Найти тему

Дружеские шаржи на советских клоунов. "Крокодил", год 1969.

Здравствуйте, уважаемые посетители канала. Сегодняшнюю подборку рисунков я решил посвятить дружеским шаржам – добрым карикатурам на известных в советские времена людей. В «Крокодиле» они публиковались, чаще всего, по какому-либо знаменательному поводу, и причиной публикации шаржей, улыбнуться над которыми я предлагаю вам сегодня, стало 50-летие Советского цирка. Автором рисунков является художник-карикатурист Александр Алешичев, выбравший в качестве объектов для подшучивания своих, можно сказать, коллег по юмористическому цеху – самых знаменитых в те времена цирковых клоунов. А прокомментировал дружеские шаржи своими, не менее дружескими, четверостишиями известный советский поэт-юморист Юрий Благов. Для сравнения и если кого-нибудь из вас вдруг подведет память, ниже карикатур я привел фотографии клоунов, на которых они написаны. Смотрим))

Первый дружеский шарж написан на Олега Попова, оставшегося в памяти, как солнечный клоун. Он, насколько я помню, был едва ли не самым популярным советским цирковым комиком в 60-х и 70-х, и не случайно лучшей похвалой для многих домашних хохмачей в те времена была фраза "ну, ты прям, как Олег Попов!". А головные уборы с узором в крупную клетку у многих людей ассоциировались в те времена, в первую очередь, именно с его образом:

Художник Александр Алешичев, "Крокодил" №23, 1969
Художник Александр Алешичев, "Крокодил" №23, 1969
Фото из Яндекс Картинки
Фото из Яндекс Картинки

Прототипы следующего шаржа - знаменитый советский клоунский дуэт Юрия Никулина и Михаила Шуйдина. Как работали на арене эти клоуны, никому из вас, я уверен, напоминать не надо: клоунские интермедии с их участием нередко транслируются по телевидению и сегодня:

Художник Александр Алешичев, "Крокодил" №23, 1969
Художник Александр Алешичев, "Крокодил" №23, 1969
Фото из Яндекс Картинки
Фото из Яндекс Картинки

Третий дружеский шарж художник написал на клоуна Бориса Вяткина, обычно работавшего на арене с дрессированными собачками. Фрагмент одной из его интермедий даже присутствует в знаменитом старом советском фильме "Укротительница тигров", а в 70-х Борис Вяткин написал книгу, посвященную тайнам клоунского успеха у публики:

Художник Александр Алешичев, "Крокодил" №23, 1969
Художник Александр Алешичев, "Крокодил" №23, 1969
Фото из Яндекс Картинки
Фото из Яндекс Картинки

Следующий дружеский шарж написан на клоуна Константина Бермана, не стеснявшегося, как я понял, напрямую включаться в цирковые номера других артистов. Коронным его номером, говорят, было якобы дирижирование оркестром с последующим свободным падением из оркестровой ниши прямо в зрительный зал:

Художник Александр Алешичев, "Крокодил" №23, 1969
Художник Александр Алешичев, "Крокодил" №23, 1969
Фото из Яндекс Картинок
Фото из Яндекс Картинок

Прототип следующей дружеской карикатуры - Леонид Енгибаров, знаменитый советский клоун-мим, мастерство которого было признано не только в СССР, но и за его границами. Работал он в амплуа грустного клоуна и, судя по фильму про него, который я посмотрел недавно, личная судьба у Леонида Енгибарова тоже оказалась совсем невеселой:

Художник Александр Алешичев, "Крокодил" №23. 1969
Художник Александр Алешичев, "Крокодил" №23. 1969
Источник фото Яндекс Картинки
Источник фото Яндекс Картинки

Артист цирка Михаил Румянцев, работавший по псевдонимом Карандаш - это единственный из всех, представленных в подборке клоунов, которого мне довелось увидеть "живьем". Было это в 1973 году, когда Карандаш, будучи уже в преклонном возрасте, приезжал с гастролями в недавно открывшийся пермский цирк. Помню, что реклама его выступлениям была тогда не нужна, а кличка его черной собачки - Клякса - села в моей памяти на всю жизнь))

Художник Александр Алешичев, "Крокодил" №23, 1969
Художник Александр Алешичев, "Крокодил" №23, 1969
Источник фото Яндекс Картинки
Источник фото Яндекс Картинки

Последний дружеский шарж художник написал на ещё один клоунский дуэт - молодых клоунов-эксцентриков Геннадий Ротмана и Геннадия Маковского. В 1969 году, как я понял, артистами они были начинающими и "брали зрителя за душу" в основном оригинальностью исполнительских приемов и необычностью сюжетов своих клоунских интермедий:

Художник Александр Алешичев, "Крокодил" №23, 1969
Художник Александр Алешичев, "Крокодил" №23, 1969
Источник фото Яндекс Картинки
Источник фото Яндекс Картинки

На сегодня всё)) Хорошего настроения вам и здоровья))