Оригинальный текст, написанный в годы заключения под стражу М.В.Ломоносова в 1743 году
Лицо свое скрывает день:
Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы чёрна тень;
Лучи от нас склонились прочь;
Открылась бездна, звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.
Песчинка как в морских волнах,
Как мала искра в вечном льде,
Как в сильном вихре тонкой прах,
В свирепом как перо огне,
Так я, в сей бездне углублен,
Теряюсь, мыслями утомлен!
Уста премудрых нам гласят:
Там разных множество светов;
Несчетны солнца там горят,
Народы там и круг веков:
Для общей славы Божества
Там равна сила естества.
Но где ж, натура, твой закон?
С полночных стран встает заря!
Не солнце ль ставит там свой трон?
Не льдисты ль мещут огнь моря?
Се хладный пламень нас покрыл!
Се в ночь на землю день вступил!
О вы, которых быстрый зрак
Пронзает в книгу вечных прав,
Которым малый вещи знак
Являет естества устав,
Вы знаете пути планет;
Скажите, что наш ум мятет?
Что зыблет ясный ночью луч?
Что тонкий пламень в твердь разит?
Как молния без грозных туч
Стремится от земли в зенит?
Как может быть, чтоб мерзлый пар
Среди зимы рождал пожар?
Там спорит жирна мгла с водой;
Иль солнечны лучи блестят,
Склонясь сквозь воздух к нам густой;
Иль тучных гор верхи горят;
Иль в море дуть престал зефир,
И гладки волны бьют в эфир.
Сомнений полон ваш ответ
О том, что окрест ближних мест.
Скажите ж, коль пространен свет?
И что малейших дале звезд?
Неведом тварей вам конец?
Кто ж знает, коль велик Творец?
1743 г.
Прозаический пересказ (полноценный, не краткий)
К закату клонится день,
Мрачная ночь опустилась над полями,
Чёрная тень упала на горы,
Лучи больше не падают на Землю:
Открылось полное звёзд небо,
Звёзд великое множество, небу нет границ.
Как песчинка в морских волнах,
Как малая искра во льдах,
Как вьющийся на ветру прах
Как перо в ярком пламени,
Так и я, утомлённый размышлениями,
Теряюсь в этой пространном небе.
Мудрецы нам говорят:
Бесконечно множество миров во Вселенной,
Горит в ней бесконечное число звёзд,
Множество там народов с длинной историей,
И всё это - великое творение Божее!
Там едины природные законы.
Но где-же этот закон природы?
В ночи северных стран видно небесное сияние.
Не творит-ли его атмосфера Солнца?
Не отражают-ли его свет льды?
Это холодные огни над нашей головой
Освещают ночное небо, будто днём!
О вы, чей быстрый взор
Обращён к единым законам мироздания,
Кто из одного явления
Извлекает единый природный закон,
Вы знаете законы планет:
Скажите, что наш ум тревожит?
Что колеблет яркие лучи на ночном небе?
Что над сушей так воспламенят небеса?
Как электрический заряд, будто в грозу,
Устремляется в самую точку зенита?
Разве может холодный воздух
Порождать на зимнем небе такое пламя?
Там в густой тьме блестит океан?
Или солнечные лучи устремились на землю
Сквозь густой воздух и освещают его?
Или это отблески извергающихся вулканов?
Или западный ветер перестал дуть в сторону моря
И дует теперь в эфир, вызывая его свечение?
Ответ наш полон сомнений,
Обо всех наших окрестностях.
Скажите ж, насколько наш мир просторен?
И что уже стоит за малыми звёздами?
Знаете ли вы конец всему мирозданию?
И кто знает, насколько наш Бог могуч?
Объяснение произведения
Произведение было написано в 1743 году как философская (духовная, как говорит сам Ломоносов) ода, размышление о законах природы, давно волновавших великого учёного и писателя, а конкретно - о природе полярных сияний, и эта тема занимает у Ломоносова половину стихотворения, где он предъявляет множество гипотез происхождения такового явления (и свою - в конце предпоследней строфы), и из этого он делает символическое заключение - человеческого ума мало, чтобы познать всю природу Вселенной.
