Найти тему
DOMI.TORII

Короткая история посёлка Южный

На самом краю Корсаковского района Сахалинской области некогда существовало село Южное. Его давно уже нет, но место это известно как одно из достопримечательностей Тонино-Анивского полуострова - бывшая погранзастава Южная. От заставы остались в основном бетонные японские строения, в которых раньше располагались пограничники. Эти заброшки и приезжают смотреть туристы. Однако в первые послевоенные годы, помимо самой заставы, здесь существовал и довольно крупный посёлок, который к сожалению очень рано исчез.

Одна из японских построек. Источник фото: https://clck.ru/33QgZb
Одна из японских построек. Источник фото: https://clck.ru/33QgZb

В середине XIX-го века в упомянутом месте существовало небольшое селение айнов. В октябре 1853-го года здесь побывал лейтенант флота Н.В. Рудановский во время одной из своих экспедиций по Сахалину. Вот что он пишет:

С 3 на 4-е ноября ночевал в Оямпе (предположительно урочище Рыбачье, южнее мыса Три Камня - D.T) у своего проводника Серебинус. <…> Ноября 4-го утром выпал снег, ветер был свежий, по необходимости должен сидеть в юрте у очага и слушать рассказы Айнов и Айнок. <…> Вечером переехал в селение Сиретоку (район урочища Южное - D.T). Здесь прожил два дня и по свежести ветра не мог ехать далее огибать мыс Анива. <…> Берег от мыса Иноскотаннай (мыс Грина - D.T) к югу до Анивы покрыт высокими горами, мыс Эйнаутиспо и Поннопусери (мыс Слюда и мыс Мраморный - D.T) утёсисты, так что нет прохода, Серетоку последнее к югу селение. Скалы состоят из черного камня, морской прибой выбил в них своды, где вода с оглушительным шумом разбивается. <..> В Серетоку провел я три ночи, по вечерам матросы пели песни, это первый раз, что слуха айнов коснулся мотив русской песни. Айнки после неё становились ласковые и приветливые и просили повторять песню.

Селение Серетоку на фрагменте карты 1857-го года.
Селение Серетоку на фрагменте карты 1857-го года.

Отчёты о своих поездках по острову Н.В. Рудановский отправлял своему начальнику Геннадию Ивановичу Невельскому, который также упоминает селение Серетоку в своих записках:

...Сиратоку – последнее селение на восточном берегу залива Анива; оно состоит из двух юрт и 18 душ жителей. В юрте у старшины этого селения развешаны по стенам жалованные ему японцами сабли и деревянные щиты. Этого старшину называют Цацо, а его жену Пакхо; кроме Пакхо у него ещё три молодые жены, у которых губы вымазаны черной краской. Губы мажут себе женщины в знак того, что они более не девицы.

Двухнедельная экспедиция Рудановского к мысу Анива завершилась и он вернулся в Муравьёвский пост. До него по этому маршруту пытался двигаться другой исследователь Самарин, который обнаружил на своём пути замечательную лагуну, которую он назвал в честь своего начальника, майора Николая Васильевича Буссе. Наверное, чтобы тот не гневался сильно. Главной целью экспедиции Рудановского было исследовать лагуну, чтобы знать, удобна ли она для зимовки судов. Однако Рудановский двигался и южнее неё, надеясь, что сможет обнаружить ещё что-то, в итоге стало известно, какие селения айнов там находятся и вообще удалось получше их узнать.

Из дневника Буссе:

Результат экспедиции довольно удачный. Залив Таонучи (лагуна Буссе - D.T), по осмотре, оказался удобною гаванью для зимовки судов малого ранга. <...> Берег Анивы до селения Сиретоку осмотрен и нанесён на карту. Берег этот ещё до сих пор не был осмотрен европейцами. Сама экспедиция принесла пользу ещё и в том отношении, что познакомила нас с внутренним бытом аинов. Щедрый платёж проводникам и за ночлеги в селениях вероятно расположил аинов к нам.

Вот, собственно, все подробности, которые мы имеем благодаря Н.В. Рудановскому. До Русско-японской войны русские селения в этом месте не основывались, мало того в 1875-ом году, когда был заключён Санкт-Петербургский договор, по которому Сахалин стал полностью русским, покидая остров, японские рыбопромышленники переселили к себе на остров Хоккайдо 800 с лишним человек айнов, преимущественно с берегов залива Анива, где и находилось селение Серетоку. Таким образом берега залива практически опустели. Накануне войны оставались в основном сезонные рыбные промыслы, в районе селения Серетоку существовал промысел Саттобо.

