Найти тему
Гик-чердак

«Пиноккио» Гильермо дель Торо. Десткая сказка на взрослый лад

Оглавление

История о деревянном мальчике, который мечтал стать настоящим, многим знакома с детства. Дисней выпустили мультфильм про Пиноккио ещё в 1940 году, и он стал лишь одним из многих, которые последуют за ним. В начале декабря Гильермо дель Торо подарил нам новую вариацию сказки. И можно смело утверждать, что она не похожа на остальные.

Гильермо дель Торо на съёмках "Пиноккио"
Гильермо дель Торо на съёмках "Пиноккио"

О чём?

После потери сына талантливый столяр Джеппетто больше не видит смысла жить дальше. Он давно забросил свои инструменты и не прикасался к древесине. Но однажды ночью, обуреваемый горем, мастер в пьяном угаре создаёт куклу и засыпает. К нему в дом приходит Лесной дух и, пытаясь скрасить одиночество Джеппетто, оживляет марионетку. Так, на свет появляется Пиноккио, а его наставником мальчику становится сверчок Себастиан, который и расскажет зрителю обо всех приключениях, которые произойдут дальше.

Постер
Постер

История создания

Дель Торо давно мечтал снять свою версию о мальчике из дерева. Впервые его «Пиноккио» анонсировали ещё в 2008 году, а дату выхода мультфильма в свет поставили на 2013-14. Позже релиз перенесли, сославшись на плохие кассовые сборы с Бёртоновского «Франкенвини», а в январе 2017 и вовсе свернули работу из-за отсутствия финансирования. И только в 2018 году Нетфликс решили взять проект под своё крыло. Видимо, любая работа в кукольной анимации должна отлежаться лет эдак 10, чтобы за неё всё-таки кто-то принялся.

Первое представление о Пиноккио дель Торо
Первое представление о Пиноккио дель Торо
«Там, наверху, такие же люди, как мы. Но они смотрят на цифры. „Франкенвини“ стал для них кассовым провалом» – Грис Гримли, иллюстратор, чей образ Пиноккио был использован в фильме

В своё время Дисней выкорчевал из Пиноккио всю мрачность, которая заложена в оригинальной сказке Карло Коллоди. А Гильермо хотел показать миру именно ту историю, зашив внутрь некоторые собственные мысли. Так, действие переносится во времена фашистской Италии. Режиссёр затрагивает темы войны, тёмного периода для страны под правлением Муссолини, отношения отца и сына (причём речь не только о Джеппетто и Пиноккио). Фильмом для всей семьи здесь даже и не пахнет, что во многом объясняет, почему студии так долго сопротивлялись проекту.

Пьяный Джеппетто делает Пиноккио
Пьяный Джеппетто делает Пиноккио

Мораль оригинала оказалась не близка дель Торо, именно поэтому его Пиноккио всё-таки другой. Ему больше не нужно исправлять свою порочность, чтобы стать «настоящим мальчиком». Он может не слушаться, но кто сказал, что это обязательно плохо? Да и с Джеппетто слетел образ идеального отца. У него есть вредные привычки, он может быть грубым, резким, говорить не подумав.

«Я надеялся поговорить о вещах, которые были очень важны для меня и отзываются по сей день. Одна из вещей, которую я ценю как добродетель, – это непослушание. Я подумал, что идея о том, что Пиноккио ведёт себя как свободолюбивая душа в то время, когда от всех ожидается послушание, была бы очень важна, особенно в такой момент, как сейчас»
Кадр из фильма
Кадр из фильма

«Пиноккио» стал первым опытом режиссёра в анимации, и выбрал он именно кукол. И правда, что может подойти для марионетки лучше? Фильм выглядит действительно очень аутентично именно в технике стоп-моушн. Для большинства персонажей пользовались современными технологиями, где мимика и глаза управляются с помощью ключа за счёт механизма, покрытого силиконовой кожей. Но к самому Пиноккио такой подход применить не удалось.

Процесс создания кукол
Процесс создания кукол

Деревянное лицо не может меняться как человеческое. Пришлось прибегнуть к старым методам, где использовались разные головы для каждой эмоции. Но и здесь прогресс помог облегчить задачу: аниматоры заменяли лишь части лица, а сами сменные детали распечатали на 3D-принтере.

Лицо Пиноккио, напечатанное на 3D-принтере
Лицо Пиноккио, напечатанное на 3D-принтере

Но самым сложным персонажем для аниматоров оказался сверчок Крикет. Из-за его небольших размеров приходилось использовать как механизированные, так и съёмные части. А специально для крупных планов создали огромную голову Пиноккио, рядом с которой он бы выглядел пропорционально. В сценах, где бедному Крикет оказывается раздавлен (не переживайте, это часть комедии дель Торо), аниматоры вообще использовали пластилин.

Процесс создания Крикета
Процесс создания Крикета
«Нам также пришлось делать трюковых сверчков для всех забавных сцен, где его несколько раз раздавливали на протяжении всего фильма. Мы сделали пластилин, одноразовые головки, которые можно было раздавливать кадр за кадром. А затем для корпуса мы сделали полую оболочку из силикона с алюминиевой проволокой и металлической арматурой под ней. Таким образом, вы могли бы буквально раздавить тело, а затем крылья, которые мы предварительно согнули»

Дель Торо контролировал каждую мелочь. Даже костюмы были сшиты из шерстяной ткани с орнаментом, который пользовался популярностью в годы событий мультфильма. Но никакие детали не смогли бы удовлетворить режиссёра, если бы пришлось пренебречь его задумками в сюжете.

«Все учатся у него, а не он учится у всех. Тебе не нужно менять себя, чтобы тебя любили, тебе не нужно превращаться в "настоящего мальчика" через послушание, чтобы тебя любили»
Та самая огромная голова Пиноккио для съёмок сверчка крупным планом
Та самая огромная голова Пиноккио для съёмок сверчка крупным планом

Вишенкой на торте стали голоса озвучки. Дэвид Брэдли в роли Джеппетто, Юэн Макгрегор – сверчок Себастиан Джей Крикет, Кейт Бланшетт – обезьяна Спаццатура и так далее по списку. А оригинальные песни для фильма написал Александр Деспла, с которым Гильермо уже работал над «Формой воды».

Гильермо дель Торо на съёмках "Пиноккио"
Гильермо дель Торо на съёмках "Пиноккио"

Производство длилось практически 2 года, но поклонники режиссёра были готовы подождать. По сравнению с 12-ю годами тишины с момента первых планов по созданию мультфильма, каких-то 24 месяца не могли стать большой трагедией.

И ещё…

  • Говорящего сверчка дель Торо сделал писателем. По фильму он периодически цитирует немецкого философа Артура Шопенгауэра, чей портрет висит на стене у него в коморке.
Себастиан Джей Крикет
Себастиан Джей Крикет
  • В фильме появляется персонаж Вольпе, что с итальянского означает «лис». Именно в нём объединились черты Манджафуоко и Лиса из сказки Коллоди. Кроме того, такую же фамилию носил видный функционер фашистской Италии.
Пиноккио и Вольпе
Пиноккио и Вольпе
  • Погибшего сына Джеппетто звали Карло, что отсылает нас к автору оригинальной сказки — Карло Коллоди.

Стать «настоящими» в сказке дель Торо предстоит всем, кроме Пиноккио. «Быть настоящим» и «состоять из плоти и крови» – не равноценные понятия. Непослушание, порицаемое Коллоди, не становится таким уж плохим качеством. Именно верность себе и своим чувствам помогает Пиноккио в сложных ситуациях и меняет его окружающих.

-13

А вы уже успели посмотреть? Как вам?