Генералы из Израиля просят Беларусь и Россию помощи в создании музея И напомнили о малоизвестных фактах истории Холокоста
«Евреи хорошо воевать умеют»
В израильском Латруне готовится к открытию Музей героизма еврейских воинов Второй мировой войны. В гостях у нашего канала побывали два главных его создателя, директор будущего музея — бригадный генерал Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) Цви Кан-Тор и директор бронетанкового музея «Яд ле-Ширьон» генерал ЦАХАЛ Хаимом Эрезом
- У каждого генерала свой «боевой путь», по которому о нем можно судить. Расскажите о своем.
Хаим Эрез: Я родился в Варшаве. Помню, как началась Вторая мировая война, как нас бомбили немцы. После оккупации Польши моя семья перешла на сторону, контролируемую советской властью.
Часто СССР ругают за то, что он, якобы, тоже был агрессором, разделив Польшу с фашистской Германией. Но сейчас мы понимаем: как бы к этому не относились, но ввод в Польшу 17 сентября 1939 года Советских войск спас жизни огромному количеству людей. Практически вся оккупированная немцами территория очень быстро превратилась в огромное гетто. А на Западной Украине и Западной Беларуси, куда зашла РККА, люди жили вполне нормально.
Затем из Советского Союза вместе с армией Андерса (польская армия, созданная в 1941 году на территории СССР, с 1943 года сражалась с гитлеровцами в составе британских вооруженных сил, В.Ч.) мы прибыли в Израиль. Весной 1942 года Сталин вывел армию Андерса в Иран, вместе с ней вышло более 12 000 гражданских лиц. К концу года она перебралась в Палестину, где от нее отделилось несколько тысяч евреев, в том числе – моя семья.
Как любой подросток, в 1954 году я призвался в израильскую армию. Участвовал в операции «Кадеш» в 1956 году (Синайская или Вторая арабо-израильская война, В.Ч.), уже как командир отделения, с тех пор в разных званиях участвовал во всех войнах с участием Израиля. Воевал под командованием Ариэля Шарона.
В 1973 году, вместе с Цви Кан-Тором участвовал в Войне судного дня, когда израильская армия форсировала Суэцкий канал. Там семь израильских танков «работали» до подхода основных сил. Задача была уничтожить позиции ПВО. Заодно утюжили и пехоту. Это был первый случай, когда танки открыли дорогу авиации, а не наоборот.
Позже занимал различные посты в ЦАХАЛ: командовал Южным военным округом, работал в Центральном военном штабе армии уже в чине генерала. После демобилизации работал директором одной из крупнейших компаний в Израиле "Израильские химикалии", но это уже нельзя назвать боевым путем. Сейчас я — Председатель правления Ассоциации музея и мемориала бронетанковых войск в Латруне – это центральный мемориальный комплекс бронетанковых войск ЦАХАЛ, на территории которого и создается Музей героизма еврейского воина Второй мировой войны.
Цви Кан-Тор: У меня путь проще. Я родился на территории Израиля, в городе Хадера. Когда учился в школе, занимался в военном интернате. После Шестидневной войны 1967 года призвался в армию, в танкисты и прошел весь путь от рядового до командира дивизии. Был начальником штаба Центрального округа в районе Иерусалима.
- С каждой нацией в мире связанные свои стереотипы. Русских часто ассоциируют с матрешкой и балалайкой, белорусов – с картошкой... Евреи всегда ассоциировались с банками и торговлей. Никогда никто не думал, что из них можно создать мощную армию.
Цви Кан-Тор: У всех была своя страна, поэтому они могли быть и торговцами, и воевать, и заниматься другими делами. У евреев своей страны не было - её надо было создавать, и уже за неё воевать.
Но даже когда не было государства Израиль, где бы евреи не жили, когда страна призывала их на войну, они шли и сражались, как верные и преданные граждане. Они хорошо воевали, но об этом никто никогда не говорил.
Только когда появилось государство Израиль, вдруг оказалось, что евреи умеют не только «делать гешефт», но и постоять за себя.
Хаим Эрез: Полтора миллиона евреев воевали во Второй мировой войне. В каждой армии антигитлеровской коалиции везде и во всех званиях были евреи. Везде. В Советской Армии воевало свыше пятисот тысяч евреев, из них погибло больше двухсот тысяч. Генералов и адмиралов евреев в Советской Армии было триста человек, и это были отнюдь не тыловые генералы «Ташкентского фронта», а боевые командиры. Звание Героя Советского Союза в Советской Армии среди евреев получило 148 человек. В процентном отношении к численности народа - самый высокий показатель.
- Если вспомнить библейскую историю, израильский народ много тысячелетий назад показывал себя на полях сражений с наилучшей стороны.
Цви Кан-Тор: Именно. Если мы вспомним маккавеев, Иисуса Навина, то он остановил ханаанских царей в долине Латрун. Именно на том месте, где будет стоять новый музей. Это Аялонская долина - более наполненного боевой славой еврейского народа места представить невозможно. Музей боевой славы отошлет людей к истокам боевого духа.
Израиль, население которого лишь немногим превышает 8 млн человек, живет в окружении двухсот миллионов арабов.
- В израильскую армию призываются женщины. Женское ли это дело?
Хаим Эрез: При создании ЦАХАЛа главным образцом для нас была Советская Армия. В Советской Армии умели оказывать уважение женщинам, они доблестно воевали с фашистами. В Музее еврейского героизма есть прекрасные тому примеры. Многие женщины хотят и сегодня служить в армии, причем на боевых должностях.
