Категория А
Как я получал категорию «А». Рассказ-отзыв. Как всегда правдивый! Действия происходили в городе Н-ске, какой –то там области…
Доброго времени суток уважаемые читатели. К вашему вниманию предлагается рассказ, который, надеюсь, будет полезен тем, кто захочет получить категорию А. В нем вы узнаете, какой путь пришлось совершить автору, что бы достигнуть цели. Почитайте, подумайте. Кому лень читать, сразу листайте на Вывод, там все итоги. Итак, запасаемся пивом, чипсами и начинаем….
Предисловие: Давным-давно, в далеком 2020…. Весной 2020 во всю веяло переменами. Вернее веяло ковидом! И я, интуитивно искал себе работу, которая поможет мне, если меня уволят (сократят) . Забегая в перед скажу, что в итоге так и получилось. А пока, пути-дороги завели меня в 2020 в одну школу, где я захотел выучится на тракториста. Зачем, спросите Вы? Ну а как же? Вспоминаем группу Сектор-Газа! Почетная профессия колхозный тракторист! Объявления повсюду! Требуется, требуется! Да и вообще пригодится. Вот будет у меня большой участок, дом. Лопатой копать не хочу. Приобрету трактор, буду пахать и сеять, да и вообще, в хозяйстве нужная техника. Но это так, маленькое отступление от мысли. К слову, мне пришлось поработать на тракторе, но это в следующем отзыве.
Итак, ознакомившись с перечнем образовательных программ школы, нашел, что школа осуществляет подготовку на мотоцикл, категория А. Ну а что, думаю? Буду учится на трактор, это для дела пригодится, к тому же я имею большой опыт в системе ЖКХ. А вот мот, это пусть будет для души. Цена вопроса была в 8000 руб. Ну а что, от ковида один негатив, а душа просила позитива!
Часть 1. «Знакомство». Полигон. 2020 год. Июнь.
Вот он, мотоцикл-то! Рычит! Приехав на полигон, я пошел знакомится с инструктором. По полигону с важным видом катался на моте какой-то чувак, выписывая кренделя и закладывая виражи…. На велике кататься умеешь, спросил инструктор? А то, ответил я. Умею кататься даже на велике, у которого восьмерка на переднем). Ну, значит равновесие держать можешь, сказал он. Инструктор достал из ржавого ларька, стоящего недалеко от полигона, мот – «Минск- 125» и выкатил его на полигон. Садись. Я сел. Никакой экипировки мне не полагалось! Хочешь, покупай все сам. Я накинул старенькую куртку и уселся. Слушай сюда, сказал инструктор. Это кнопка электростартер. Это ручка газа. Это ручка тормоза. Это сцепление. Сюда нажимать для переключения передач, показал мне инструктор на лапку КП мотоцикла. Тормозить ножным тормозом не надо, плохо работает…. Я завел мотоцикл и поехал по кругу. Ехал медленно, на первой передаче, изредка включая вторую. На этом мое занятие завершилось. Думаю 4 занятий хватит, сказал инструктор, потом экзамен. Так скоро, удивился я ? Ничего, сказал инструктор, успеешь научиться.
Часть 2. «Мотоциклисты делятся на тех, кто уже упал, и тех, кто еще не упал».
