Статуя Будды - классика пропедевтики. Сидящий в позе лотоса, опустивший веки долу и слегка улыбающийся великий Учитель как бы всем своим видом доказывает адептам неотвратимость нирваны.
Есть, однако, вопрос, который может задать человек, обладающий изысканным нравственным чутьем - нет ли этической проблемы в том, что хорошему человеку – хорошо?
Действительно, мы привыкли к тому, что хороший поступок требует от человека, который его совершает, скорее, усилия над собой чем приятной расслабленности. Своеобразной жертвы требует – энергией, деньгами, временем и так далее. По результату такой «жертвы» у человека, конечно, возможно появление чувства морального удовлетворения, но никак не
удовольствия.
Иначе возникает знаменитый «эффект бабушки»: если вам нравится переводить бабушек через дорогу, пора честно задуматься над тем, не являетесь ли вы геронтофилом. Кант по данному случаю сказал сурово, как отрезал: «если вы делаете доброе дело с удовольствием, вы не делаете доброго дела».
Мораль связана с долгом, а не со счастьем. Но у Будды получается наоборот. Вне всякого сомнения, Будда - хороший. И при этом ему - хорошо. Как же так?
Ответ на этот этический парадокс чрезвычайно прост. Дело в том, что
древность не просто была давно. Она была другой. Древнее мировоззрение - пантеистично. Для древних мыслителей в каждом человеке находится душа - блаженная частица божества. И вот эта замечательная душа заключена, словно в темнице, в материальном теле.
Итак, логика древних такова. В силу своего совершенства, душа хорошая и ей хорошо. В силу своего несовершенства, тело плохое и ему плохо. Когда Будда призывает избавляться от желаний, в этом суть его «благородных истин», он призывает человека встать на сторону души и открыть боевые действия против своего тела.
В ходе такой последовательной и многолетней борьбы доля тела в
жизни человека будет уменьшаться (а вместе с ним уменьшаться
страдания), а доля души будет увеличиваться (а вместе с ней увеличиваться блаженство). В итоге, тело - подавлено, душа - раскрыта, праведник - счастлив.
И никаких бабушек!