Привет, друзья! Ну что ж, самое громкое кинособытие России состоялось. А я хочу сказать все, что думаю. Буду писать в формате тезис-ответ на тезис.
Что можно сказать о сериале в целом?
Это очень качественный, хороший сериал. С отличными актерами. Этот фильм станет классикой наряду с "Местом встречи изменять нельзя". Но мне не нравятся коммерческие первая и последняя серия. Точнее, финал, серия сама норм.. Но об этом позже.
Я понимаю, что нужно было историю обобщить, сделать понятнее и проще. И никаких претензий. Но вот первая серия это такая карамельная карамель, набор стереотипов. И последняя отчасти. Но это неизбежно. Зато все остальное просто класс. Смотрела не отрываясь.
В конце концов я бы лично не стала смотреть сериал с названием "Монастырь", если бы не знала, что там Ивлеева. Нет, я не подписана Ивлееву. Но сам контраст заинтересовал.
Почему я считаю, что это классика и сериал будет любим, как "Место встречи":
"Место встречи изменить нельзя" вышел на экраны, когда еще нельзя было в открытую обсуждать прошлое. И хотя фильм не обо всем говорил достаточно прямо, он все равно был откровением. Можно ли подкидывать карманнику кошелек, которого он не брал? Кстати, откуда у Жеглова такие навыки. Дать сбежать однополчанину Шарапова или пристрелить его? А говорилось ли раньше так открыто о бандах? О скупщицах краденного? Что женщины заводят "связи" с красивыми роковыми мужчинами, которые на деле оказываются Фоксом. Да и вообще, что женщины заводят любовников и при этом совсем не думают о совести и Ленине. Что красивая дама с элегантным джентльменом в театре могут оказаться карманниками. А проститутки бывают чертовски обаятельны и совершенно бессовестны. До Маньки-облигации они редко появлялись на экране, а если появлялись то педагогично каялись или погибали. И тут Манька - пропащая девка, но нисколько не страдает.
Может были и другие фильмы. Но все это разом, да еще в таком блестящем актерском составе появилось только с этим фильмом. Так вот. "Монастырь" именно такой фильм. В нем проговорено многое из того, что как будто все знают итак. Знают, но не обсуждают, а что там обсуждать все итак все знают. Как в случае с "Местом". Ну зачем обсуждать преступный мир? Все итак знают, что он есть. Давайте лучше о прекрасном, об урожае 1967 года по сравнению с 1913. И вот кто-то пишет книгу, и появляется фильм, где читатель и зритель видели не как должно быть, а как было. И у них появилась возможность отрефлексировать пережитое, а не стремиться к лучшему. Стремиться к лучшему нужно и даже необходимо. Но в СССР с назиданиями был перебор. Ну как - оскомину всем набили уже.
Классика- потому что свидетельство времени, отвечающее чувствам зрителей.
Что мне особенно понравилось в "Монастыре"
Больше всего понравилась ночная сцена с монахинями которые молитвой изгоняют бандитов. Боже, как они прекрасны! Как стая ворон, которая спасает ягненка от волков. Жаль не могу показать. Это было художественно и литературно сильно. Все это время мы наблюдаем их как группу мракобесок и вдруг они превращаются в нечто действительно сильное, прекрасное и очень древнее. Древнее, как сон шамана. Как будто в них, заигравшихся в предложенную игру проснулся священный женский инстинкт - не давать ягненка на растерзание волкам.
Да, они этого ягненка потом сами выкинули на дорогу в одной рубахе и резиновых сапогах, даже вещи не вернули. Но тут экстатическое действо. Изгнание бандитов молитвой. Причем бандюги отступают не от молитвы - по моему мнению - они отступают перед этой толпой одетых в черное женщин, которые шепчут что-то и руками машут. И они прекрасны и ужасны!
Очень понравилась история семьи Варсонофия. Вед таких историй много, согласитесь. И все в ней было знакомо до боли. И даже фраза "Вовочка с остановочки" в отношении монаха - она раскрывает все трагедию человека, рожденного не для мира.
Потрясающая сцена отмаливания наркомана. Этим и силен этот фильм - ни грамма пафоса или фальшивой "глубины". Все очень жизненно и проникновенно.
А как красиво снята юношеская любовь Алисы в монастыре. В этом чистота, красота, радость жизни.
Еще мне очень понравилось, что когда мы увидели суровую игуменью с непокрытой головой перед нами предстала молодая красивая женщина, а не вот это вот все.
И что безмозглая гулёна Маша оказывается единственной, кто хочет помочь Пантелеймоне, пока игуменья повторяет," на все воля Божья". И что врачи скорой удивляются, почему Маша не может никого позвать из монастыря - даже не догадываются о том, что тут творится.
Но самая сильная сцена в последней сцене. Маша, одетая как типичная богомолка врывается в толпу модной молодежи, чтобы отбить обкуренного Юру. Они принимают ее за блаженную верующую, а она все о них знает, сама была такой. Меня впечатлило.
Ну и наконец, не помню чтобы в современном фильме было столько красоты. Реки-леса-туманы. Наслаждение сплошное.
И под конец
Ну что ж, я смотрела фильм с огромным удовольствием. Кем Юра на самом деле приходится Варсонофию поняла где-то в середине. История отца, ушедшего в монастырь вместе с детьми мне отозвалась, ведь в девяностые и я сама тянулась к церкви. Да и вся страна тянулась. Но все эти годы искусство не обращалось к этой теме. И не думаю, что когда-нибудь еще обратится. Как с "Местом встречи". До них такого не было. И после них тоже. А если вдруг будет то я лично буду рада.
Про финал
Фу, ребят! Ну как вам вообще в голову пришли эти намеки на роман между Ивлеевой и Янковским! То есть, между Машей и Варсонофием. Серьезно, фу, ну как-то такое себе. А в целом классно. Только ради бога, не снимайте продолжения! За сим все.