Найти в Дзене
ABW

Автомобильный 2022-й, каким он был? Вспоминаем главное

Оглавление

Оглядываясь на события уходящего года накануне нового, мы часто говорим, что "он был сложным". А что каждый из нас скажет о 2022-м? В уходящем году произошли такие события, в реальность которых еще в начале года мало кто мог бы поверить.

Автобизнес вспомнил главные события этого года.

Январь: падение путепровода на Немиге

В 2021-м мосты уже падали на белорусских дорогах (на автодороге Р67 Борисов – Березино – Бобруйск через реку Рову и на автодороге Н525 Щерчево – Шерешево вблизи д. Броды Пружанского района). Но кто бы мог подумать, что вскоре такое случится в центре Минска?

-2

Ночью 8 января 2022 года обрушилась пешеходная часть путепровода на проспекте Победителей над улицей Немигой. В интернет попало , на котором заметно, что едва успел спастись пешеход.

Виноватым по делу признали замдиректора предприятия "Горавтомост". 15 декабря его приговорили к 5 годам "домашней химии" за служебную халатность и на 5 лет лишили права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных обязанностей. У горисполкома есть право на обращение с гражданским иском к обвиняемому о возмещении ущерба.

Путепровод снесли и в течение месяца построили заново.

Февраль: месяц колоссальных изменений

Февраль начался со вполне обыденной новости: впервые в Беларуси заработали камеры средней скорости. Первые нарушения начали фиксировать на автодороге М1 Брест – Минск – граница РФ в Дзержинском районе, далее – по всей республике.

-3

Напомним, что данные о фактах нарушения передаются в автоматическом режиме в отдел обеспечения функционирования систем автоматической фиксации правонарушений МВД для привлечения к ответственности в соответствии со ст.18.12. КоАП РБ. Первые данные на обработку поступили 17 февраля.

Средняя скорость определяется как отношение пройденного пути ко времени его прохождения, зафиксированному приборами в начале и конце контролируемого участка.

После 24 февраля Украина стала недоступной для поездок белорусов. В стране застряли сотни белорусских дальнобойщиков, немалых усилий стоило переправить их на родину. Увы, многие вернулись домой без своих фур, а двое погибли в городе Коростене Житомирской области.

Март: резкий скачок курса доллара, сильное подорожание товаров, уход многих марок с рынков РФ и РБ

В марте курс доллара значительно вырос, а цены на автотовары не просто поползли вверх, а взлетели. На некоторые масла цены повысились на 200%, на запчасти – на 110%. Некоторые товары начали пропадать из продажи. Россию и Беларусь стали покидать автомобильные марки, их заводы в России – закрываться. Вскоре стало известно, что на бывшем заводе Renault будут выпускать автомобили "Москвич".

После марта курс доллара стал падать, однако это не привело к удешевлению многих товаров.

Апрель: запрет движения грузовиков из стран ЕС

С 16 апреля Беларусь ввела запреты на передвижение по территории РБ для перевозчиков стран ЕС: они могут следовать только до специально установленных мест перегрузки/перецепки. Эти меры были названы ответными: неделей ранее Еврокомиссия ввела запрет для всех автотранспортных предприятий из Беларуси и России на перевозки грузов по территории ЕС, включая транзитные.

В ТЛЦ появились очереди, перевозка грузов подорожала. В мае запрет смягчили: автовозам с иностранными "номерами" разрешили ездить по РБ.

А с 20 мая перевозчики стран ЕС, которые приезжают в Беларусь на перецепку/перегрузку, если хотят заправиться в Беларуси, должны покупать дизтопливо ДТ ЕСО по цене 3,58 руб. за литр на 12 приграничных АЗС. Некоторые перевозчики стали хитрить. Милиция выявила случаи, когда водители парковали большегрузы в неприметных местах, на легковых авто посещали автозаправки и набирали топливо в канистры, после чего возвращались и заливали приобретенное горючее в баки фур.

Правоохранители пригрозили нарушителям строгими штрафами в размере до 100 базовых величин, или общественными работами, или административным арестом.

Россия изучала опыт Беларуси по перегрузке и перецепке и тоже решила ввести запрет на движение грузовиков из ЕС по своей территории, сделано это было 10 октября.

Апрель: открылись наземные границы, "безвиз" для литовцев и латышей, а с 1 июля – для поляков

Из приятного и неожиданного: 3 апреля Беларусь сняла ограничения на пересечение границы в условиях COVID-19. Ограничения действовали с 21 декабря 2020 года. За границу разрешили выезжать через автодорожные пункты пропуска. Ранее, чтобы выехать за рубеж наземным транспортом, белорусам нужны были веские основания, такие как командировка, приглашение на работу и т.д. Правда, визу получить стало очень сложно, а порой и невозможно. Кроме того, 18 марта был открыт беспрепятственный выезд в Россию на авто.

С 15 апреля 2022 года был введен безвизовый въезд в Беларусь для граждан Литвы и Латвии, а также для неграждан Латвии, с 1 июля 2022 года – для граждан Польши. "Безвиз" поначалу сделали до конца года, но уже известно, что он будет продлен и на следующий год, решение об этом принято. По данным Госпогранкомитета, за время безвизового режима Беларусь посетили почти 370 тысяч граждан Евросоюза (граждане Литвы – более 70%, Латвии – около 20%, Польши – 10%).

