Еще будучи студентом, я часто натыкался на статьи о событиях в Чечне 1990-х годов в зарубежных изданиях (английских, польских, американских и т.д.). Европа и Америка продолжали говорить о чеченских «борцах за свободу», об их «чистых помыслах» по отношению к русскому народу, о «кровавой федеральной власти», жестоко расправившейся с «невинными сынами Чечни». Образ Джохара Дудаева боготворят на Западе и воспринимают его как одного из немногих, кто может бросить вызов Москве и как возможность нанести России максимальный ущерб, не вмешиваясь напрямую в конфликт.
При этом никого не волновало, что этот человек наградил Шамира Басаева и других полевых командиров за террористические действия на территории России (например, в Буденновске в 1995 году помимо раненых было убито 129 человек). Этот Дудаев превратил Чечню в центр торговли людьми, оружием и наркотиками. Этакая Тортуга, где скрывались всевозможные экстремисты и люди с сомнительным прошлым. Была только одна проблема. Она много лет создавала пороховую бочку для России. И им это удалось (контртеррористическая операция на Северном Кавказе фактически завершилась только в 2017 году).
Самое интересное, что Дудаев не планирует останавливаться на свободной Ичкерии. Он хотел создать некий союз государств Кавказа под руководством Чечни, чтобы противостоять Москве. Разумеется, все это делалось при широкой поддержке Запада.
Однако план так и не был реализован. В 1996 году Дудаев погиб в результате федеральной спецоперации после того, как был сбит ракетами бомбардировщика Су-24. По одной из гипотез, он был убит во время разговора с конгрессменом К. Боровым (ныне проживающим в США), только этот сигнал был зафиксирован нашими спецслужбами. Она помнит своего мужа Дудаева.
Джохара посадили в машину. Водитель попытался помочь ему, но в его голове открылась большая дыра. Я нашел его умирающим. В конце концов, он смог сказать охранникам, чтобы они «покончили с этим».
К счастью, проблема осталась. Лидер чеченских боевиков ликвидирован. Предстояла долгая и сложная задача по уничтожению полевого командира. Вот что бывает, когда страна терпит неудачу.
Я надеюсь, что наша страна никогда больше не переживает подобное событие.
Кстати, в Польше есть площадь Джохара Дудаева, а в Украине - несколько улиц его имени.