Промысел Саттобо на карте рыбных промыслов - приложение к книге П.Ю. Шмидта «Морские промыслы о. Сахалин» (1905 г).
Промысел Саттобо на карте рыбных промыслов - приложение к книге П.Ю. Шмидта «Морские промыслы о. Сахалин» (1905 г).

Ближайшими населёнными пунктами перед войной были сёла Муравьёвское и Аракуль в районе лагуны Буссе (примерно 30 км севернее). Причём эти н.п. были основаны в 90-х годах XIX-го века, т.е. незадолго до войны. А после войны, как вам должно быть известно, Южный Сахалин стал японским.

Китобойная компания в Сатто. Японская открытка.
Китобойная компания в Сатто. Японская открытка.

В местах, где раньше было айнское селение Серетоку, образовались в итоге 2 японских посёлка, находящиеся рядом друг с другом - Сатто и Син-Сатто (Новый Сатто). Их можно называть одним словом Сатто. Здесь при японцах функционировал китовый промысел, причём в посёлке существовал уникальный редкий синтоистский храм Эбису-дзиндзя, с воротами из костей кита перед входом. Храм был посвящён Эбису - это один из Семи богов счастья, Бог рыбалки, покровитель китобоев. Подобный храм был на острове Шикотан.

Синтоистский храм Эбису-дзиндзя в Сатто, 1933-й год. Японская открытка
Синтоистский храм Эбису-дзиндзя в Сатто, 1933-й год. Японская открытка

От посёлка Сатто, как уже говорилось, сейчас осталось в основном несколько бетонных строений. В этом посёлке зимовали смотрителя маяка Нака-Сиретоко-мисаки (сейчас известен как маяк Анива на одноимённом мысе), который был построен японцами в 1939-ом году. Нака-Сиретоко-мисаки - это японское название мыса Анива, произошедшее очевидно от айнского названия Сиретоко, что, по японским источникам, значит «край земли». Мыс с таким же названием есть и на острове Хоккайдо. Посёлок Сатто относился к волости Сирэтоко-мура с центром в Ямане (Новиково). В 1920-ом году здесь проживало 334 человека, из которых 232 человека трудились в рыбной промышленности, сельским хозяйством вовсе не занимались.

Китобойная компания в Сатто. Японская открытка.
Китобойная компания в Сатто. Японская открытка.

В 1945-ом году Южный Сахалин стал советским и посёлок Сатто переименовали в село Южное. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 15.10.47. № 614/7 на территории Корсаковского района образован Южный сельский Совет. В подчинении у него числился один населëнный пункт - Мраморная (бывшее Комамбецу) на реке Подсобная. Судя по документам официально Южное было селом, хотя правильнее было бы назвать его рыбацким посёлком. В посёлке существовал рыбокомбинат Южный, основной продукцией которого являлась сельдь «иваси». При комбинате имелся бондарный цех, где производились деревянные бочки для засолки рыбы. В ранний советский период была основана и Южная погранзастава, которая надолго переживёт сам посёлок.

Некоторую информацию о жизни села Южное в 40-х годах прошлого века можно узнать из газет «Молодая Гвардия», где говорится об ударном труде рыбаков. Например, в газете от 5-го декабря 1947-го года говорится, что бригадир-комсомолец Филатов, к 25-му декабря выполнил годовой план на 530 процентов, перевыполнив даже план всей пятилетки.

Также активно трудился комсомолец Яков Яровой, который работал на рыбокомбинате с мая 1947-го года. Яков хорошо проявил себя, вскоре он был назначен бригадиром. В газете от 23-го ноября того же года появляется заметка Ярового:

- Рабочий день кончился, поработали мы на славу - дали полторы нормы дневного задания. А вот где культурно отдохнуть? - Так говорят рыбаки Южного рыбокомбината Корсаковского района. И, действительно, в пос. Южном о культурном отдыхе трудящихся не заботятся.
При рыбокомбинате есть клуб, но не оборудован. Нет музыкальных инструментов и литературы. Молодёжь после работы вынуждена сидеть дома и скучать.
Комсомолец Яков Яровой, фото из газеты Молодая Гвардия.
Комсомолец Яков Яровой, фото из газеты Молодая Гвардия.

В газете от 12-го марта 1948-го года Яровой рассказывает о проблемах рыбокомбината:

Наш комбинат расположен далеко от Корсакова и считается самым дальним в Анивском заливе. Это затрудняет его связь с трестом. Сейчас заброска материалов возможна только морским путём. Поэтому комбинат ощущает острый недостаток горючего и других материалов.
Плохо у нас и с культурно-массовой работой. Нет клуба, радио, не проводятся лекции и доклады. Соревнование организовано формально.
Я думаю, что организация треста учтёт наши запросы и поможет устранить нам имеющие недостатки. Мы со своей стороны приложим все усилия, чтобы план 1948 года выполнить досрочно.

