Где делают самый лучший хрусталь Европы?
Вот прям самый-самый-самый-самый самее не бывает?
Где? Где?
В деревне!
И тут нет ни капли выдумки. В одной европейской стране, жители которой каждое утро слышат хруст булок, а в её столице стоит Елефеева башня, есть небольшая деревня, на окраине которой дымит небольшой заводик.
Именно он с 1782 года носит почётное звание лучшего производителя хрусталя в Европе. И это звание никем не оспаривается. То есть, и чехи, и немцы, и даже итальянцы просто нервно курят в стороне по сравнению с ним.
Была в средневековой Европе небольшая деревушка под названием Мюнцталь. Находилась она просто в благословенном месте: широкая река, пляж с белоснежным песком, небольшие горы, поля, леса. Однако в любой бочке мёда есть ложка сами знаете чего.
И это "сами знаете что" тоже имелось. Деревеньке не повезло с тем, что находилась она в Лотарингии. Это такой спорный регион, который постоянно переходил то Франции, то Германии. Причём именно постоянно. Как флюгер, туда-сюда, туда-сюда.
Подкопят немцы силы, надают по башке французам и объявят:
-Это наша Лотарингия! Ферштейн!
Потом французы, накопят сил, и надают немцам:
-Это наш Лоррен, а не ваша Лотарингия! Парле ву?
И такая фигня с деревней длилась примерно 300 лет. Сама деревенька помимо пляжа была ничем не примечательна, за исключением двух моментов:
1. в деревне неистово чадил стекловареный завод;
2. завод принадлежал герцогу де Бофору.
Да, да, да тому самому, про которого так часто писал Дюма-Атэц.
А поскольку завод находился в той самой невезучей деревне, то ему доставалось не меньше. С 1586 года, когда его основали, завод сносили под корень примерно 11 раз.
11 РАЗ!!!
Я не знаю какие мазохисты там работали, но терпение у них было похлеще чем у Сизифа с Прометеем. Я бы уже давно переехал.
В 1766 году французы отбили деревушку в 11-й раз. И почему-то уверовали в то, что ответки от немцев не будет (кстати, так оно и получилось). Поэтому начали отстраивать деревню капитально и, в первую очередь, стекольный заводик.
Потомок герцога де Бофора - Франсуа де Бофор постарался на славу: под предлогом реставрации выбил из короля такую сумму денег, что можно было не только завод восстановить, но и ещё пару десятков таких же заводиков прикупить.
Естественно, такие траты не могли не заинтересовать короля, который через год решил оценить "степень освоения бюджетных денег", поэтому прибыл с инспекцией. Ещё по заветам Гоголя всем известно, что если на объект приезжает ревизор "бальшая насяльника", то важно... предельно важно... очень глубоко лизнуть.
Так хозяин фабрики и поступил: проведя Людовика №16 по восстановленному заводу, и, понимая, что вокруг шеи становится тесновато, он упал перед королём на колени и сказал:
-Ваше Величество, в честь вашей милости, работники завода просят переименовать его из Мюнцталь в Сант-Луи (Святой Луи).
Эта идея так понравилась королю, что он дал добро. Так во Франции появился завод имени Святого Людовика. Деревня, кстати, тоже произвела ребрендинг и стала называться Сан-Луи-ле-Бише (Пляж имени товарища Святого Людовика).
Счастливый Луи уехал, приказав де Бофору в срочном порядке изобрести одну очень важную штуку: хрусталь.
Дело в том, что ещё 100 лет назад, в 1676 году англичане подрезали у итальянцев секрет хрусталя. Промышленный шпионаж он такой. Однако секрет был такой... кособокий. Хрусталь получался не сильно прозрачным. В конце-концов им удалось его допилить, и объявить на всю просвещённую Европу, что мол они тоже могут делать хрусталь.
Французы, которые давно сохли по стеклу, тоже захотели себе хрусталь. И попросили по-братски поделиться. Но саксы, которые англо, дали им от ворот поворот:
-Изделия покупайте, а секрет ни-ни.
И назначили такой ценник, что французы испугались за свою казну. Все знали, как любили стекло и зеркала Людовики всех номеров. И тут на сцене появляется де Бофор, который как нельзя кстати освоил госбюджет на астрономическую сумму.
И у него получилось!
За несколько лет упорных опытов он смог в третий раз за всю историю Европы переизобрести хрусталь. А в 1782 году его открытие официально подтвердила французская Академия наук. И снова на заводе появился Людовик. Обошёл завод, оценил производство, хрусталь и дал заводу новое название: Cristallerie Royale de Saint-Louis (что с хрустобулочного языка переводится как Королевский хрусталь им. тов. Святого Луи).
Ну и немого поговорим о продукции. С 1829 года завод сосредоточился исключительно на хрустале. Он первым в мире создал концепцию столового хрустального сервиза. Не просто бокалы, а вся посуда в едином стиле: бокалы, тарелки, салатницы, вазы, подсвечники и т.д.
Эта идея настолько понравилась королю, а потом и всем европейским правителям, что с того времени пошла традиция заказывать на все европейские рауты, встречи, собрания и просто посиделки сервизы именно этого завода. Естественно, самым крупным заказчиком является французское правительство.