Найти тему

Вернисаж: выставки в Петербурге с 25 декабря 2022

Музей городской скульптуры В Мастерской Аникушина работает выставка современной скульп­туры «Чувство города» (0+). Проект объединил полсотни произведений петербургских скульпторов. Кто‑то из авторов рассуждает о классическом и промышленном облике города. Кто‑то наблюдает за жителями. Кто‑то фантазирует на тему мифа о том, как Петербург уходит под воду. Посетители лицом к лицу встречаются с главными городскими соглядатаями Артема Максимова, узнают соседей и попутчиков в работах Нины Павловой, отыскивают столь актуальную для петербуржцев «ловушку для солнца» Антонины Фатхуллиной. На выставке представлена керамика Владимира Цивина, вдохновленная статуями Эрмитажа и Летнего сада, эскизы городских скульптур Дмитрия Каминкера, Роберта Лотоша, Сергея Борисова, Никиты Ротанова. Также планируются экскурсии, арт-медиации, мастер-классы и творческие встречи. Музей истории религии Новая выставка — «Мудрость Востока: учители, ученики, книги» (12+) рассказывает о традициях и вероучении буддизма, даосизма, синтоизма, индуизма. Духовный опыт, выраженный в словах, книгах, символах, раскрывается через образы основоположников религий и их выдающихся последователей, мудрецов и святых, бодхисаттв и йогинов. Посетители видят тибетские танки, редкие японские свитки, скульптурные и графические изображения, исторические фотографии монастырей Бурятии, книги, одеяния монахов восточных религий. Представлено около 200 экспонатов из фондов музея и собрания Института восточных рукописей РАН. Выставку дополняют медиапрограммы. Музей истории города В особняке Румянцева на Английской набережной открылась выставка «Культурный код. Каверин 2.0» (0+). Культурный код — информация, зашифрованная в определенной форме, понятие, доступное каждому, образ, архетип. Литература — одна из основ культурного кода, на примере которой можно отследить и изучить целый ряд аспектов, таких как исторические и общественные явления, взаимовлияние различных культур и межчеловеческие отношения. Роман Вениамина Каверина «Два капитана» давно уже вышел за рамки литературного произведения, это явление культуры. Многочисленные экранизации, постановки, киноадаптации, репрезентации в искусстве положили начало массовому интересу как к самим героям, так и к их прототипам. Основой выставки стали собрания Российского государственного музея Арктики и Антарктики и литературного музея «ХХ век». Экспонаты Музея Арктики и Антарктики дают представление о реально существовавших исследователях начала ХХ столетия. Переписка между членами семьи, родными и друзьями раскрывает мысли путешественников, позволяет узнать, что переживали полярные исследователи, расставаясь с родными. Художественный образ Новой Земли реконструируется через картины Н. Пинегина. Фотографии проиллюстрируют быт и досуг полярных исследователей. Литературный музей «XX век» предоставил для выставки личные вещи Вениамина Каверина: записную книжку, сценарный договор, чернильницу и ручку-вставочку, писательский портфель, деревянную палку-трость… Также демонстрируется коллекция книг из музейных фондов — издания произведений Каверина на русском и 20 иностранных языках, в том числе китайском, японском, фарси, арабском, чувашском. Впервые музей «ХХ век» выставляет порядка 30 иллюстраций художника-графика Александры Якобсон к одному из первых изданий романа «Два капитана». Выставка дополнена экспонатами музеев-партнеров, раскрывающими культурный код романа. В Зимнем дворце открылась выставка «Сокровища земли коротких ночей» (0+). Она приурочена к 1100‑летию принятия ислама Волжской Булгарией, знакомит посетителей с процессом и результатами исламизации Волго-Уралья и соседних земель. Выставка условно состоит из трех разделов. В первом представлена культура Поволжья и Прикамья в эпоху, предшествующую времени принятия ислама. Регион имел плотные связи с Востоком и являлся ключевым рынком в трансконтинентальной торговле мехами. Влияние культуры Востока показано на примере богатых археологических комплексов древних венгров. Впервые в экспозиции представлены материалы недавно исследованного Баяновского могильника в Прикамье, а также комплекс Редикорского клада. Найденные там предметы отражают знакомство жителей региона с культурой Ирана и Средней Азии. Второй раздел рассказывает о культуре Волжской Булгарии от момента принятия ислама до монгольского завоевания. Здесь показаны монеты царей Волжской Булгарии. На основе знакомства с ювелирным искусством Среднего Востока в Волжской Булгарии сложилась собственная традиция производства украшений и серебряной посуды. На выставке демонстрируются выдающиеся образцы ювелирного искусства — Спасский и Сабакайский клады, а также их иранские и среднеазиатские прототипы. Третий раздел посвящен культуре народов Булгарского улуса Золотой Орды. Здесь представлены произведения ювелиров народов Среднего Поволжья в контексте развития исламского искусства Золотой Орды и других монгольских государств. Впервые показаны некоторые ювелирные изделия из улуса Чагатая (восток Средней Азии) — одни из образцов для копирования в восточноевропейских улусах Золотой Орды. Культура народов Поволжья отражена в материалах Муранского могильника и некоторых случайных находках из Казанской губернии.