Природа северных сияний с малых лет волновала Михаила Ломоносова. Ни для кого не секрет, что он был из семьи поморских крестьян.
Поморы - выросшие в целый суб-этнос новгородские колонисты, пришедшие в так называемую Биармию и основавшие там свои поселения ещё в XII-XIII вв. и добывавшие ресурсы для торговли Новгорода как "метрополии" с европейскими странами сырьём Севера. Со временем поморы, после завоевания Новгорода Москвой, стали уже государственными крестьянами, лично свободными (потому они, в том числе Ломоносов, могли получить образование) и умелыми северными промышленниками, бороздившими моря и промышлявшими моржовыми и медвежьим мясом, китовым усом, рыбами и прочими ресурсами.
Василий Дорофеевич, отец Ломоносова, после первого десятилетия Михайло возил его в море, растил из него настоящего помора. Но Ломоносов в море не только закалил характер, но и впервые увидел красоты Севера, поразился ими и захотел понять, откуда всё это. Так и родилась страсть Ломоносова к естественным наукам, за ними он сначала пошёл в Москву, в Славяно-греко-латинскую академию, потом в Петербургскую Академию Наук, потом в Марбурге побывал и, по возвращению из Германии, стал учёным в Российской Академии Наук. И вот там и родились не только главные научные и литературные труды Ломоносова, но и его великие научные идеи.
Под впечатлением от познания естественных, точных и поэтических наук Ломоносов и написал эту философскую оду, этакий magnum opus ломоносовской философии. Лирический герой Ломоносова - единичная человеческая личность, глядящая в полную звёзд бездну (ночное небо), поражается просторностью и красотами Вселенной, видит вдали множество различных миров ("Там разных множество светов"), звёздных систем ("Несчетны солнца там горят") и народов со своей великой историей ("Народы там и круг веков"), но интересуется, в чём закон природы ("Но где ж, натура, твой закон?"), а конкретно - северных сияний ("С полночных стран встаёт заря"). Далее Ломоносовым приводятся гипотезы различных учёных XVIII века, разных и по-своему интересных. Потом Ломоносов приведёт и свою, однако лирический герой всё ещё сомневается в ответе разных мудрецов.
Гипотезы происхождения явления северного сияния, представленные в 4, 6 и 7 строфах оды:
- Теория воздействия солнечной атмосферы на земную, изложенная французом Мераном в «Traité physique et historique de l’aurore boréale», через некие "солнечные пары".
"Не солнце ль ставит там свой трон?",
"Там спорит жирна мгла с водой;
Иль солнечны лучи блестят,
Склонясь сквозь воздух к нам густой?"
Очень близка к современной теории влияния на нашу атмосферу солнечного ветра, однако явление неких "солнечных паров" вовсе не световое и не тепловое, а электрическое - частицы солнечного ветра, вызывающие свечение частиц разряжённой атмосферы полюсов, заряженные (ионизированные, т.е. частицы этого ветра свободно пропускают электричество). - Предположение, что полярное сияние - отражение далёкими полярными льдами солнечных лучей. Эту гипотезу предлагали эскимосы, жители давнего Севера.
"Не льдисты ль мещут огнь моря?"
Льды и вода действительно отражают солнечный свет, однако при этом явлении возникает радуга, комбинация всех световых волн разной длины волны. А в полярных сияниях комбинация всех цветов редко наблюдается. - Христиан Вольф полагал, что причину северных сияний надо искать в образующихся в недрах земли «тонких испарениях», в том числе селитряных и сернистых, возгорающихся в небе, что и вызвало недоумевающий вопрос Ломоносова, своего ученика:
"Как может быть, чтоб мёрзлый пар
Среди зимы рождал пожар?" - Теория бреславльских учёных, что северные сияния - это отражённые морскими льдами огни исландского вулкана Геклы, распространённые северными ветрами. Но как-же тогда быть с южными полярными сияниями, которые позднее опишет английский путешественник Джеймс Кук, пытавшийся пробиться сквозь полярные льды к чуть не открытой им Антарктиде.