- В мире, как это ни страшно, идут споры по поводу Холокоста. Раздаются голоса про то, что его и не было вовсе.
Цви Кан-Тор: Люди, отрицающие уничтожение шести миллионов евреев, забывают, что этим самым отрицанием они в будущем, может быть, открывают ворота для подобной же трагедии, причем с любым другим народом.
Хаим Эрез: 8 из каждых 17 человек - мужчин, женщин, детей - погибли в той Великой Катастрофе. Цель нашего музея - рассказать людям, что среди этих людей, в числе этих каждых 17 человек были не только мирные жертвы, но и военные.
Есть много вещей, о которых люди не знали раньше и даже не задумывались. Это есть везде, и в России, и в Беларуси, и в Израиле. Наш музей покажет и расскажет о вещах и событиях, которые были, но о которых люди не знали. У нас музей будет интерактивный, эмоционально воздействующий на посетителей, на их душу, сознание, вовлечет их в процесс, это будет живой музей.
- В Минске несколько лет назад открылся новый музейный комплекс Великой Отечественной войны. И в нем тоже большой акцент сделан в сторону интерактива.
Цви Кан-Тор: Мы устанавливаем с ним контакты. Поездка в Россию - наш первый визит за пределы Израиля. Потому, что именно Россия была основной силой в борьбе с Гитлером. Мы приехали, чтобы подписать договоры с крупнейшими российскими музеями, посвященными Великой Отечественной войне: Центральным музеем Вооруженных Сил, Музеем Великой Отечественной войны, Музеем истории танка Т-34. Мы очень хотим, чтобы это стало первым этапом создания международной Лиги музеев, посвященных Второй мировой. В Музее героизма в Латруне особое внимание будет уделено ведущей роли Советского Союза в разгроме гитлеровской Германии.
Создание этого музея, прежде всего, моральный долг перед теми воинами, история которых еще не рассказана. Это моральный долг по отношению к народу, о героизме которого не говорят достаточно. Поэтому очень важно как можно быстрее успеть, чтобы и ветераны, которым по 80-90 лет, успели этот музей увидеть. Для них это чрезвычайно важно.
- За счет чего идет наполнение фондов?
Цви Кан-Тор: Музей наш создается при полной поддержке правительства страны. Первый камень закладывал президент. Поэтому, конечно, государственная составляющая очень велика. Но главное богатство музея – не материальные экспонаты, а историческая информация.
У нас очень широкие информационные источники, мы получаем сведения из всех стран-участниц Войны, то есть, практически, со всего мира. В России и в Беларуси эта тема развита особенно сильно, поэтому информация из ваших стран – особый пласт в наших фондах. У нас уже налажены связи с ветеранскими организациями, к примеру, Союзом евреев инвалидов и ветеранов войны, чей первый руководитель – Герой Советского Союза Моисей Марьяновский был в войну танкистом, и музей будет рад их развивать и улучшить.
Кроме официальных источников есть и социальные. На сайте музея можно в специальной картотеке оставить данные о воинах-евреях, воевавших с фашистами. Очень многие такой возможностью пользуются, в том числе и из России, поскольку сайт поддерживает три языка: иврит, английский и русский.
Хаим Эрез: Люди передают и предметы, оставшиеся от ветеранов, и массу информации, которой ни в какой литературе просто нет. Принципиально важно, - это одна из целей нашего визита сюда, - чтобы люди, чьи родственники воевали на фронтах Второй мировой знали: есть возможность увековечить их память, рассказать об их подвиге, об их пути.
- Совсем скоро наступит Новый Год, в котором мы отметим 78 лет Великой Победы над фашистской Германией. Что бы вы хотели пожелать нашим читателям?
Цви Кан-Тор: Мы от всего сердца поздравляем ветеранов всех наших стран с наступающим Новым годом, желаем, прежде всего, крепкого здоровья и очень надеемся, что скоро Музей героизма еврейского воина в Латруне будет открыт.
Хаим Эрез: Это будет очень большое официальное мероприятие. Участие в нем уже подтвердил президент Израиля, представители правительства. Мы приглашаем на открытие ветеранов всего мира. Кстати, в Израиле, как и в Беларуси и в России, День Победы отмечается 9-го мая, а не 8-го, как в большинстве стран.
Цви Кан-Тор: Напоследок, хотел бы вернуться к теме стереотипов. Знаете, мы очень хотели бы быть действительно нацией торговцев и финансистов. К сожалению, пока это невозможно, воевать иногда приходится и хорошим людям.
ТАК И СКАЗАЛА
Координатор проекта в России Марина Устинова:
- Очень большая часть нашей работы связана именно с Россией. Сейчас я буду искать ветеранов в Беларуси. Мы готовы через ваш канал бросить клич, чтобы все, кто может и хочет, присылали нам материалы. Потому что пополнение фондов не заканчивается с открытием музея. Многие местные еврейские организации собирают сведения про Холокост, у них есть какая-то часть материалов про погибших воинов. Мы готовы предоставить им площадку для освещения.
Российские и белорусские архивы, российские и белорусские музеи — все это может нам помочь. У Союзного государства есть хорошие программы поддержки ветеранов, и эти ветераны могут многое рассказать о том, как воевали евреи. Хотя ветераны из СССР, живущие теперь в Израиле, когда с ними встречаемся, говорят, «когда мы шли в бой, нации не разбирали». И победили в той Отечественной войне не русские, не белорусы, не евреи, а удивительная общность людей, которая называлась «Советский народ».
Валерий ЧУМАКОВ, Москва
© «Белорус и Я», 2014
Материал дан в адаптированном виде
Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!