Осторожно, спойлеры!!!
Группа VK <--
Вот, наконец, до обветшалых кинотеатров моего города добрался многолетний долгострой. Надежд, откровенно говоря, на просмотр нового детища Джеймса Кэмерона не было, в связи с недавними событиями на политической арене, но все же "чудом" нелицензированного проката мне удалось составить свое мнение по поводу сиквела. Обойдемся без длинных прелюдий, сразу начнем обсуждать, ведь сказать есть что.
Немного истории
Все же стоит немного рассказать о создании самого фильма, ведь это обуславливает некоторые аспекты его структуры. Как вам известно, свои истоки "Аватар два" берет из бородатого 2009 года, который запечатлел фильм в кинематографе, как "самый кассовый в истории", разумеется вопрос о запуске "конвейера" имел лишь только временный характер. И уже в 2010 году Кэмерон сразу анонсировал, как минимум, два продолжения коммерчески выгодной франшизы, съемки которых стартовали сражу же, причем всех сиквелов одновременно... Что соответственно обуславливает такой затяжной процесс съемок. Сам же Кэмерон в своем интервью подобные задержки и траты (точная сумма производства не называется, но чтобы окупиться, по словам режиссера, фильму нужно будет повторить успех первой части) объясняет техническими проблемами в процессе создания: просто не было должного оборудования в те времена, которые позволили бы воссоздать все задумки автора, что затянуло процесс создания аж на 13 лет (сами съемки начались в 2017). Подобные амбициозные долгостройные проекты всегда имели один недостаток - актуальность. Поэтому сюжетные концепции представляют из себя сборник перетертых клише и традиционных формул, которые хоть и работают, но не блещут новизной и свежестью. Да и в принципе, если вспомнить первую часть, то свой успех "Аватар" сыскал за свое техническое, по тем меркам, новаторство в плане компьютерной графики, он и не выделялся глубокими сюжетными коллизиями или философски свежими идеями. Поэтому, идя в кинотеатр, от фильма я ждал ровно ничего, собственно говоря, это был самый правильный подход.
Сюжет
Чтобы вы понимали, при хронометраже в 3 часа 14 минут, весь сюжет может вместиться в одно предложение: "злые белые оккупанты вновь прилетают на Пандору дабы подготовить планету для переселения людей с Земли". Протагонистом выступил вновь Джейк Салли, ну а антагонистом вновь выступил... полковник Майлз Куорич... да они его воскресили, причем по концовке можно сказать, что именно он займет главенствующую роль злодея и в следующих фильмах. Складывается ощущение, что антипод главному герою был введен только из-за необходимости, потому что без него вся антитеза просто рушится под гнетом тривиальной простоты сюжетной завязки. Это по-прежнему тот же односторонний персонаж, который старается подрожать Бутчеру из "Пацанов", но выходит у него довольно плохо, ведь скорлупа невозмутимой надменной брутальности рушится, когда дело коснулось его сына (Паука/Майлза). Вообще семейная тема в фильме становится фигурирующей и занимает 2/3 общего экранного времени: тут и конфликт отцов и детей, место семьи в социуме, главенствующая роль отца в семьи. Главный герой часто произносит одну фразу: "отец должен защищать семью" - что уже говорит о центральной идее всего произведения. Кстати, сполна раскрывается только она. Помимо этой темы, в картине присутствуют и другие проблемы, в основном остро-социального характера: дискриминация, ксенофобия, расовая непереносимость; но, к сожалению, из-за непланомерного развития сюжета, который пестрит лишними, бессмысленными элементами, затягивающие только сюжет, вопросы, описанные выше, не успели попросту раскрыться.
Действительно фильм затянули, композиционно он имеет странную динамику повествования: динамичное начало, тухлая середина с бессмысленными вставками быта "на ви" и опять же эпичный конец. Но скажу так, хоть середина утомительным грузом садиться на веки зрителя, очень бойко пытаясь их закрыть, кульминация заставляет воспрять, создавая нужное эмоциональное напряжение и показывая зрителю сочные кадры компьютерной графики. Говоря о эмоциональности, то авторы тут уперлись в драматургию, причем очень вялую. Кэмерон пытается вытащить слезу из зрителя, играя обыденной трагедией, построенной на смерти, прием хоть и художественно устаревший, но рабочий (судя по реакции в зале). Не могу сказать, что вышло безэмоционально, но и не убедительно, практически никому из героев не сопереживаешь. Единственный персонаж, который вызывает у тебя жалость (причем в плохом смысле) - это Паук (сын полковника, человеческий мальчик) - и то, только потому, что у сценаристов не хватило места на бумаге для него, ведь об этом персонаже все забыли. Его бросают в плену врага, берут в заложники союзники, калечат его, а он еще к ним же и возвращается. Даже Кири (дочь Джейка) в конце драматического воссоединения называет его "обезьянкой". Ну благо хоть в трагедию авторы вложили какой-никакой тезис, который можно трактовать так: "не будешь слушаться маму и папу, получишь по попке айайяй". Ну тут без комментариев даже. Ну о местном юморе даже не стоит толковать, его тут нет, за все время была только половина шутки, и то на троечку.
