Найти в Дзене
ЕЩЁ НЕ ВЕЧЕР

Франц Лефорт- ближайший друг из "Гнезда петрова"

Память об этом человеке хранят многие здания и сооружения в Москве, его именем даже назван целый район - Лефортово. Этот ближайший и самый преданный друг Петра I, "адмирал без флота", ловкий дипломат и прекрасный организатор, истинный европеец на службе русского царя имел неоднозначную репутацию. Одни считали его человеком государственного ума с рациональным европейским подходом к вопросам внешней и внутренней политики, другие проклинали, как растлителя молодого царя, вредителя-еретика. Этот двухметровый великан, наделенный большой физической силой, считается одним из "птенцов гнезда петрова", хотя был старше своего патрона на добрых полтора десятка лет.
 В поисках  удачи о счастья вдали от Родины
В поисках удачи о счастья вдали от Родины

Франсуа Ле Форт родился в 1655 году в протестантской семье небогатого женевского торговца, который, впрочем, вел дела и в других городах Европы. Хотя Франсуа (Франц) был четвертым ребенком в семье, отец именно в нем увидел наследника своего торгового дела, но у юноши были другие планы, он мечтал о военной карьере. Благо, в Европе можно было найти свое место в любой армии и поучаствовать в любой войне в качестве "диких гусей". Так назывались наемники, которые воевали не по идеологическим или патриотическим соображениям, а исключительно за материальную выгоду. Летом 1675 года Франц Лефорт в небольшой группе голландских офицеров отправляется в далекую Московию, для поступления на службу русскому царю Алексею Михайловичу, как говорится, ловить свою удачу.

 В самом начале  русской карьеры
В самом начале русской карьеры

Пока они добирались в Москву, царь Алексей Михайлович умер, а новый государь не сильно жаловал чужеземцев. Однако, Францу Лефорту удалось остаться в России, женившись и даже получив чин капитана. Дальше карьера идет в рост. Заслужив благосклонность князя Голицына, фаворита царевны Софьи, ставшей после смерти Федора фактической правительницей при малолетних братьях, он получает повышение в чине подполковника, а затем и полковника. Во время конфликта царевны Софьи и Петра сообразительный женевец встал на сторону Петра, предложив свою помощь во время Стрелецкого бунта, и не ошибся.

 Юный государь Петр I в начале славных дел
Юный государь Петр I в начале славных дел

Постепенно между молодым государем и храбрым, общительным, образованным, с европейскими манерами и протестантской честностью Лефортом завязалась прочная дружба. Несмотря на разницу в возрасте (почти 16 лет), они прекрасно понимали друг друга. Петр, по достоинству оценив преданность и честность нового соратника, проявлял к нему особую милость. Он часто навещал уютный, гостеприимный и по европейски обустроенный дом Лефорта в Немецкой слободе. Главной заслугой Лефорта было то, что он всячески помогал молодому и неопытному русскому царю в устройстве войска нового строя, он вместе с Петром I участвовал в строительстве, обустройстве и маневрах "потешного флота" на Плещеевом озере.

 "Потешная флотилия" на Плещеевом озере
"Потешная флотилия" на Плещеевом озере

Будучи неразлучен с государем, он участвовал во всех маневрах и военных походах. Ни одно дело, задуманное Петром, не обходилось без участия Лефорта. В 1694 году он сопровождал Петра I в Архангельск, куда прибыл из Голландии построенный по заказу русского государя 44 пушечный фрегат "Святое пророчество". Франц Лефорт был назначен его капитаном. Да, вот это уже не игрушки "потешного флота", а серьезная работа.

 При Петре i и с помощью Франца Лефорта началось строительство военно-морского флота России.
При Петре i и с помощью Франца Лефорта началось строительство военно-морского флота России.

После первого Азовского похода, во время которого Лефорт захватил лично одно из турецких знамен, Петр I назначил своего вполне "сухопутного" любимца адмиралом русского флота. И флот был невелик, да и адмирал не "морской волк", мало понимающий в морском деле. Но как говорится, не боги горшки обжигают, зато организатор он был прекрасный. Строительство русского флота началось сразу в нескольких городах, одновременно шло оперативное формирование флотских экипажей.

