Режиссёр Григорий Козинцев глазами фотографа Валерия Плотникова
С Григорием Михайловичем Козинцевым я познакомился в 69м или 71м году, сейчас не могу точно сказать, на Московском кинофестивале (фестивали проводились тогда по нечетным годам). Григорий Михайлович был председателем жюри, в состав которого входила и Беата Тышкевич. Она-то меня с ним и свела. Беату я хорошо знал после съемок картины Андрея Кончаловского "Дворянское гнездо", где мы работали вместе.
Помню, Тышкевич представила меня Козинцеву как молодого и талантливого фотографа. На что Григорий Михайлович сразу ответил своим тоненьким голосом: "Знаю-знаю, мне очень нравятся его фотографии". Мне стало как-то неудобно за него. Я понимал, этому интеллигентному человеку хотелось сделать мне приятное, вот он и сказал неправду - где же он мог видеть мои фотографии? Тогда еще ни журнал "Экран", ни "Искусство кино" их не публиковали.
И тут я был жестоко посрамлен в своих мыслях, потому что Григорий Михайлович добавил: "Я выписываю венгерский журнал "Синтяж мьюзик". Мне стало совсем стыдно - оказалось: он не только видел мои фотографии, но и обратил на них внимание, не поленился запомнить фамилию автора. А надо заметить, что действительно начинал я печататься в венгерских и польских журналах по кино, которые охотно тогда меня принимали. В Союзе меня публиковали редко, хотя в моих работах не было ничего антисоветского, кроме разве самих персонажей.
Венгры и поляки печатали мои снимки с энтузиазмом на обложках и внутри, а на все придирки и упреки в буржуазности от своих же чиновников по культуре, они всегда могли ответить: "Что вы, это же из дружеского Советского Союза фотограф".
После этой встречи с Козинцевым, особенно когда выяснилось, что мы оба из Петербурга, оба больны этим городом, у обоих близкие пристрастия в музыке и искусстве, что даже живем неподалеку друг от друга, мы практически весь кинофестиваль находились рядом, и с тех пор здорово подружились.
Тогда-то мне и пришло в голову сделать петербургскую фотографию Григория Михайловича типа ФЭКСовских москвинских изображений: с дымом, дождем, ветром, поднятым воротником... (Андрей Москвин - советский оператор, поддерживал эстетическую программу театральных мастерских ФЭКСа, Фабрики Эксцентрического актёра, основанных Козинцевым в 20е годы прошлого века, работал с ним над кинотрилогией о Максиме, фильмом "Шинель" - прим. автора).
Я нашел подходящую натуру в Петербурге на Троицком мосту, где сохранились соответствуюшие фонари, напридумал жуткий объектив, позволяющий увидеть полу-Париж, полу-Петербург, полу-Новый Вавилон. Мы встретились в Петербурге, и я впервые побывал в действительно замечательной квартире Григория Михайловича на углу Каменноостровского проспекта и переулка братьев Васильевых, которую без преувеличения могу назвать "петербургской" - одной из немногих уцелевших. Для меня она так и осталась первой встреченной мной петербургской квартирой в городе, в котором я практически прожил до этого всю жизнь, но запомнил лишь коммуналки, склоки, уныние, нищету, убожество и 12 конфорок на всех.
Повторяю, это была нормальная квартира, достойная в ней живущего человека, профессора и академика, каковым был Козинцев, а не такая как была, скажем, у Дмитрия Сергеевича Лихачева, которая вызывала слезы, хоть и пятикомнатная - в современном жутком унылом доме.
Валентина Георгиевна, вдова Козинцева, сколько могла поддерживала дух этой квартиры, сохранив все в неприкосновенности.
Но прежде чем назначить время съемки, выяснилось, что у Козинцева нет того плаща, который нужен мне, потом он вдруг неважно себя почувствовал, у меня началась учеба во ВГИКе в Москве, кроме того, для съемок в другом городе мне нужно было найти и взять камеру взаймы. И чтобы совпали дождь, туман, плащ, камера и здоровье Григория Михайловича, требовалось довольно много составляющих. Все они как-то не сходились...
Тогда Козинцев предлагает сняться у него же в квартире, но я, придумавший "гениальный" кадр, арканюсь. Он начинает меня уговаривать, наконец, я соглашаюсь, в душе надеясь, что потом обязательно выполню задуманное. К несчастью, в моей жизни случается уже не раз, когда это "потом" не наступает, как в случае со Смоктуновским, Мишей Барышниковым...
Продолжение ЗДЕСЬ! Подпишись на наш канал и читай:
Записала Наталья Шелюхаева (с) "Лилит"