Интересным элементом повествования становятся тулкуны - это новая раса разумных водных существ, которые ведут активную духовную дружбу с на ви. В сюжете говорится, что у них есть своя философия, наука и культура, жаль только, что это никак не раскрывается, а остается лишь на уровне факта. Надеюсь, в третьей части мы узнаем о них чуть больше.
Сюжетные ляпы и дыры тоже портят общее впечатление, проявляется это порой в нелогичности опять-таки сценария: на ви, которые уже могут чуть ли не часами находиться под водой, начинают задыхаться, когда оказываются на борту тонущего корабля (жертва логикой в угоду драматизму).
Если подытожить, то сюжет, как и ожидалось, стал самой посредственной вещью в этом фильме.
Актеры и сценическая игра
Не могу сказать, что актерский состав пышет большими талантами, но в нем действительно есть выдающиеся люди своего дела (Сэм Уортингтон, Сигурни Уивер, Стивен Лэнг), но уровень, на котором прописаны их персонажи, просто не позволяет раскрыть на полную их актерское мастерство. Сценарий угробил большинство интересных образов, тот же полковник мог стать гораздо разносторонним героем, но его характер остается статичным, хоть и была предпринята попытка сдвинуть с места этот камень преткновения. Вообще уровень игры "на ви" на довольно хорошем уровне: аутентично передает нрав и настроение одичалого племени. Говор с акцентом, необычные культурные ритуалы, излишняя вспыльчивость и сентиментальность. Тут ставлю актерам плюсик, на ви вышли живыми и интересными. А вот раса людей представляет из себя мишени из мяса и дерьма для стрельбы из лука: не блещут особым интеллектом и сообразительностью.
Все же, все мы собираемся на "Аватар" не ради божественной актерской игры или замысловатого глубокого сюжета, а ради графики.
Техническая составляющая
Что тут долго говорить, уровень графики находится на потрясающем уровне, хотя могу сказать одно, что в 2022 году уже сложно кого-то удивить графикой, сейчас ценится кино, которое снимается на "живой" сцене, но все же Джеймсу Кэмерону стоит отдать должное. Картинка сочная и просто пестрит таким спектром различных гамм, чего только стоит одна вода, прям натуральный "живой источник" из рекламы. Эти величественные пейзажи, гигантские парящие горы, все великолепие подводного океана, его безграничная красота разливается аквамариновыми красками, которые гармонично сливаются с красными оттенками кораллов и рифов. Все выглядит великолепно и зрелищно, а от некоторых сцен порой и мурашки пробирают по телу.
Постановщики и операторы тоже постарались на славу, благодаря динамической камере, сцены выглядят крайне завораживающе и эпически. Анимации в боях вышли очень естественными и натуральными, за что тоже можно лишь пожать руку ответственным людям. Вот, что можно назвать действительно "зрелищем".
Итог
Знаете, я всегда относился к "Аватару" не как к художественному произведению, а как скорее к демонстрации возможностей человеческого прогресса, ведь концептуально на уровне сюжета и сценария фильм из себя представляет третьесортную драму о сложных семейных взаимоотношениях, которые раскрыты очень поверхностно. Вышел отличный аттракцион для глаз, приятное зрелище, что опять-таки позволит полюбоваться красотами цифровой природы. Надеюсь, что третья часть хоть немного усложнит повествование и сделает "Аватар" не только красивым, но и интересным. Фильму я ставлю твердые 6/10: звезд не хватает, но и дно не пробивает (в сравнении с "марвелятиной" так вообще шедевр"). Хватайте семью, детей и заваливайтесь в кинотеатр, этот фильм советую смотреть только на большом экране. С вами была команда AniMovies, еще услышимся.