Приехав на второе занятие я жаждал потренировать упражнения, которые будут на экзамене. Сев на Минск, я ждал команды инструктора. Мдя, подвел итог инструктор. Да ты на минске, как корова верхом на зайце . Некрасиво и убого. Ты ведь высокий, большой мэн....не нужен тебе минск. К тому же, он категории А1, а сдавать вы будете на другом моте. Щас, сказал он и вытащил из ларька учебный мотоцикл «Стелс Флекс 250». Бля, подумал я. Он же большой, страшный и тяжелый!! Минск импонировал тем, что он низенький, маленький и не страшный. А стелс большой и тяжелый. И кубатура много больше. Ничего не сказав, я сел на Стелс. Инструктору виднее. Ну поехали, сказал инструктор. Проехав по кругу, я пытался привыкать к моту. Но что-то пошло не так. Не рассчитав дозу топлива я крутанул ручку газа и мот рванул так, что чуть не выпрыгнул из под меня. Растерявшись от страха я вцепился в обе ручки, от чего получилось так, что я еще больше добавил газа и улетел с мотом в куст. Да друзья, мне повезло! На полигоне, у забора, рос большой куст, который принял меня и мот. Мот имел дуги безопасности и потому не навалился мне на ногу. Я отделался ссадинами, парой синяков, грязными джинсами и испугом. Мот конкретно засел в кустах. Минут 20 мы с инструктором пытались его достать и еле достали. Мдя, сказал инструктор почесав репу! рано тебе еще экзамены сдавать! я думал ты за 4 занятия научишся и попробуешь сдать, а тут вон какое дело! На этом занятие закончилось. Скажу сразу, спасибо кусту. Если бы не он, травмы были бы много тяжелее. Ведь у меня не было никакой защиты. В дальнейшем, это наложило определенный отпечаток, в части страха падения.
Занятия 3-8 проходили плохо. Как ездить на таком мотоцикле мне никто не объяснял. Равновесие держишь и езди. Выполняй упражнения, в том числе и на скорость. Кто не знает, нужно было выполнить: восьмерку, парковку, змейку, заезд в бокс, скоростное маневрирование (не более 35 сек), бревно (актуально на 20 год). Помимо страха, мне не нравился сам мотоцикл. Мот был старый, заезженный. Нейтраль на нем ловилась плохо. Когда он нагревался, не ловилась совсем. Инструктор данную проблему устранять не хотел. Цитирую: «Мотоцикл китайский. Они все такие. Ничего, увы, не сделать. Надо как то исхитрится и привыкнуть». Насчет «ничего не сделать», я сильно сомневался. Но не спорил. Другого варианта не было. К слову, в группе были опытные товарищи. Нас было всего двое, кто не сидел раньше на моте. У всех остальных за плечами были покатушки в деревнях, кто то ездил уже на мотах без прав, кто то катался на мопедах. Учеба на стелсе им давалась легче, хотя и они ругались на нейтраль. Мне же этот мот не зашел совсем. Посадка не моя, закос под спорт, я все время сползал к баку, узкий, по моему мнению, руль. Короче, не мой тип мотоцикла, но альтернативы не было. Откатавшись как мог свое, я благополучно завалил экзамен, т.к. не смог найти нейтраль на скоростном маневрировании, не уложившись по времени.
Часть 2. «Альтернатива». В школе конкурентов требовались автоинструкторы, о чем в местной газете было размещено объявление. К тому времени (июль месяц) меня благополучно сократили на работе и я искал себе новую работу . На тот момент я уже имел категорию В,С тракториста-машиниста и только категория А, никак не поддавалась. Заполнив анкету на инструктора, я увидел, что конкуренты тоже обучают категории А. Обучение происходило в соседнем городе, назовем его «Е», что составляло 50 км в одну сторону. Поговорив с менеджером, я поехал в город «Е». Познакомившись с местным инструктором и объяснив ситуацию, я попросил проехаться на их моте. Мот назывался Лифан 150-13 и был похож на Минск по габаритам. Не страшный, легкий и маленький. Плюнув на все сомнения, я стал брать за доп. плату Лифан для тренировок. Конечно, расходы на поездки в город «Е» стали бить по карману, но очень хотелось сдать. Лифан тоже был не новым. Меня также никто не учил на нем ездить. Меня вообще не учили ездить. Показали в каком порядке проходить упражнения, а дальше сам. После Стелса, Лифан казался мне малышом. Колени уши закрывали ). Очередной экзамен я сдавал в городе «Е» и завалил. Как оказалось, Лифан дергался на холостом ходу, а добавлять газ я не решился, поэтому благополучно завалил восьмерку, которую еще нужно было выполнять на площадке с уклоном в горку.
