Изобретательности и изощренности корейских к-поп фанатов в плане мести или выражения своего недовольства, наверное, позавидуют хейтеры любой другой страны. Отписаться от знаменитости, ну, кинуть в нее каким-нибудь помидором или тухлым яйцом – кого этим удивишь? Вот сделать так, чтобы группа выступала в полной темноте и тишине – т.е. устроить для нее тот самый страшный и ужасный Black Ocean – это настоящая месть.
Почему же фанаты устраивают айдолам Black Ocean?
Конкуренция между группами/компаниями
В войне с конкурентами любые средства хороши. Вроде не было еще группы, которая прям распалась после «черного океана», но по эмоциональному состоянию хорошо так бьет. Группа готовилась, а встречает полное неприятие. Также «черный океан» может привести к падению популярности группы (может-может, потому что фанаты – важная часть k-pop), навредить карьере айдола. Раз падает популярность, то, соответственно, падает и продажа билетов, мерча, альбомов, потоковое вещание, голосование и т.д.
Black Ocean идет в ход, когда айдолы собираются на общем концерте (обычно это какой-нибудь фестиваль или церемония награждения) и нужно показать группе, особенно новичкам, что тут им не радуга с единорогами.
Так, например, дважды случалось с BTS, в 2015 и 2016 гг. В первый раз их обвинили в манипуляции с чартами и продажами (саджэги), потому что их альбом продавался лучше, чем у BIGBANG. Во второй раз за то, что они получили дэсан.
Правда, во второй раз уже виднелись редкие бомбочки в зале.
АРМИ обвинили во всем фанатов EXO, мол, завидуют и вообще бе-бе-бе какие плохие. Но вроде как там был сговор фандомов, чтобы бантаны сильно не обольщались. Фандомы, кстати, управляются компаниями и координируются через онлайн-сообщества, разные форумы и группы в соцсетях. Даже если не было прямого указания от компании, то все равно Black Ocean – это не спонтанная, а спланированная акция.
Недовольство айдолами
Наверное, это самая частая причина намеренного выключения лайтстиков фанатами. На заре к-поп особой популярностью пользовались мужские группы. Вернее, сначала появились именно мужские группы айдолов. Оно и понятно, ведь основная аудитория – девочки. Когда появлялась женская группа, то ее хорошо принимали не сразу.
Первыми получили «черный океан» Girls’ Generation в 2008 г. Они только дебютировали и выступали на концерте Dream вместе с TVXQ, Super Junior и другими группами, в том числе тоже с новичками Wonder Girls. По одной версии, им хотели сорвать выступление конкуренты. Фандом Super Junior подговорил фанатов других групп выключить лайтстики. Вот только Super Junior и Girls’ Generation из одной компании, вряд ли между ними была конкуренция.
Скорее верна вторая версия, что фанаты TVXQ и Super Junior были недовольны очень уж близкой дружбой девочек из Girls’ Generation с адолами-мужчинами (хотя GG с какими только айдолами не встречались), и организовали бойкот группе. Они на 10 минут выключили лайтстики и все это время скандировали «Wonder Girls».
Потом им еще в Китае устроили бойкот. Фанаты складывали красные светящиеся палочки крестом. Девочки потом в интервью говорили, что сначала не поняли. Думали, это фанаты им так сердечки показывали:)
В 2015 г. на МАМА так же поступили с дебютировавшими Seventeen. И хотя у них уже были фанаты, еще не выпустили официальный лайтстик.
В 2010 г. на Dream Concert «черный океан» устроили 2PM. Фанаты негодовали из-за ухода Джебома. Там даже была созвана целая пресс-конференция, на которой мемберы 2PM говорили, что, мол, все нормально, это его добровольное решение, они очень сожалеют, если он захочет вернуться, то все его очень ждут и бла-бла-бла. Участникам конференции запрещали вести неофициальную съемку, но вроде как потом просочились в сеть записи, снятые фанатами скрытно, и там была словесная перебранка участников, фанатов и вообще всех.
В общем, на том концерте лайтстики выключили и пока 2PM пели две песни, зал скандировал имя Джебома. Он потом еще попросил, чтобы так не делали.
T-ARA тоже отметились в 2012 г. и 2015 г. из-за того, что одну из участниц обвиняли в буллинге. На МАМА 2018 г. во время выступления рэпера Викснена зрители выключили лайтстики и бойкотировали музыканта из-за его признаний в психологических проблемах. Мол, хватит ныть тут. В 2018 г. фанаты выключили свои лайтстики во время сольного выступления Дженни из BP. Они бойкотировали ее из-за того, что она была в очередных отношениях.
В августе этого года Чен из EXO получил персональный Black Ocean (правда, день был и стадион открытый, но все же) от «благодарных» фанатов. На концерте SMTOWN большинство фанатов демонстративно выключили лайтстики, положили их на колени и затихли, когда на сцену вышел Чен. Когда после него вышел ДиО, фанаты лайтстики включили и снова зашумели.
Война фандомов
Фанвары – это прям национальная забава корейских фанатов. Когда фанаты одной группы по какой-либо причине (а их масса) противостоят фанатам другой группы, то они могут использовать «черный океан» как способ саботировать выступление конкурентов.
Когда АРМИ в период противостояния с EXO-L обвиняли тех в «черном океане», те такие: «А че такова! Да у нас вообще просто зарядка села…». Правда, потом издевательски добавляли, мол, так и надо BTS, они сами выключают лайтстики, когда EXO выступают. Просто у BTS фанатов «жалкая горсточка», а фанатов EXO так много, поэтому, так, вместо океана получается черная лужица. И вроде как у EXO было много недоброжелателей, но им никто не мог устроить «черный океан» из-за их огромной фанбазы. С BTS сейчас такая штука тоже не прокатит.
Кстати, фанвары могут вестись не только между группами, но и между фанатами одной группы, где есть сольные станы, которые, например, поссорились.
Села батарейка
Собственно, батарейка/зарядка тоже может разрядится. Особенно если это сборный концерт, который иногда длится и до четырех часов. Если группа выступает в конце, то зарядки не хватает. Фанаты вполне могут приберечь лайтстик до выступления любимой группы. Или, наоборот, лайтстики уже разрядились.
В 2016 Twice получила «черный океан» на ММА (Melon Music Award). По одной версии, им тоже пытались таким образом сбить популярность. По другой версии, концерт был длинным, фанаты экономили зарядку и вообще оператор выхватил не самый удачный кадр зрительного зала и фанаты разбулькались. А на самом деле ничего и не было.
Не все фандомы и не все фанаты, конечно, такие токсичные. Многие считают подобные акции фанатским свинством и беспределом. Дружелюбные фанаты, наоборот, даже меняют подсветку лайтстика в тон каждой выступающей группе, чтобы поддержать ее.
My clock is just stuck in 2PM for years:)