть была и чрезмерно строгой, но, в сущности, не злой женщиной. Просто не любила его так, как обычно бабушки любят внуков. Говорят, что внуков любят больше, чем детей. В случае Максима - Анна Петровна не любила ни дочь, ни внука. Гораздо позже, когда Максиму уже исполнилось двенадцать лет, он узнал, почему.

В один из редких приступов благожелательного настроения бабушки, Максим попросил:

- Бабуля, покажи мне, пожалуйста, где моя мама похоронена.

К его удивлению, Анна Петровна не огрызнулась, как обычно, а быстро собралась и они поехали на кладбище. Там она с трудом отыскала могилу дочери, всю заросшую высоченным сорняком, так что и памятника уже не было видно. Максим принялся убирать могилку, и между делом задал мучивший его все детство вопрос:

- Ба, а как вы жили с мамой? Какой она была в детстве, в молодости?

- Как жила? Людка, мамка твоя непутевая, мне не родная была. Замуж я вышла за вдовца с ребенком, девочкой. Ей уже шесть лет было. Хотела я матерью стать ребенку. Да какое там! Характер - не приведи Господь! Непослушная, избалованная. Постоянно с ней проблемы, постоянно - неприятности. Отцу чего - пришел с работы, по головке погладил, подарок подарил и в телевизор уткнулся. А мне приходилось терпеть все ее выходки. А уж сколько я вынесла от девчонки - мне одной только и известно. А как муж мой, твой дедушка, помер, так и вовсе невтерпеж стало. Меня не слушалась, учителей не признавала, никто для нее не был авторитетом. А в шестнадцать лет так и вообще сбежала из дома с каким-то парнем. Я, конечно, в милицию сообщила, все, как положено. Да без толку. Никто ее и не искал толком. Года через три появилась. Пожила пару лет, да снова пропала. И больше я ее уже не видела.

Дальше Анна Петровна рассказала, что как-то раз ей позвонили из роддома и сообщили, что ее дочка родила мальчика, а сама скончалась при родах. Мальчик здоровый, пусть бабушка его забирает.

Женщина забрала тело падчерицы и похоронила. А вот брать ребенка категорически отказалась. Снова воспитывать неродного ребенка, сына падчерицы, которую не любила - она ну совсем не хотела.

Да и только-только личная жизнь у нее начала налаживаться. Мужчина появился. Вроде и любовь у них. И мужик серьезный, непьющий, рукастый. Опять же - без детей. Куда она мальчонку возьмет? Новый будущий муж не принял бы ее с багажом в виде внука, он и о дочери-то, хоть и приемной, ничего не знал. А тут младенец, который требует уйму внимания.

Так и остался малыш в Доме Малютки. А Анна Петровна благополучно вышла замуж. Только вот замужняя жизнь не заладилась. Очень скоро серьезный рукастый муж начал пить, сначала по выходным, потом все чаще. Вскоре потерял работу и запил запоями. Да так, через два года совместной жизни и допился до белой горячки, да и помер.

Вот тогда Анна Петровна и вспомнила про мальчика, от которого отказалась. И решила, смерть супруга - это ей наказание свыше, что ребенка бросила на произвол судьбы. И после похорон сразу отправилась в детский дом, оформила опеку и с тех пор Максим жил вместе с бабушкой…

На этом приступ доброго настроения закончился практически сразу и бабушка больше никогда не говорила о матери Максима. И не отвечала ни на какие вопросы. А вопросов у молодого человека накопилось огромное множество. И самый главный из них - кто же его отец? Как это узнать? А вдруг он еще жив? Вопросов много. Ответа - ни одного. И мальчик решил, что когда-нибудь, когда вырастет, он во что бы то ни стало найдет все ответы...

Всю свою жизнь Максим страдал от недостатка любви и тепла. Бабушка кормила его, одевала, ходила на родительские собрания. Но все было так, словно она отрабатывала трудовую повинность. Как будто пыталась что-то отмолить или кого-то сверху задобрить. При этом не испытывая ни малейших чувств к внуку. Ни ласкового взгляда, ни доброго слова. Возможно, именно поэтому, у Максима никак не складывались отношения с противоположным полом. Хотя рос он мальчиком симпатичным и неглупым, сначала девочки, а потом и девушки, прежде всего видели в нем только друга. И никак не хотели признавать в нем молодого человека, с которым можно завязать романтические отношения.

