Наверное, все любители балета со стажем знают эту фотографию: Алексей Ермолаев в роли Бога ветра Вайю из балета Дриго "Талисман":
Алексей Ермолаев станцевал эту партию в 1926 году в выпускном спектакле хореографического училища. В 16 лет!
Вот что пишет Ю.Слонимский в статье "Опережая время":
"Был у Петипа балет с мелодичной музыкой и заманчивым названием "Талисман". Он увидел свет рампы в 1889 году. В первом десятилетии нашего века переделанный Н.Легатом балет лишь эпизодически появлялся на сцене, а затем и вовсе был забыт, как вдруг весной 1926 года ленинградцы обнаружили это название на афише выпускного спектакля балетной школы. Мало того, он стал событием благодаря дебюту шестнадцатилетнего выпускника школы Алексея Ермолаева. Ермолаев опрокинул прежнее представление о танцовщике и о мужском танце.
...Пролог проходил в заоблачных высях. "Небесные духи" - так назывались танцовщики по программе - плели традиционное кружево массового вальса. Когда же они застыли в покорно почтительных позах, оркестр мобилизовал всю звучность деревянных, духовых и ударных инструментов, как будто для того, чтобы предупредить публику о предстоящем событии. По воздуху над склонившимися танцовщицами пронесся юноша в причудливом восточном наряде. Он скрылся на мгновение за кулисы и тотчас же вылетел оттуда могучим прыжком Его прыжки, вращения, перекликаясь со сходными мотивами в оркестре, наполнили сцену горячим дыханием ветра, смерча..
И зал откликнулся на это аплодисментами, какими обычно удостаивают прославленного артиста".
Да, Ермолаев был уникальным артистом. Он был принят в труппу Ленинградского театра оперы и балета сразу на положение солиста, в первый же свой сезон станцевал Базиля в "Дон Кихоте", и партнёршей его стала Елена Люком.
Очень интересно было прочитать о "перечитывании" парой Люком-Ермолаев финального дуэта и о развитии партии Базиля. Итак,
"петербургская версия её основывалась в адажио заключительного дуэта на салонно-сентиментальной музыке Томэ. Новые исполнители восстановили музыку Минкуса и хореографию Горского, сочинённую в своё время для М.Мордкина"
Пара Люком-Ермолаев проверяла на зрителях новые приёмы и штрихи, обогащая мужскую вариацию и коду. Постепенно сложилась основа той версии, которая существует сегодня.
В 1930 году Ермолаева перевели в Большой театр. В 1939 году он получил серьёзную травму, и переключился на пантомимные роли.
Увы, прыжок Ермолаева можно увидеть только на фотографиях. Не снимали тогда балет, к сожалению :( А если и снимали, то очень редко.
Но танцующего Ермолаева всё-таки увидеть можно. В 1954 году он снялся в фильме-балете "Ромео и Джульетта" в роли Тибальда. Мне безумно нравится этот Тибальд!
Остаётся только сожалеть, что об артистах прошлого мы судим в основном по воспоминаниям современников...