26 декабря 2022 года/
Новая трапезная палата с храмом Тихвинской иконы Божией Матери (1677-1685, архитекторы Парфен Петров и Осип Старцев) построена в стиле московского барокко на средства царя Феодора Алексеевича. Первые результаты работ не устроили заказчика: на строительной площадке произошло серьёзное происшествие - обрушился свод трапезного зала и зодчий Парфен Петров был заменён на Осипа Старцева.
Здание получилось нарядным, обильно украшенным декоративными элементами, стены расписаны под имитацию руста - рельефной каменной кладки, а западный фасад венчал затейливый ступенчатый фронтон - щипец.
Новая трапезная с церковью Святого Духа. 1900-1920 гг.:
В обители хранилась великая святыня — Тихвинская икона Божией Матери, которой Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Именованный изначально в честь преподобного Сергия Радонежского, храм со временем был переосвящен в честь Тихвинской иконы Божией Матери, боковой южный придел – во имя святителя Феодора Ростовского, северный – в честь преподобного Сергия Радонежского, нижний придел – крестильный храм в честь преподобного Александра Свирского.
После упразднения монастыря в трапезной открыли Музей военно-крепостной обороны и киноклуб. Возможно, по причине социально-общественного приспособления здания оно избежало сноса. Как и другие уцелевшие строения, трапезная стала позднее использоваться сначала как заводское общежитие, а с 1960-х годов в качестве производственных цехов промкомбината «Рыболов-спортсмен». В условиях безжалостной эксплуатации здание ветшало и теряло исторический облик, так, ещё в 1928 году произошло обрушение парадного северного крыльца храма.
Главной особенностью планировки здания является большое бесстолпное пространство трапезного зала. Исследователи отмечают серьёзные перестройки интерьеров, осуществлённые, предположительно, в 1796 году архитектором Николой Леграном и при советской власти во время приспособления помещения под кинозал. Внутренний объём четверика церкви был изменён в 1840-е годы в связи с обустройством новых приделов. В западной части здания изначально были предусмотрены сени и «государева палата», в которой, по преданию, должен был жить царь Феодор Алексеевич во время посещений монастыря.
В процессе современной реставрации были обнаружены старинные артефакты - две надгробные белокаменные плиты XVII века, кирпичный склеп захоронения Мусиных-Пушкиных, надгробие в виде двух кубов с вазой, обломки сбитых белокаменных деталей, изразцы печных наборов, дверной блок, дубовые плитки и ещё множество элементов декора, а под слоем штукатурки открылись фрагменты древней росписи.
В 1991 году Тихвинский храм был возвращён верующим, здесь зарегистрирована православная община глухих и слабослышащих. Священники и диакон служат одновременно голосом и жестами лицом к прихожанам.
Придел Тихвинской иконы Божией Матери
Придел преподобного Сергия Радонежского
Придел святителя Феодора архиепископа Ростовского
Придел Всех Святых
Придел преподобного Александра Свирского
Продолжение следует...
Фотографии: Евгений Чесноков
Путеводитель - это алфавитный указатель всех публикаций «Город на память» с активными ссылками:
Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»:
#городнапамять #москва #история #архитектура #симоновмонастырь #религия #православие