(Из книги Дмитрия Логинова "Протоапостол")
Примеры прозорливости сивилл можно множить. Но, может быть, еще более, чем предположение Гермы, значимо в его диалоге с ангелом — пояснение ангела.
«… [ангел] спросил его в конце: «Кто, думаешь ты, эта старица, от которой получил ты сии записки?» — «Это Сивилла, — отвечал Ерма (Герма) … «Ошибаешься, — сказал юноша (ангел), — Это святая Церковь». — «Отчего же она такая старая?» — спросил Ерма. «Оттого, — отвечал тот, — что она от века была в мысли Божией и что старее мира она, который и сотворен, собственно, для нее».
Отвергнув предположение Гермы о Старице, ангел не сопроводил это какими-либо сомнениями в праведности сивилл. Сивиллы своей всецелою преданностью воле божьей подобны ангелам. Но Старица есть превысшее не только сивилл, но и ангелов.
«Старее мира она», — открыл о Старице ангел Герме, — «который и сотворен-то, собственно, для нее».
Невольно вспоминается тут из Лермонтова противоречащее, как будто, Пастырю:
«…Бог из тончайшего эфира
Построил струны душ таких:
Они не созданы для мира
И мир был создан не для них…»
Но на самом деле противоречия нет. Лермонтово «не для НИХ» не колеблет, а внутренне дополняет уверенное «для НЕЕ» Гермы! Здесь важно понимание Целого. Мир был создан для Церкви, а не Церковь для мира. Такое утверждение неудобопонятно ныне, но Вестою предрекается, что будет приходить понимание оного по мере наступления того, о чем сказано: «приблизилось к вам Царствие Божие» (Лк 10:9).
И мера эта выражается в следующем: чем чаянье наше ярче, тем Царство приближается более! И вносит каждый век в этом смысле лепту свою. (Афоризм Арконова: Всякое из времен попущено как поток, способный по-своему полнить сети божьей ловитвы.)
Поэтому-то «Старица велела записать все и сообщить Клименту, епископу Римскому (коего величит Голубиная Книга), чтоб он разослал списки (того, как переложил Герма буквами руничную Книгу) в подведомые ему епархии… самому же Ерме велела дать знать о всем священникам Римским».
И это тоже цитирует св. Феофан Затворник. Обращая наше внимание на тот факт, что Герма был современником св. Климента, принявшего мученическую смерть в Таврии. А вовсе не родился когда-то позже, как полагают некоторые.
(Фото - рисунок из сети интернет "Брак агнца")