Найти тему
Мила Седова

Руничная книга Церкви

(Из книги Дмитрия Логинова "Протоапостол")

https://www.litres.ru/dmitriy-loginov-8552/protoapostol-blagovestvovanie-germy-o-kom-svershilos/chitat-onlayn/

Есть и еще мес­течко, вос­про­из­ве­ден­ное Фи­ларе­том, ко­торое на­водит на мыс­ли о тай­не СЕ­ВЕРА. Та­кое, что дол­жно бы дав­но как прив­лечь вни­мание пыт­ли­вых ис­сле­дова­телей, а все вот не прив­ле­ка­ет… что нын­че не уди­витель­но, впро­чем: ес­ли не впи­сыва­ет­ся что-ли­бо в кон­цепцию об­щепри­нятую — его и не за­меча­ют! (Или «не за­меча­ют», но ре­зуль­тат один.)

Ци­тиру­ет из «Пас­ты­ря» св. Фи­ларет Зат­ворник: «На сле­ду­ющий год, — го­ворит Ер­ма (Гер­ма), — яви­лась мне опять та же Ста­рица, но уже не на ка­фед­ре бе­лос­нежно свер­ка­ющей, а хо­дящею и чи­та­ющею ка­кие-то па­мят­ные за­пис­ки. Она, уви­дав ме­ня, по­дала их мне и по­веле­ла спи­сать. Спи­сывал я бук­ва за бук­вой, не умея сос­тавлять сло­гов».

Что это за «бук­ва за бук­вой»?? Раз­ве бук­ва­ми мож­но как-то пи­сать ина­че? А что еще тут за «не умея сос­тавлять сло­гов»?? Эти воп­ро­шания столь ес­тес­твен­ны, как оче­вид­на и ри­торич­ность их.

Но…

ес­тес­твен­ны они лишь при том ус­ло­вии, ко­ли ве­лено бы­ло спи­сывать за­писан­ный БУК­ВА­МИ текст.

Бук­ва­ми ес­ли бы за­писан он был, то да — ри­торич­ны сии воп­ро­сы!

Од­на­ко су­щес­тву­ют и тек­сты, не бук­ва­ми, от­нюдь, пи­саные. Осо­бен­но сре­ди ру­копи­сей, ко­торые по­вес­тву­ют о мис­те­ри­аль­ном, сак­раль­ном.

А толь­ко та­кая ру­копись и мог­ла слу­жить «па­мят­ны­ми за­пис­ка­ми» са­мой Ста­рице-Пер­во­цер­кви. Ко­торая суть Цер­ковь по чи­ну Мел­хи­седе­кову. А зна­чит мо­гущее та­ковым слу­жить Ей са­мой — не иное суть, как на­ид­ревней­ший свя­щен­ный текст.

О на­ибо­лее древ­них свя­щен­ных тек­стах из­вес­тно (хоть и не все же­ла­ют из­вес­тное это за дос­то­вер­ное приз­на­вать):

• на­чер­ты­вались не бук­ва­ми: РУ­НАМИ;

• при­чем до эпо­хи, проз­ванной Ва­вилон­ским стол­потво­рени­ем, — ру­нами ис­клю­читель­но СКИФ­СКИ­МИ;

• ко­торые бы­ли тог­да, ис­клю­читель­но же, ру­нами СЛО­ГОВЫ­МИ.

Вот и раз­гадка нев­нятно­му, на взгляд пер­вый, сви­детель­ству Гер­мы «Ста­рица по­веле­ла спи­сать и спи­сал я бук­ва за бук­вой, не умея сос­тавлять сло­гов»!

А что до не­жела­ния приз­на­вать… Спор­ны­ми при­веден­ные све­дения о древ­ней­ших свя­щен­ных тек­стах оз­на­ча­ют­ся лишь нес­коль­ко пос­ледних ве­ков. Тог­да как до се­реди­ны пер­во­го ты­сяче­летия по Р.Х. боль­шинс­тву об­ра­зован­ных лю­дей пред­став­ля­лись оные оче­вид­ны­ми, са­мо со­бой ра­зуме­ющим­ся. Что мож­но ви­деть из тру­дов трех, как ми­нимум, ан­тичных пи­сате­лей:

• Св. Ав­густин Бла­жен­ный: «То, что те­перь на­зыва­ет­ся хрис­ти­ан­ской ре­лиги­ей, су­щес­тво­вало у древ­них и бы­ло при­суще че­лове­чес­ко­му ро­ду от са­мого на­чала ве­ков до при­шес­твия Хрис­та, с ко­торо­го вре­мени ис­тинная ве­ра, уже су­щес­тво­вав­шая, ста­ла на­зывать­ся хрис­ти­анс­тво» (кни­га «О Гра­де Бо­жи­ем», пя­тый век, ее свя­той Ав­густин Бла­жен­ный пи­сал 14 лет; пос­леднее пе­ре­из­да­ние: Бла­жен­ный Ав­густин. О Гра­де Бо­жи­ем. М., 1994. Том 4. Стра­ница 319).