Осталась последняя попытка. Местное МРЭО объявило, что очередной экзамен переносится из «Е» в город Н-ск. Узнав, что я хочу сдавать экзамен на другом мотоцикле, с другой школой, инструктор в моей школе объявил мне бойкот и яростно болел за то, что бы я не сдал. К тому времени свои часы я выкатал и байк мне предоставляли не за просто так. Временной интервал между занятиями увеличился, так как занимались другие группы, а в другой автошколе я был вообще чужаком и мог тренироваться только тогда, когда другие разбредались по домам, т.е. в неудобное время. Не знав всех особенностей местного Лифана, я в итоге на третьей попытке попал на том, что включив нейтраль (лампа горела) не убедился, что она реально включена. Остановившись у стоп линии на скоростном маневрировании я с ужасом увидел, что лампа нейтрали горит, а передача включена. В итоге мот заглох и я не уложился по времени. Местные знали о такой особенности конечно….Так и закончился для меня 2020 год мотосезона.
Часть 3. Новый год.
Грянул 2021 год и я не оставлял попытки освоить мотоцикл. Но новый год не принес успеха. На полигоне в городе Н-ске я не мог уже тренироваться. В 2021году народу на обучение категории А было очень много и для «двоечников» не было времени. Плюс инструктор не хотел мною заниматься, считая меня предателем. Отсутствие регулярных тренировок сказалось, и экзамен мне сдать не удалось. Позже я получил на предприятии, куда устроился работать травму, которая и предрешила исход на 2021 год. Права категории «А» я так и не получил. В след мне неслось радостное от инструктора - не твое это парень, завязывай….
Часть 4. Что делать епть?
Да, а что же делать? Народ злой! Не твое это…. А может действительно не мое? За 2020-2021 год у нас на районе погибло на байках много народу. Причем были и те, с кем учился. Есть над чем задуматься. Правда были они все на «дурных» многокубатурных байках, а ездить толком не умели. Я опять в 2022 году пришел в свою школу, узнать ,что нового. На дворе был май 2022 года, в мае же я пересдал теорию. Инструктор, который «учил» меня водить байк в Н-ске, уволился и я обрадованно поехал на полигон знакомится с новым инструктором. Меня ждал сюрприз! На полигоне стоял старый, еще более затрёпанный Стелс и новый инструктор объявил, что у него настолько много народу, что для меня времени нет. Обучение за деньги – 1000 в час, и только в свободное время. Прокатившись пару кругов на Стелсе, я понял, что тут ловить мне нечего. Стелс был еще более раздолбанный и нейтраль на нем почти не включалась. Не понимая, откуда такая любовь инструкторов к Стелсам, я совсем опечалился. Ездить в город «Е» было дорого. Народу там было много. Тренироваться там можно было не всегда и не во всякое время. А смысл то в регулярных тренировках. От отчаяния, я уже подумывал о том, что бы поехать в соседний мегаполис. Помониторив ситуацию я узнал, что учится будет проблематично: в мегаполисе цены на категорию А значительно выше. Срок обучения 2,5 мес. Запись в группу на много вперед. Ездить туда заниматься крайне дорого. Категория, даже если сдам, обойдется в «копеечку», тыс под 50 в самом простом варианте. Какое-то время, меня мучила хандра и уныние от безысходности. Плотный график не позволял расслабляться, не было времени мотаться между городами, находить свободные часы и тренироваться. Проанализировав ситуацию, мне удалось разработать и воплотить в действие свой план.
Часть 5. План. Если не знаешь с чего начать, начни с малого.
Малым послужил мопед, который я взял в аренду, с правом выкупа у одного доброго человека. Добрый человек, как то здорово шмякнулся с него о камни и после поставил на хранение в гараж, до лучших времен. Категория «В» позволяет им управлять. Я обслужил его, подготовил, и начал свои тренировки. На площадке вечерами тренировал технику, катался по городу. Ездить по городу было страшно, ибо это реальное движение, а не площадка, а навыков кот наплакал. Но тренировки на Альфе принесли свои результаты. Мопед 80 кг не выпрыгивал из под меня, не разгонялся более 60 км. Постепенно стал проходить страх. Стали получатся элементы. Выросла уверенность в себе. Дальше, близкий мне человек, видя мои потуги и желание достичь цели, предоставил для тренировок свой мотоцикл , на котором я оттачивал навыки только на полигоне, когда все оттуда уезжали. Отсутствие конусов и палочек габаритного коридора не беда, вместо них служили веточки и камешки. Так проходили мои занятия. Знакомые по школе, узнав о моей проблеме, немного поставили мне технику на моте, научили, как пользоваться ножным тормозом. Так прошли два мес. тренировок.
