Найти тему

Табор уходит в цепях. Как чиновники СССР пытались укротить свободу цыганского народа

Оглавление
Первым шагом на пути борьбы с цыганами в СССР стало введение паспортов в 1932 году. Те, у кого не имелось паспорта и прописки, не могли получать талоны на еду и, следовательно, голодали.
Первым шагом на пути борьбы с цыганами в СССР стало введение паспортов в 1932 году. Те, у кого не имелось паспорта и прописки, не могли получать талоны на еду и, следовательно, голодали.

Как известно, Советский Союз не терпел ни малейших признаков инаковости, во многом стандартизируя людей и подводя их под общий бюрократический знаменатель. Под молот ведьм партийной инквизиции попадали ежегодные праздники людей и вековые традиции целых народов, и одна из самых знаменитых этнических групп, наиболее пострадавших от попыток КПСС совладать с их свободолюбивым духом – вольные цыгане.

Коренным образом повлиял на жизнь цыган в СССР указ об оседлости, который вышел 26 октября 1956 года. Полное название документа было таким: Постановление Совета Министров РСФСР № 658 "О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством".
Коренным образом повлиял на жизнь цыган в СССР указ об оседлости, который вышел 26 октября 1956 года. Полное название документа было таким: Постановление Совета Министров РСФСР № 658 "О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством".

Союзник поневоле

На заре Советских времён правительство испытывало нужду в помощи добровольцев, и выбирать не приходилось. К тому же яркий образ жизни и коллективные условия существования в таборах весьма импонировали большевистской системе; неудивительно, что одними из первых они призвали в свои ряды именно представителей цыганского народа.

Те, однако, как оказалось, вовсе не были настроены положительно, более того – вообще не собирались вмешиваться в происходящие политические события и блюли строгий нейтралитет. Цыгане позабыли о партии, что было явной ошибкой, ведь партия не позабыла о них. И когда на небосклоне международной геополитики воссияла красная звезда, мощности советской машины обрушились на бедных, но гордых скитальцев.

В 1933 году был издан специальный Указ о выселении цыган из Москвы, а в 1956 — Указ об осёдлости. Эти документы во многом помогли советским властям в перевоспитании цыган и в борьбе с теми, кто меняться не хотел
В 1933 году был издан специальный Указ о выселении цыган из Москвы, а в 1956 — Указ об осёдлости. Эти документы во многом помогли советским властям в перевоспитании цыган и в борьбе с теми, кто меняться не хотел

Народы против народа

Пример цыган – слишком свободных, чрезмерно вульгарных, не подчиняющихся общим сводам правил – мог быть заразителен для многочисленных маргиналов внутри страны, именно поэтому власти повели беспощадную и в чём-то даже жестокую борьбу с ними.

Одним из мощнейших рычагов давления стало массовое введение документов, удостоверяющих личность гражданина (1932 год). Не желая обременять себя паспортами, цыгане проявляли тихое сопротивление, но всерьёз бросить вызов могущественногу государству не могли.

Дальше – больше. Разделив города на "открытые" и "закрытые", партия фактически лишила народец заветной возможности останавливаться в населённых пунктах для пополнения провизии, а последующие процедуры раскулачивания (цыган чиновники специально для этого отнесли к столь презренному в Союзе классу кулаков) и попытки оторвать ромалэ от их истинной веры агитационными листовками против религии окончательно поставили последних перед тяжёлым моральным выбором: сохранить честь предков или выбрать жизнь – полную унижений и стыда, но жизнь.

Впрочем, даже те цыгане, что избрали второй вариант, всё равно подвергались гонениям и насмешкам, к ним относились как к людям второго сорта, а среди людей блуждали унизительные слухи. Разумеется, сказать, что всё это хоть как-то способствовало комфортной интеграции цыган в общество советских граждан, было практически нереально.

Справедливости ради нужно сказать, что с цыганами в СССР не только боролись. Их также и любили. Стремясь их социализировать, государство как могло старалось показать, что цыгане - свои.
Справедливости ради нужно сказать, что с цыганами в СССР не только боролись. Их также и любили. Стремясь их социализировать, государство как могло старалось показать, что цыгане - свои.

Цыгане сегодня

После распада СССР некогда "порабощённый" народ смог вновь с надеждой взглянуть в будущее.

Часть ромулэ решило остаться среди других, оседлых, россиян и продолжить спокойную, мирную жизнь. Однако и по сей день по стране путешествует множество бродячих табаров людей, чье стремление к свободе и прериям не смогли остановить ни презрение многомиллионного народа, ни одна из мощнейших пропагандистко-силовых машин в истории человечества.

Если вам это было интересно: ставьте большой палец вверх, подписывайтесь и читайте другие мои статьи:

1.Как обычный советский Москвич обогнал BMW и Ford.

2.Как предшественник Берии насиловал женщин

3.Каршеринг по-советски. Как союзные граждане брали в прокат арендное авто