 Во время "великого посольства" в Европе Петр i числился рядовым десятником, хотя его выдавала слишком  колоритная  внешность
Во время "великого посольства" в Европе Петр i числился рядовым десятником, хотя его выдавала слишком колоритная внешность

Именно в гостеприимном доме Лефорта, который часто навещал молодой государь, возникла идея поездки целой команды царских приближенных в загранкомандировку. Операцию назвали "Великое посольство", она буквально перевернула жизнь России и конечно самого императора. Интересны подробности этой операции. Посольству надлежало выполнить несколько важных задач: заручиться поддержкой европейских стран в борьбе против Турции; поднять престиж России в Европе сообщениями о победах в Азовских походах; подробно и близко ознакомиться с жизнью и порядками в европейских странах; найти и завербовать для работы в России грамотных иностранных специалистов: заказать современные европейские военные материалы и вооружения.

-7

Главой "посольства" был назначен Франц Лефорт, продвинутый, опытный, образованный человек с европейскими манерами, со знанием языков и обычаев западной жизни. Второй фигурой в посольстве был Федор Головин, искушенный в переговорах и интригах дипломат. Третьим был Прокофий Возницын, думный дьяк, ветеран посольского приказа, служивший еще при царе Алексее Михайловиче. Сам же государь, выражаясь современным языком "шифровался", числился в делегации как урядник Преображенского полка Михайлов. Планировалось посетить семь стран Европы и постараться найти союзников против потенциальных врагов России - Турции и Швеции.

 Главные участники "Великого посольства" дают наставления молодому Петру I
Главные участники "Великого посольства" дают наставления молодому Петру I

Лефорт был постоянно рядом с Петром I, он не только был его личным "толмачем", но и выполнял различные представительские функции, улаживал конфликты, возникающие у других, менее опытных членов делегации, не знакомых с европейскими обычаями и нравами. Он также вел всю посольскую переписку, отвечал за организацию официальных приемов, делал попытки переодеть русских послов в европейское платье и прочие рутинные дела. Летом 1698 года "великое посольство "было прервано полученным известием о бунте стрельцов, делегация вернулась в Москву.

 Первоначальный облик дворца Франца Лефорта в Немецкой слободе
Первоначальный облик дворца Франца Лефорта в Немецкой слободе

По возвращении в Россию молодой государь еще более сблизился с фаворитом. Его по европейски обустроенный дом, с максимальным комфортом и готовностью к приему гостей, стал притягательным не только для Петра, но и для его соратников и сотрапезников. Компании гостей увеличивались,становилось тесновато. По указу и на деньги государя, в качестве подарка за заслуги перед короной был отстроен новый масштабный дворец: комнаты обтянутые на европейский манер дорогими тканями, картины, модели кораблей, различные восточные редкости, китайские вазы. На открытие дворца к Францу Лефорту съехалось около 300 гостей. К сожалению. среди них было достаточно завистников и недоброжелателей, сторонников старых обычаев, которых сильно раздражал "выскочка-еретик", по их мнению плохо влиявший на государя.

Франц Лефорт  на вершине карьеры
Франц Лефорт на вершине карьеры

Вскоре после переезда в новый дворец, когда казалось бы, он достиг всего, о чем мог мечтать скромный уроженец Женевской республики: любовь русского государя, слава, признание, богатство, Лефорт сильно заболел, хотя сдаваться болезням не собирался, образ жизни ничуть не изменил. Однако, звон бокалов, музыка и развлечения были не лучшими лекарствами и в возрасте 43 лет, этот даже по тем меркам совсем не старый мужчина, умер в своем роскошном дворце. Петр I сильно горевал о потере самого преданного и самого честного из своих соратников, прощаясь он воскликнул:"На кого же еще я могу положиться? Он один был верен мне!" О смерти Лефорта сообщали иностранные СМИ, как о кончине царственной особы, были устроены пышные похороны. Однако, в настоящее время место погребения этого незаурядного человека, помогавшего прорубить "окно в Европу", увы, утрачено.

Зато остались на карте Москвы Лефортовский парк, Лефортовский вал, Лефортовская набережная и даже - парадокс - СИЗО "Лефортово". И это, наверное, лучшая память.

А вы как считаете? Может быть никаких памятников не нужно устанавливать, чтобы, не дай Бог, потомкам сносить не пришлось.