По дороге на Верею, в 15 км к северо-западу от Наро-Фоминска, немного в стороне от дороги за санаторием «Литвиново» на высоком берегу реки Нара находится старинная усадьба Любаново.
Усадьба была основана в конце 17 века К.И. Черторыжским и принадлежала этому дворянскому роду до 1881 года.
В этом году село Любаново отметило свой 400-летний юбилей. Село впервые упоминается в письменных источниках в 1622 году. В первой половине 17 века у Любаново сменился владелец - с 1647 года им стал Кондратий Иванович Черторыжский - основатель усадьбы.
Род Черторыжских потерял свой княжеский титул ещё в XVI веке .
Черторжские- побочная ветвь польских князей Чарторыйских, предком которых был Великий князь Литовский Гедимин.
Черторыжский и его потомки станут хозяевами Любаново на долгие 234 года.
Но сегодня рассказ не об усадьбе, а об утраченном храме, находившемся в селе Любаново, на самом лучшем возвышенном месте над рекой Нарой.
В начале 17 века в Любаново уже стоял деревянный храм в честь Рождества Христова с двумя приделами – Знамения Пречистой Богородицы и Николая Чудотворца.
Через столетие, к началу 18 века храм в Любаново сильно обветшал. И в 1713 году стольник Степан Черторыжский построил в селе новую деревянную церковь, которую освятили в тот же год. Приделов в новой церкви не было.
По соседству на старинном погосте, где упокоились предки Черторыжских, не позднее 1731 года был возведен ещё один деревянный храм – во имя Николая Чудотворца.
Впоследствии эти два некогда стоявших в Любаново рядом храма обросли небылицами о том , что владельцы села так люто ненавидели друг друга, что специально возвели две церкви, чтобы не встречаться в одном храме.
Эти церкви простояли недолго.10 ноября 1779 года деревянные храмы сгорели «по причине небрежения священника и дьячка».
В 1780 году Александра- меньшая Петровна Черторыжская обратилась за разрешением построить в Любаново новый каменный храм с двумя приделами. Старые церкви были разобраны.
Было дано разрешение на строительство церкви с одним приделом. И к осени 1782 года храм был построен.
Его придел во имя Святителя Николая, размещенный с северной стороны тёплой трапезной, был освящен 13 сентября 1782 г.
А вот Христорождественский храм полностью освятили лишь спустя три года из-за неурегулированного с церковью земельного вопроса , но уладив и это, 12 июля 1786 года церковь, наконец, освятили.
Новый храм создавался тщанием Александры-меньшой Петровны и с участием всей родни Черторыжских. Разработкой проекта церкви и его воплощением в жизнь занимался зять хозяйки села Иван Кудрявцев.
Однокупольный кирпичный храм с колокольней возвели «в виде корабля». Его длина составила 33,5 метра, ширина – 10,6 метров, а высота - 18 метров.
На 25-метровую колокольню водрузили 6 колоколов. Пятиярусный иконостас украсили лепными вызолоченными украшениями в виде резьбы.
Из святынь храма особо замечательны по своей древности были иконы Богоматери «Утоли моя печали» и «Владимирская».
В 1812 году и село и храм пострадали от французского нашествия. Французы сожгли 30 из 135 домов в приходе. Приход французов в Любаново был ожидаем, и церковные ценности поэтому предусмотрительно спрятали под полом храма. Но нашелся в селе человек, который донёс оккупантам, где их можно найти. Сокровища были похищены неприятелем, а указавшего их местонахождение французы сбросили с моста в реку Нару , где он погиб, как святотатец.
Осквернённый врагом храм был заново освящен 29 июня 1813 г. Тогда же в храм был назначен новый настоятель из соседнего Крюково.
А в 1814-м хозяева Любаново, его духовенство и крестьяне восторженно приветствовали у стен родного Христорождественского храма своего государя: направляясь в Бородино, Александр I проезжал через Любаново.
В 1871 г. храм обогатился новым звоном: взамен прежнего 40-пудового колокола установили новый - весом в 123 пуда, специально отлитый в Москве.
