Пересмотр итогов приватизации в России — это тема, которая обсуждалась еще в девяностые годы. Безусловно, все это основано не на пустом месте, а на том, какая была приватизация в России.
Пересмотр итогов приватизации
Николай Платошкин подчеркивает, что в девяностые годы приватизация явно не соответствовала интересам большинства. Фактически государственная собственность досталась узкому кругу лиц, связанному с «реформаторами».
Анатолий Чубайс подтверждал уже после приватизации девяностых, что действительно целью приватизации было не получить деньги, а борьба с коммунизмом. Как это понимать? Следующим образом: несправедливая приватизация создает класс новых собственников, которые будут защищать «свою» собственность от реставрации коммунизма любыми способами.
То есть можно сказать прямо: это был процесс не в интересах большинства, поэтому неудивительно, что большинство выступает за пересмотр итогов приватизации и в современности. В современности, пожалуй, это такой вопрос, который пора рассмотреть на высшем уровне.
Позиция правительства
Николай Платошкин отмечает, что за пересмотр итогов приватизации прежде всего выступает Коммунистическая партия Российской Федерации. Есть конкретные законопроекты, суть которых как раз сводится к пересмотру итогов приватизации.
Но как правительство России реагирует на подобные предложения? Негативно, всегда негативно. В правительстве прямо утверждают, что это не вариант, что это изменит ситуацию к худшему.
Каким образом? Там утверждают, что уже есть экономический курс, а пересмотр итогов приватизации изменит все в худшую сторону потому, что тогда собственники не будут уверены в том, что их собственность защищена. Ведь сегодня пересмотрят итоги приватизации девяностых, а завтра, например, пересмотрят что-то еще — и люди лишатся собственности.
Подобный аргумент в данном случае не работает, уверен Николай Платошкин, потому что в девяностые годы многие получили собственность за копейки, то есть это все можно проверить, изучить, и если сделка не соответствовала интересам государства, её можно отменить. Нет никаких оснований считать, что если что-то было сделано незаконно в девяностые, то это нужно просто «забыть и простить». Если эти собственники такие эффективные, то пускай создают свои проекты, а не используют советские предприятия в своих интересах. Их создавали в интересах большинства, а не для узкой группы лиц.
Актуальность вопроса
Николай Платошкин уверен, что после событий 2022 года во внешней политике, безусловно, вопрос о пересмотре приватизации еще актуальнее. Почему? Потому что многие деятели, которые участвовали в приватизации девяностых, фактически покинули Россию, иногда прямо заявили, что не согласны с курсом во внешней политике.
Следовательно, почему не задуматься о том, как у этих людей оказалась советская собственность, на каком основании они получают сверхприбыль за счет продажи, например, природных ресурсов России? При этом учитывая тот факт, что они вообще действуют не в интересах страны.
Как минимум в таких случаях разговор о пересмотре итогов приватизации имеет смысл. Особенно на фоне разговоров об импортозамещении, когда действительно нужно создавать независимую экономику.
Почему в СССР не было импортозамещения? Потому что могли все производить свое. Точно такая же политика в США и ЕС современных. Там иногда невыгодно заниматься сельским хозяйством, реальным сектором, но занимаются, так как понимают, что если не будут этого делать, то будет зависимость от других стран, а этого допускать нельзя. Там не считают, что нужно делать так, как говорил Гайдар: продавать нефть и газ, а все остальное покупать за границей.
Следовательно, чтобы было импортозамещение, независимость экономики, конечно, нужно задуматься о пересмотре итогов приватизации, нужно отказаться от позиции правительства, где до сих пор уверены, что пересмотр итогов приватизации и национализация — это неправильные меры. В условиях России — это прогрессивные меры, потому что государство ничего хорошего от приватизации девяностых не получило, никаких преимуществ.