• А ве­ком рань­ше св. Епи­фаний Кипр­ский: «От Ноя пра­вед­но­го и до Ва­вилон­ско­го стол­потво­рения ве­ра у все­го че­лове­чес­тва бы­ла скиф­ская» (кни­га «Па­нарий», чет­вертый век).[1]

• А ве­ком рань­ше не­го св. Ип­по­лит Рим­ский, епис­коп Ос­ти­ум­ский, сви­детель­ство­вал: «Это ве­ликая тай­на са­моф­ра­кий­цев (ко­торые ос­но­вали град Ски­фополь око­ло Га­лилеи),[2] хра­ните­лей мис­те­ри­аль­но­го куль­та, из­вес­тно­го пос­вя­щён­ным. Они с убе­дитель­ной дос­то­вер­ностью го­ворят об Ада­ме как о пра­чело­веке сво­ем» (кни­га «О вос­кре­сении — про­тив и­уде­ев», тре­тий век).

Тай­на… Ко вре­мени Хрис­та ею ста­ло не толь­ко сло­говы­ми ру­нами пи­саное, но и… са­ми та­кие ру­ны! Тай­ны­ми они сде­лались для боль­шинс­тва на­родов по той, в ос­новном, при­чине, что сил­ла­барий пов­се­мес­тно был вы­тес­нен из упот­ребле­ния аз­бу­кой.

В аз­бу­ке один знак оз­на­ча­ет один же звук. Тай­на же сил­ла­бария: в нем зна­ком од­ним оз­на­ча­ют­ся зву­ка ДВА — слог, то есть, це­лый пол­ностью. Эпо­ху СЛО­ГОВО­ГО ПИСЬ­МА зас­та­ли пле­мена лишь са­мые древ­ние.

• Ев­реи — от­но­ситель­но мо­лодой на­род — не зна­ли ни­ког­да вов­се сло­говых рун.

• Эл­ли­ны пос­тарше ев­ре­ев, но и у них сил­ла­барен лишь са­мый ран­ний — ми­кен­ский — ва­ри­ант гре­чес­ко­го. Дав­но за­бытый ко вре­менам Хрис­та.

• Гре­ков же древ­ней коп­ты, то есть ко­рен­ные (в от­ли­чие от ара­бов) на­сель­ни­ки Егип­та. Еги­пет­ский сил­ла­барий был вос­ста­нов­лен па­ру ве­ков на­зад, но во дни на­писа­ния Гер­мой «Пас­ты­ря» он пре­бывал в заб­ве­нии.

Кста­ти, как раз на копт­ском и сох­ра­нил­ся клю­чевой фраг­мент «Пас­ты­ря». Есть ос­но­вания по­лагать, что копт­ская ру­копись под­ревней, чем да­же на­ибо­лее ран­ний ла­тин­ский сви­ток, в ко­тором за­печат­лен пол­ный текст (ла­тин­ский сей по­лага­ют спи­сан­ным с гре­чес­ко­го… да, это спи­сок, но с гре­чес­ко­го ори­гина­ла ли?)

Фраг­мент сох­ра­нил­ся, по­нят­но, не на сло­говом ар­ха­ич­ном копт­ском — на бук­венном, ко­им на­чер­та­но и, к сло­ву, апок­ри­фичес­кое Еван­ге­лие Фо­мы, за­печат­левшее ТАЙ­НОЕ УЧЕ­НИЕ ХРИС­ТА, как оно са­мо то сви­детель­ству­ет.

Пла­тон Лу­каше­вич ат­ри­бути­ру­ет эту бук­венную, поз­днюю вер­сию копт­ской пись­мен­ности как при­над­ле­жащую «сла­вяно-ма­кедон­ской груп­пе язы­ков»[3] и не­воль­но при­ходит мысль: сей копт­ский сви­ток на­чер­тан был… не ру­кой ли са­мого Гер­мы?

Спи­сывал по-сла­вяно­маке­дон­ски со свит­ка Ста­рицы, «не умея сос­тавлять сло­гов». Пе­реда­вал зна­комы­ми зна­ками, бук­ва­ми си­речь, — не на­вык­нув на­чер­ты­вать ру­нами сло­говы­ми, т.е. не умея вы­писы­вать од­ним зна­ком слог це­лый.