Начало прошлого века было ознаменовано произошедшим 10 августа 1903 года самым страшным в истории Любанова пожаром. Его огонь уничтожил 15 домов и амбары с зерном. Лишь чудом жители Любаново предотвратили полное уничтожение села. А после предприняли масштабный ремонт церкви, заново расписали стены, обновили и позолотили все резные украшения.
А вскоре грянула революция...
Проверкой общины на "прочность" стала кампания по изъятию церковных ценностей. Любаново – одно из немногих сёл в Верейском уезде, где прихожане открыто выступили против экспроприации. Так, они не позволили властям изъять драгоценную ризу, украшавшую образ святителя Николая. И даже добились того, что в 1923 году была зарегистрирована православная община.
Через десять лет, в 1933 году постановлением Мособлисполкома храм всё-таки был закрыт .
Его здание приспособили под клуб созданного в селе совхоза Военной академии им. Фрунзе.
А прихожанам рекомендовали ездить в Успенский храм в соседнее Литвиново (о печальной судьбе этой красивейшей церкви у меня был отдельный рассказ:
Последним до закрытия храма настоятелем был о. Михаил Петрович Соколов (1873-1937). Он помогал нуждающимся, организовывал чтения , боролся за трезвость. Был талантливым проповедником. Родился в селе Бородино в семье священника, окончил семинарию, в 26 лет стал настоятелем Любановского храма.
К моменту назначения сюда отца Михаила в самом конце 19 века храм в Любаново отнюдь не процветал: иконостасы церкви, живопись, многие элементы интерьера требовали серьезного ремонта. Черторжские и Апухтины уже не являлись владельцами села, в конце 19 в. их сменило семейство Шлиппе. Лишившись поддержки православных дворянских владельцев, церковь заметно пришла в запустение. Новый любановский помещик из обрусевших немцев Владимир Шлиппе на церковь не жертвовал. Молодому и неопытному ещё настоятелю о. Михаилу предстояло обновить храм, имея в приходской кассе всего 150 рублей.
Но с Божией помощью , тщанием прихожан и старосты перед революцией храм был обновлен..
После закрытия храма в Любаново в 1933-м отец Михаил вынужден был перебраться в село Крюково, расположенное от Любаново в 7 км, в местный Преображенский храм. В Крюково 26 ноября 1937 г. сотрудники НКВД арестовали отца «за антисоветскую агитацию». Последний настоятель Христорождественского храма принял мученическую смерть 11 декабря 1937 г.
В молодости он мечтал обрести последний приют рядом с любимым им храмом. Когда-то он риторически вопрошал: «найдется ли место покоя при нем пятому по счету настоятелю храма в Любанове, Бог весть, а хотелось бы!». Однако Господь рассудил иначе. Он был расстрелян на полигоне в Бутово и похоронен в безымянной общей могиле...
Во время событий Великой Отечественной войны церковь в Любаново, как и само село, находилась на линии огня.
Михаил Ильин записал в отчёте об увиденном в Любаново: «Колокольня взорвана, южная сторона в центре разрушена, от внутреннего убранства ничего не осталось. Здание могло бы служить музейным экспонатом планомерного разрушения немцами памятников русской архитектуры».
Храм реставрировать не стали, музея не устроили, а его здание просто разобрали на кирпичи, не оставив и следа. ..
В наши дни на месте разрушенной церкви и древнего погоста обосновались люди, расположились участки деревенских жителей… «Все произошло из праха и все возвратится в прах» ..
Отец Михаил, словно предвидя грядущее, говорил в одной из проповедей:
«Уничтожьте, разрушьте храмы – и на их месте вы скоро увидите тюрьмы; оставьте, не посещайте храмы, не ходите в них – дикость и разнузданность нравов проявятся со всей жестокостью, и человек, этот венец творения, снизойдет на степень животного, для него уже не будет ничего святого. Берегите же храм, дорожите им!».
Слова оказались пророческими..
В Усадьбу Любаново мы ещё вернёмся, в ней сохранился грот, единственный в Наро-Фоминском районе:
Продолжение следует ...