Июнь: начали прорабатывать вопрос о "параллельном импорте"

Оперативно-ситуационный штаб при Совмине Беларуси принял решение о разработке проекта законодательного акта, который предусматривает легализацию "параллельного импорта" товаров, а также возможность использования программного обеспечения и других объектов в цифровой сфере без разрешения правообладателей. Правда, пока не слышно, чтобы этот документ был принят.

Август: неприятные новости для тех, кто ремонтирует авто после ДТП за страховые выплаты

Еще в начале 2022 года размер страховых выплат полностью покрывал стоимость ремонта автомобиля, но в августе были внесены изменения. Согласно новому приказу Белорусского бюро по транспортному страхованию выплаты за б/у запчасти будут формировать исходя из базы данных, а не реальных трат. Автомобилисты делятся печальными историями: выплаты уменьшились значительно, их не хватает порой, чтобы компенсировать даже треть затрат на ремонт.

Сентябрь: новый закон о дорожном движении, октябрь – новые ПДД

С 22 сентября вступил в силу новый Закон РБ "О дорожном движении", а новые ПДД – с 27 октября.

Напомним: появилась возможность обучаться и сдать "на права" на авто с автоматической коробкой передач. На практике, как выясняется, это пока не реализуется, у автошкол нет новых программ обучения. Зато сохраняется право граждан РФ на управление ТС на основании своих национальных водительских удостоверений после получения паспорта или вида на жительство в нашей стране. Пересмотрены категории колесных тракторов и самоходных машин, на управление квадроциклами нужны "права", которые можно получить с 17 лет при наличии медсправки, проходить обучение не нужно.

Введен запрет на перевозку нетрезвых пассажиров на мотоцикле, если на нем отсутствует боковой прицеп. Велосипедист будет вправе не спешиваться, но должен ездить в светоотражающей одежде вне населенных пунктов. Подробнее новые ПДД мы разбирали отдельно.

Октябрь: "письма счастья" за техосмотр

В конце октября "Белтехосмотр" сообщил, что камеры начали выявлять авто без техосмотра на дорогах. "Что, опять?" – задались вопросом автомобилисты, ведь в марте прошлого года МВД сообщало точно такую же новость. Как выяснилось, на этот раз речь шла о том, что авто без техосмотра будут выявлять в потоке независимо от того, превысил автомобиль скорость или нет.

В первых "письмах счастья", которые нарушители выкладывали в Сеть, была замечена одна закономерность: нарушения были зафиксированы на участках, где измеряется средняя скорость. Но, похоже, массовой такая рассылка не стала, и сейчас автомобилисты не очень часто выкладывают в Сеть постановления.

Напомним, что за попадание на камеру без ТО первый раз предусмотрено предупреждение, второй раз – штраф полбазовой, на третий – базовая, то есть 32 рубля. Есть и те, кто уже насобирал штрафов за отсутствие ТО почти на 100 рублей.

-4

Весть о том, что камеры начали выявлять авто без ТО, подхлестнула интерес автомобилистов к прохождению техосмотра: за ноябрь "Белтехосмотр" выдал на треть больше разрешений на участие в дорожном движении, чем год назад.

Ноябрь: продление запрета на ввоз и реализацию продукции Skoda, Liqui Moly и Nivea

С 5 ноября правительство Беларуси очередной раз продлило еще на полгода запрет на ввоз и реализацию продукции марок Skoda, Liqui Moly и Nivea.

Мера будет действовать до 4 мая 2023 года. Это предусмотрено постановлением правительства "О применении специальных мер". Хотя возможно, что, если бы такого запрета и не было, эти марки сами бы ушли с белорусского рынка.

Сколько раз дорожало топливо? 18 раз по две копейки

С начала года топливо дорожало почти каждую неделю, казалось, что это такая традиция. Но в середине года процесс внезапно остановился и до конца года, предположим, уже не повторится. Напомним, что последнее подорожание топлива было еще летом, 28 июня. Цены, которые актуальны и сегодня, таковы:

  • АИ-92-К5-Евро – 2,36 руб.,
  • АИ-95-К5-Евро – 2,46 руб.,
  • АИ-98-К5-Евро – 2,68 руб.,
  • ДТ – 2,46 руб.

Впрочем, когда доллар опустился до 2,4 рубля, топливо стало стоить больше доллара и без изменения цены "Белнефтехимом".

Итого: в 2022-м топливо дорожало 18 раз. Но, заметим, сразу на две копейки. Для сравнения: в 2021-м оно подорожало 30 раз, но тогда тактика повышения была "+ копейка". Таким образом, в 2021-м топливо подорожало на 30 копеек, а в 2022-м – на 36 копеек.

Как себя ощущали дилеры?

Еще совсем чуть-чуть, и мы узнаем итоги продаж новых автомобилей за весь год. По итогам ноября Белорусская автомобильная ассоциация констатировала, что продажи новых автомобилей почти всех брендов в нашей стране стремятся к нулю. В сравнении же с ноябрем 2021 года объем продаж ввозимых в страну легковых автомобилей упал в 20 раз.

81% всего рынка легковых автомобилей Беларуси в ноябре 2022 года составил бренд Geely. Марка второй месяц подряд продолжила наращивание продаж и достигла рекордной за весь год отметки 626 машин. По итогам 11 месяцев 2022 года на рынке лидером остается марка Lada с результатом 3698 автомобилей. Однако бренд Geely практически догнал ее – 3197 проданных авто. "Наблюдается постепенное, но значительное сокращение предложения автомобилей более бюджетного сегмента по сравнению с началом года, что и является одним из ключевых факторов снижения объемов продаж по рынку", – констатировала БАА.