Экзамен. За день до экзамена на полигон в Н-ск привезли мотоцикл с города «Е», тамошняя школа также собиралась сдавать экзамен. Договорившись с инструктором, я взял пару часов тренировок вечером. К моему удивлению, Лифан на этот раз мне показался более покладистым и легким. Да, он был тяжелее мопеда, но оказался легче мотоцикла, на котором я тренировался. В итоге, благодаря комплексной тренировке, мне удалось сдать на нем экзамен. Получив права в тот же день, я был безмерно счастлив, что поставленная задача наконец выполнена. Мотосезон 2022 открыт!! Сразу после получения прав я поехал по району и в шлеме орал песню Арии «Беспечный Ангел».
Вывод. А давайте-ка друзья, подведём итоги! В них я хочу указать на моменты, которые помогут сдать экзамен новичкам. Новичкам, а не старичкам!
1. Каждому свое. Каждому человеку нужен мотоцикл под его! Под его характер, физические данные. Следовательно, нужно обращаться в такие школы (если есть выбор), где представлены различные типы мотоциклов. Там вы определитесь, что лучше для вас. К слову, такие школы есть в Мегаполисе.
2. Начинать всегда нужно с малого. Пните того, кто сразу сует вам байк на 250 кубов, при наличии малого. Если вы никогда не сидели на мопеде, мотоцикле, начинайте с малого! Если есть в школе малый мот, начинайте с него и катайтесь на нем, пока не почувствуете себя уверенно. Тогда пересаживайтесь на более крупный. Да и падать на маленьком не так больно и страшно.
3. По мне, так 8 занятий учебки катастрофически мало. Занятий должно быть порядка 24. Если справитесь за меньшее, флаг вам.
4. Самый важный. Если есть возможность, начните с мопеда. Б\у мопеды можно купить относительно не дорого. Во первых, вы поймете, а надо ли вам это? Во вторых, езда по дорогам прибавит вам уверенности и даст опыт. На мопеде вы отработаете азы техники, плюс мопед вас не задавит. Выбирайте мопед по росту, что бы ноги доставали до земли. Потом можете его продать в сезон, почти ничего не потеряв по деньгам.
5. Купите шлем. Это важно. Остальное на усмотрение. На площадке защита тела может вам и не пригодится, вполне подойдет старая кожанка, за то возможно, защита пригодится потом! Но защита стоит ДОРОГО! Я проездил пол сезона без нее, с одним шлемом. Проездил без падений и травм. Но я не гонщик, езжу аккуратно. Я поклонник чопперов, круизеров. Ехать не торопясь, наслаждаться ветром и окружающим миром. Плюс в памяти первое падение напоминает мне об осторожности.
6. Хороший инструктор половина дела. Если есть возможность пробных занятий, возьмите их. Посмотрите как учатся люди. Выбирайте автошколу, где учат (если есть выбор конечно).
7. Если выбора нет, как в моем случае, то вариант с мопедом Ваш. После мопеда, сдавать вам будет легче.
8. На своем моте, сдавать нельзя! Покупать его заранее, нет смысла, да и примета плохая. Не сдадите) Если выбора нет и школа только одна, то придется подстраиваться под местный байк или искать другую мотошколу, в другом городе.
Всем удачи в получении прав А категории. Сев на мотоцикл, вы поймете, что управлять им сложнее, чем автомобилем. Он намного опаснее как вид транспорта. Он не на каждый сезон и погоду. Но взамен, вы получите ощущение свободы, полета души над дорогой. Вы проедете везде. Сможете кататься по любым дорогам. Да и много других, положительных эмоций без сомнения получите. Если не будете покупать монстров, то сильно сэкономите на топливе . Малокубатурные мотоциклы едят мало, 2,5-3,5 л/100 км. пути, проверено. Впрочем мот покупают не для этого)
Спасибо, что дочитали…