Од­на­ко вот раз­би­рать на­чер­танное зна­ками сло­говы­ми Гер­ма умел, как оче­вид­но из это­го имен­но мес­та «Пас­ты­ря» о бук­вах и сло­гах. Здесь приз­на­ет­ся Гер­ма: хоть и умею чи­тать я пи­саное ру­нами сло­говы­ми, но вот пе­рела­гать ими же — тяж­ко мне!

Имев­ший де­ло со ста­рин­ны­ми ру­копи­сями пой­мет Гер­му. В осо­бен­ности с ру­копи­сями ру­нич­ны­ми, в ко­их не­ред­ко встре­ча­ют­ся, сре­ди прос­той рун пос­ле­дова­тель­нос­ти, вкрап­ле­ния слож­ной ВЯ­ЗИ сло­говых рун. Вос­про­из­вести на пись­ме ру­нич­ную вязь — это ведь… при­мер­но, как соз­дать ко­пию с кар­ти­ны ху­дож­ни­ка! Вни­мания да вре­мени тре­бу­ет. А Гер­ме лишь на ма­лое вре­мя Ста­рица да­ла Кни­гу. Вот про­то­апос­тол ее и пе­рела­гал пись­мом, ка­кое ру­ке при­выч­ней.

[1] С этим пе­рек­ли­ка­ет­ся: в кни­ге Сте­фана Вер­ко­вича «Ве­да Сла­вян», из­данной в 1881 го­ду, ее пред­мет оп­ре­делен как «ос­но­ва Пер­во­быт­ной Все­мир­ной Ве­ры, сле­ды ко­торой сох­ра­нились в Ро­доп­ских бы­линах». Мо­нах Сте­фан Вер­ко­вич пос­вя­тил эту кни­гу «его им­пе­ратор­ско­му ве­личес­тву Алек­сан­дру Вто­рому, ца­рю Вся Ру­си». Ин­те­рес­ное све­дение о Вер­ко­виче: В 1862 го­ду премь­ер-ми­нистр Сер­бии Илия Га­раша­нин по­ручил ему сек­ретную цер­ковно-на­ци­ональ­ную мис­сию по ока­занию по­мощи «ма­кедон­ским сла­вянам в ре­шении Вос­точно­го воп­ро­са, что­бы счи­тать­ся сла­вяна­ми, а не гре­ками».

[2] «К се­веру от Бал­кан­ско­го по­лу­ос­тро­ва и в се­веро-за­пад­ной час­ти Ма­лой Азии жи­ли фра­кий­цы, чьи кор­ни ухо­дят в та­кую древ­ность, ка­кая и не сни­лась тщес­лавным эл­ли­нам» (Алек­сандр Сни­сарен­ко, «Тре­тий по­яс муд­рости». Ле­низ­дат, 1989). Гре­ки на­зыва­ли фра­кий­ца­ми тех же, ко­го рим­ля­не зва­ли эт­руска­ми. Фра­кий­цы (са­моф­ра­кий­цы) сос­тавля­ли яд­ро со­юза скиф­ских пле­мен. Ти­пич­ное опи­сание их внеш­ности на­ходим, нап­ри­мер, в по­эме Ксе­нофа­на Ко­лофон­ско­го (V в. до Р.Х.): го­лубог­ла­зые, ру­сые, вы­сокие, строй­ные. Вла­димир Щер­ба­ков кон­ста­тиро­вал: «Фра­кий­ское пле­мя, объ­еди­нив­шее дру­гие пле­мена ре­ги­она, на­зыва­ло се­бя рус­са­ми». Ос­но­выва­ясь на ре­зуль­та­тах сво­их ис­сле­дова­ний в Ма­лой Азии, Щер­ба­ков по­лагал не­сом­ненным единс­тво кро­ви фра­кий­цев и ру­синов (иное наз­ва­ние смо­лян, ро­дом из ко­их Кли­мент Смо­лятич). А че­рез них и родс­тво со все­ми сла­вяна­ми При­кар­патья, как и с те­переш­ни­ми вос­точны­ми сла­вяна­ми: рус­ски­ми, ук­ра­ин­ца­ми, бе­лору­сами. Ибо Щер­ба­ков до­казал, что фра­кий­цы — древ­ние рус­сы — в пос­ле­ду­ющие ве­ка с тер­ри­тории Ма­лой Азии рас­се­лились по прос­то­рам Рус­ской рав­ни­ны.

[3] Лу­каше­вич П. А., «Объ­яс­не­ние ас­си­рий­ских имен». Ки­ев, 1868.

(Фото- страница рунической книги, из сети интернет)