Максим уже совсем отчаялся когда-нибудь встретить девушку, которая увидит в нем не только жилетку. Но решил, что судьба распорядится по-доброму в свое время. А он не будет ее торопить.

После школы Максим без проблем поступил в престижный институт, на факультет журналистики. Он всегда чувствовал в себе склонность к сочинительству. Кроме того, обладал какой-то врожденной грамотностью, любознательностью и богатой фантазией. Если ко всему добавить его огромное желание найти любые сведения о матери и отце - вот и сложился образ будущей профессии.

Институт находился в соседнем городе, чем еще больше привлек парня. Он с огромным облегчением уехал от бабушки и поселился в общежитии института.

Теперь Максим учился уже на третьем курсе и лишь изредка приезжал к бабушке. А тут совсем недавно Анна Петровна позвонила внуку и попросила:

- Максим, приезжай на каникулы. Мне помощь твоя нужна.

- Что-то случилось, бабушка?

- Не дождешься. Мне надо хлам из сарая выбросить, место освободить под мебель. Хочу немного обновить гостиную. Грузчики заламывают немыслимую цену! А мне еще новую мебель покупать. Будь любезен, приезжай и разберись со всем сам. Зря я тебя столько лет поднимала?..

И вот теперь Максим оглядывал ряды коробок и сердце его забилось с надеждой. Он и не знал, что у них в сарае есть вещи, принадлежавшие его матери. Он бы уже давно все осмотрел и изучил!

В первых коробках не было ничего интересного. Так, старая одежда и обувь, магнитофонные кассеты, давно вышедшие из употребления, его старые игрушки.

Но вот следующая коробка заставила молодого человека всерьез разволноваться. Прямо сверху, на груде старых тетрадей, лежал альбом с фотографиями. Вот это была удачная находка. Руки немного дрожали, когда Максим открыл альбом и увидел на первой фотографии изображение маленькой девочки. Он сразу понял, что это его мама. Хотя и знал, как она выглядит только по фото на памятнике. Бабушка не держала в доме никаких фотографий.

Дальше были снимки матери уже чуть постарше. Школьные фотографии, с одноклассниками, с мальчиками и девочками. Любительские снимки на природе или на фоне городского пейзажа. Мама везде улыбалась и была невероятно красива. Хотя, возможно, это так казалось сыновьему взгляду. Но девушка была действительно довольно привлекательна.

Чаще всего его мама была на фотографиях с одной и той же девушкой. Видимо, лучшая подруга. Увидев на одном снимке эту подругу, изображенную в одиночестве, Максим достал фото и на обороте прочел: "Моей лучшей подруге от Оксаны". А затем название населенного пункта и год. Как ни странно, а город, указанный на фото - был городом, где учился Максим. Подсчитав в уме, парень понял, что снимок был сделан года за два до его рождения.

Сердце снова бешено забилось. Значит, если он найдет эту Оксану, то сможет побольше узнать о матери. Как она жила, чем увлекалась. А если повезет - то и имя его отца.

Под альбомом лежали материны школьные тетрадки и дневники. Их Максим решил посмотреть позже. А вот на самом дне коробки он увидел вручную разукрашенную общую тетрадь и сразу понял - вот оно, то что он так давно искал, что сможет ему рассказать о маме, о ее жизни и чувствах, переживаниях... Дневник…

Молодой человек положил дневник в свою сумку вместе с фотоальбомом, отложил коробку с тетрадками и быстро осмотрел остальные коробки. Впрочем, без особого успеха. Больше он не нашел ничего любопытного.

Максим вызвал грузовую машину, загрузил все коробки и заплатил водителю, чтобы вывезти все на свалку.

Деньги у парня водились, хоть и небольшие. Кроме крошечной стипендии, он подрабатывал написанием статей для различных печатных и интернет изданий, писал курсовые и дипломные работы для других студентов за деньги. Да и как по-другому жить? Анна Петровна сразу предупредила:

- Вырастила, выучила, одевала-обувала-кормила, дальше сам себя обеспечивай, взрослый уже.

Вот он и обеспечивал себя. Хватало даже на то, чтобы помогать деньгами бабушке.

Когда сарай был очищен, Максим вошел в дом и поставил заветную коробку у входа.

- А это что такое? - спросила Анна Петровна, - Чего в дом-то барахло тащишь?

