Найти тему
PROG ISLAND

Prog Island: Злобный паук - ATOLL "L'araignée-mal" (1975)

Atoll – “L'araignée-mal” (1975)

Трек- лист:

1. Le photographe exorciste (9:10).

2. Cazotte n°1 (6:00).

3. Le voleur d'extase (7:30).

- L'araignée-mal (21:20) :

4. Imaginez le temps (6:40).

5. L'araignée-mal (5:05).

6. Les robots débiles (3:35).

7. Le cimetière de plastique (6:00).

Состав:

- André Balzer / lead vocals, percussion.

- Christian Beya / guitar.

- Michel Taillet / Eminent synth, clavinet, percussion, backing vocals.

- Richard Aubert / violin.

- Jean Luc Thillot / bass, vocals.

- Alain Gozzo / drums, percussion, backing vocals.

+

- Bruno Géhin / piano, Fender electric piano, Mellotron, Minimoog

- Laurent Gianez / saxophone (5).

ATOLL - ОДНА ИЗ ВЕРШИН ФРАНЦУЗСКОГО СИМФОНИЧЕСКОГО РОКА

Если уж говорить о французском ответвлении симфорока, то, несомненно, нужно выделить три группы, которые в 70- х годах 20- го века стали законодателями стиля в своей стране. Это ANGE, MONA LISA и ATOLL. Именно о последней группе сейчас и пойдет речь. Тем более, что даже сейчас, в 21 веке, созданное этой группой не забылось, а стало одной из вех становления национального прогрессивного рока во всем его разнообразии.

ATOLL была образована в 1972 году двумя друзьями гитаристами из Меца, что на северо- востоке Франции, Luc Serra и Jean-Luc Thillot. Идеи прогрессивного подхода к рок- музыке, витавшие во всем мире на рубеже 70-х годов, конечно, не могли обойти стороной молодые умы парней из Франции, пожелавших также сказать свое слово в этом мировом музыкальном течении. Они пригласили барабанщика Alain Gozzo и стали полноценной группой, только вот Jean Luc Thillot пришлось взять в руки бас- гитару. Пройдя первоначальный репетиционный этап, они утвердились в выборе своего музыкального направления, и оно базировалось на основах симфорока. В 1973 году в группу приходит клавишник Michel Taillet и тогда же лейбл Eurodisk заключает с ними контракт. В октябре того же года они выпускают дебютный сингл сингл “Je t'aime quand je te vois” с композицией “Change ta vie” на второй стороне, а год спустя - дебютную пластинку Musiciens Magiciens. Дебют ATOLL был принят положительно большинством критиков, отмечавших интересный язык группы, уходящий корнями в национальный фольклор, но трансформируемый в соответствии со стилевыми рамками. Альбом хоть и был большей частью инструментальным, но включал все вокальные части только на французском языке, что привнесло особый колорит их музыке, которая была одновременно и сложна, и экспрессивна, и красива.

Стало ясно, что на французской сцене появился еще один талантливый коллектив, который смог раскрыть весь свой творческий потенциал уже во втором альбоме L’Araignée-Mal, выпущенном в 1975 году. Эта работа, несомненно, явилась существенным шагом вперед к концептуализации и усложнения музыкального материала. Состав же группы изменился в процессе репетиций и записи основательно: ушел гитарист Luc Serra, один из основателей, и на его место был взят Christian Beya, а скрипач из группы Komintern Richard Aubert добавил группе существенные jazz- fusion краски в духе MAHAVISHNU ORCHESTRA. Приглашенный второй клавишник Bruno Géhin еще более усилил гармоническую основу их музыки, ставшей очень плотной и местами даже агрессивной. Такого звука до этого у группы не было, а альбом под названием “Злобный паук” и стал этим воплощением. Забегая вперед, необходимо сказать, что именно он и стал вершиной творческого пути ATOLL. Далее у группы будут, как водится, другие записи, ротации состава и смена стиля, но уже никогда группа не сможет повторить этого бесспорного успеха в столь сложной, интересной и экспериментальной музыкальной области как прогрессивный симфонический рок.

ЗЛОБНЫЙ ПАУК

1. “Le photographe exorciste”. Открывает альбом песня “Фотограф- экзорцист”. Плотный клавишный звук является основой для экспрессивной мелодекламации, настраивающей сразу же на театрализацию и внутренний динамизм повествования (ведь нельзя назвать это вокальное разнообразие простым пением). Градация вокала от нежного лиричного piano до возвышенного forte André Balzer ставит очень высоко уровень его исполнительства. Инструментальные части контрастируют с вокальными и завершение доверено ревущей гитаре Christian Beya и лишь в заключительных тактах мы слышим скрипку Richard Aubert.

2. “Cazotte n°1”. Ритмичная джаз- роковая тема у скрипки в дуэте с клавишными и виртуозной гитарой, конечно, напомнит о MAHAVISHNU ORCHESTRA. Но это лишь видимость. Череда тем, контрастирующих друг с другом и создает тот калейдоскоп, что становится базисом для чудесных импровизаций.

3. “Le voleur d'extase”. “Похититель экстаза” поначалу контрастирует с предыдущей инструментальной пьесой, но постепенное ее развитие, вновь выходящее за грань простой лирики, выводит эту песню в разряд вокально- инструментальных фантазий. Пожалуй, что все- таки лиризм здесь превалирует и оставляет в памяти приятные обертона.

Четырехчастная сюита “L'araignée-mal” (“Злобный паук”), давшая название альбому, и составляет вторую сторону пластинки.

4. “Imaginez le temps”. “Представьте себе время” - начальная тема заимствована из предыдущей “Le voleur d'extase”, тем самым показывая непрерывность единения смысловых и музыкальных тем. Загадочность и настороженность выводит скрипичное соло на более одухотворенный и возвышенный уровень, когда неизменное поступательное восходящее движение приводит к гармонии, сопоставимой с пасторалью. Вокал André Balzer очень нежен, завершающая же импровизация гитары контрастна и экспрессивна.

5. “L'araignée-mal”. “Злобный паук” - песня, строящаяся на поначалу повторяющейся тонике, постепенно все более и более усиливающей внутренний динамизм. Начавшись как нежное piano, заканчивается беззаговорочным всепоглощающим tutti. Единожды звучащий здесь саксофон Laurent Gianez очень кстати.

6. “Les robots débiles”. “Тупые роботы” полностью соответствует этому названию. Хотя и есть лейтмотив из предыдущей “L'araignée-mal”, но он лишь как контраст, выводящий на авансцену вновь удивительный по своим возможностям голос André Balzer.

7. “Le cimetière de plastique”. Завершающая часть “Пластиковое кладбище” необычайно эмоциональна. Триединство голоса, клавишных и гитары и создает то разнообразие, что дополняется лишь арпеджио скрипки. Поступательное мелодико- гармоническое восхождение, как ступени, непременно выводят образность в сферу возвышенности. Но ни эмоциональные заключительные импровизации гитары и скрипки, ни унисонное арпеджированное tutti, не приводят к завершению. Неустойчивая доминанта, как напоминание, еще будет долго звучать в подсознании слушателя, ставя знак вопроса. Ответа же не будет, его искать придется каждому в отдельности…

© Вадим Соседко, 2022

© Prog Island, SPb, 2022