"Иль тучных гор верхи горят?" - Сама теория Ломоносова, в отличие от других, выше изложенных, предлагающая электрическое происхождение полярных сияний. В двух строках:
"Иль в море дуть престал зефир (западный ветер),
И гладки волны бьют в эфир (так Ломоносов именовал мельчайшие частицы-носителей электрического заряда)?"
Позднее Ломоносов, после исследования атмосферного электричества, изложит более полную и корректную теорию, очень близкую к современной - северное сияние образуется на полюсах в разряженном воздухе, когда он взаимодействует с электрически заряженными частицами. В оде Ломоносов ошибся с ветрами - с воздухом взаимодействует не северо-атлантический ветер, а солнечный ветер, образуемый после выплесков вещества на поверхности Солнца, позднее описанных Ломоносовым после наблюдений через телескоп за Солнцем. Ломоносов ближе всех оказался к современной теории, но наука не стоит на месте, и его теория была дополнена и исправлена. На это это, собственно, и наука...
Почему-же солнечный ветер взаимодействует с воздухом на полюсах? Там меньше всего магнитного поля Земли, которое в остальных местах отклоняет частицы солнечного ветра, тем самым защищая Землю от вредного с ними взаимодействия. Лишь малая часть частиц солнечного ветра влетает в земную атмосферу в районе полюсов, сталкивается с частицами разряжённого там атмосферного воздуха и вызывает их свечение. Это и есть полярное сияние.
Ода заканчивается открытым вопросом границ и тайн мироздания и глубоким философским вопросом ("Кто ж знает, коль велик Творец?"). За подобные вопросы и за идею множественности миров Ломоносов вступит в противостояние с Синодом - петровским институтом Церкви, который в этом вопросе придерживается неопровержимой идеи, что всё было создано Творцом...
Лирический герой Ломоносова - учёный, начинающий познание окружающего его мира, он восхищается красотами природы и многообразием Вселенной, хвалит Творца за содеянный труд, однако тысячи мнений, рождённых воображением многих мудрецов XVII-XVIII вв., не удовлетворяют его любопытство - вопросы о просторах, об устройстве и о возникновении мироздания ещё не решены, да и не скоро на них найдутся отменные ответы. Герой подобен Сократу, который также всё ставил под сомнение и тоже продвигал идею "Я знаю, что ничего не знаю!". Герой познал себя, познал, что его разума недостаточно, чтобы ему открылся весь облик Вселенной, и готов двигаться навстречу познанию и истине.
5 строфа из этой оды:
"О вы, которых быстрый зрак
Пронзает в книгу вечных прав,
Которым малый вещи знак
Являет естества устав,
Вы знаете пути планет;
Скажите, что наш ум мятет?",
обращена к учёным, которые из одного явления выявляют целые естественные законы. Таков был Исаак Ньютон, которому яблоко подсказало целый закон всемирного тяготения. Таков был Архимед, в ванне выявивший целый закон выталкивающей силы. Таков был Луиджи Гальвани, обнаруживший электрический ток в лягушачьем трупе. Таков был и Ломоносов не только в своей деятельности, но и в этой оде, где на примере загадки северных сияний показывает, что не бывает точного ответа на все вопросы мироздания.
Действительно, это сейчас учёные предоставили астрономо-физическое объяснение природы северного сияния (взаимодействие заряженных частиц солнечного ветра с разряжёнными частицами воздуха в районе полюсов), а тогда, в самый разгар Эпохи Просвещения, это был вопрос на уровне вопроса о Разуме или о Социальном равенстве. Даже Ломоносов не уверен в той гипотезе происхождения северных сияний, которую даёт в конце предпоследней строфы:
"<...>,
Иль в море дуть престал зефир,
И гладки волны бьют в эфир.
Сомнений полон наш ответ,
<...>"
Однако на вопросы множественности народов и их истории, на причастность Творца к созданию Вселенной и на то, что за её пределами, по-прежнему нет точного ответа. Людям предстоит ещё долго изучать свой мир и искать ответы на поставленные героем Ломоносова вопросы. И отвечать предстоит нам, читателям Ломоносова и новому и следующим поколениям, поколениям исследователей и первооткрывателей бескрайних просторов Вселенной...