- Ты не беспокойся, я заберу это с собой, - ответил Максим, - Это бумаги моей мамы. У меня к тебе одна просьба, бабушка. Вот фотография какой-то Оксаны, как я понял, подруги мамы. Ты знаешь о ней хоть что-нибудь?

Анна Петровна внимательно посмотрела на снимок и кивнула:

- Как же, помню. Такая же оторва была, как и твоя мать. Потому и подружились, не разлей вода. Оксана вроде звали.

- А после смерти мамы ты что-то слышала о ней?

- Краем уха слыхала, что замуж удачно вышла, за богача какого-то. Не то, что мамка твоя, свистулька. А уж дальше не знаю, да и не интересовалась. Зачем тебе-то Оксана?

- Бабуля, ты же знаешь, что я всю свою жизнь хочу узнать, кто мой отец. И как жила моя мама. Ко всему прочему, во мне проснулся журналистский азарт. Тут написано название города. А вот как найти эту незнакомую Оксану - я не знаю. Можешь мне чем-нибудь помочь? Пожалуйста!

Максим умоляюще сложил руки. Анна Петровна нехотя пожала плечами:

- Я помню только ее фамилию. Но вряд ли это тебе поможет. Она же замуж в другом городе вышла. Скорее всего и фамилию мужа носит.

Но все-таки это была хоть какая-то ниточка. А уж он распутает клубок, можно не сомневаться. Хватка у него, как у настоящего журналиста. Благо искать придется, никуда не уезжая от места учебы.

Вечером Максим лежал в постели и листал дневник матери, с нежностью вглядываясь в строчки, написанные девичьим почерком. Написано все было с чувством, события описывались красочно и подробно. Видимо, все-таки его литературный талант достался ему от матери. Молодой человек многое узнал о чувствах молодой девушки, которая не любила свою мачеху и всячески выказывала свой юношеский протест против жены отца плохим поведением. Будучи еще совсем крошкой. девочка страдала от недостатка внимания отца. А уж после его смерти и вовсе почувствовала себя обманутой и брошенной. И поэтому, не чувствуя любви со стороны Анны Петровны, делала все, чтобы той жизнь не казалась медом. Не понимая, что это палка о двух концах. Ведь тем самым девушка портила жизнь и себе самой...

Ближе к рассвету Максим наконец заснул, держа в руках дневник матери.

На утро молодой человек помог бабушке освободить гостиную от старой мебели, вынес все в сарай. Затем попрощался и с облегчением поехал в город, который он уже считал своим. Он каждый раз, уезжая от Анны Петровны, облегченно вздыхал, потому что никогда не чувствовал себя дома тепло и уютно. Их дом не был для него родным, в нем не было любви.

Разумеется, он забрал драгоценную коробку и пообещал бабушке не пропадать и навещать ее. Хотя той это было нужно, как кенгуру - рюкзак. Просто соблюли общепринятые условности.

Впереди была сессия и на время расследование было отложено на потом. Максим успешно сдал сессию. И при этом ухитрился заработать, помогая другим студентам. Наконец-то наступили долгожданные каникулы и парень смог вплотную заняться поисками незнакомой Оксаны.

Первым делом Максим попросил в журнале, для которого частенько писал небольшие статьи, выдать ему журналистское удостоверение. Это должно ему помочь в расследовании. Теперь он был официальным внештатным корреспондентом, что открывала многие двери без проблем. Как помогало разговорить многих простых людей. Все-таки пресса - это хоть и четвертая, но все же власть. После законодательной, исполнительной и судебной. А это многое значит для его поисков.

И начал Максим с отделов ЗАГСа. Он по порядку обошел все отделы города, отыскивая сведения о подруге матери, зная девичью фамилию и имя. По закону подлости, нужная информация оказалась только в последнем по счету отделе ЗАГСа.

Там Максиму сразу помогли, увидев удостоверение журналиста и поверив в заранее придуманную легенду, что якобы женщину ищут в телепередаче "Жди меня" давно пропавшие родственники, которые знают ее только по девичьей фамилии.

Сердобольные служащие дворца бракосочетаний даже через паспортный стол, без всяких запросов, помогли журналисту узнать не только нынешнюю фамилию, но еще и адрес Оксаны. От всего сердца поблагодарив женщин и пообещав сообщить о дне выхода программы в эфир, Максим тепло попрощался и ушел. Теперь он был окрылен не призрачной надеждой, а самой точной информацией...

Продолжение следует.