Фрагмент из газеты Молодая Гвардия от 1-го января 1948-го года о комсомольце Филатове.
Фрагмент из газеты Молодая Гвардия от 1-го января 1948-го года о комсомольце Филатове.

В статье от 7 апреля 1948-го года говорится, что комсомолец Яровой за первые 8 месяцев работы в предыдущем году выполнил годовой план на 327 процентов. А этой весной обязался к 29-му октября - 30-тилетию ВЛКСМ выполнить три годовых плана, и до конца года дать ещё один план. На слёте молодых рыбаков в сентябре 1948-го года, Яровой сказал (газета от 22.09.1948):

Наша комсомольско-молодёжная бригада выполнила годовой план лова рыбы на 196 процентов. Мы могли бы работать ещё лучше, но берег не мог принимать выловленную рыбу.

Так или иначе план был перевыполнен. Вскоре Ярового перестают упоминать в газете, наверное он уехал на какой-нибудь более ответственный участок и сделал карьеру великого рыболова, однако об этом история умалчивает.

Южное. Фото из группы «в/ч 2067 Застава Южная» на сайте Одноклассники.
Южное. Фото из группы «в/ч 2067 Застава Южная» на сайте Одноклассники.

На новой советской земле в то время было много проблем с неустройством жизни, советские переселенцы ехали на Южный Сахалин, где сталкивались с различными трудностями. Были свои сложности во всех сферах жизни, в том числе в работе организаций и предприятий. В книге Константина Гапоненко «Озёрское лукоморье» (2012 г.) рассказывается о проблемах рыбной отрасли Корсаковского района, в том числе говорится и о печальной судьбе Южного.

1949-й год
«Рабочие рыбной промышленности нашего региона находятся в невыносимо тяжёлых условиях.
<…> На Южном рыбокомбинате 50 процентов рабочих размещены в таких квартирах, в которых нельзя жить даже летом. Свыше 30 семей корейских рабочих размещены в помещении бывшего бондарного цеха, для жилья совершенно не пригодного».

На строительство и ремонт объектов рыбной промышленности и жилья для её работников отпускались значительные суммы, но они не осваивались. Это парадокс, но, согласно сохранившимся документам, рыбная промышленность района приносила больше убытков, чем прибыли.

На основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР и решения областного исполнительного комитета от 14.06.51. № 291 Южный сельский Совет ликвидирован, село Южное и Мраморная (где располагался небольшой консервный завод) объединены с Новиковским сельским Советом. Это был первый сильный удар по Южному. Следующий его убьёт.

В книге К. Гапоненко есть отдельная глава про Южное. Называется так: «Учительский дебют в Южной семилетке». В ней рассказывается о селе Южное в 50-х годах прежде всего от лица молодой учительницы Банниковой Маргариты Михайловны, которая по направлению после пединститута оказалась в Южном в августе 1955-го года.

...Однако оказалось, что рыбацкий посёлок Южный не так уж и близок. С райцентром его связывала грунтовая дорога, порядочно разбитая, по ней можно было бы добраться за день, но рыбокомбинатовский грузовик приходил в Корсаков лишь за зарплатой или в случае крайней надобности. В районо ей сказали, что к месту назначения быстрее и надёжнее добраться рыбацким судном.

Морским путём она и добралась до Южного. По прибытию заселилась и познакомилась с соседкой, заведующей сельской библиотекой, та рассказывала, что с жильём туго (как и почти везде тогда на Южном Сахалине), но директор рыбокомбината Николай Карпович Коптиенко заботится о работниках школы и выделил им квартиры в домах русской постройки, это тёплое жильё с электричеством и радио. В самом отдалённом населённом пункте района порядок поддерживался сообществом нормальных людей, участкового, который находился в Новиково, здесь видели крайне редко. Жизнь постепенно налаживалась, однако жители Южного и не догадывались во сколько государству обходится содержание множество таких населённых пунктов в каждом из которых школа, клуб, библиотека, медпункт, сельсовет. Это при том, что предприятия рыбной промышленности не приносили ожидаемой прибыли.

Между тем директор рыбокомбината, депутат районного Совета Николай Карпович Коптиенко и парторг Баричев только раз удостоились похвалы на районной партконференции. Их назвали в числе лучших хозяйственников, пекущихся об общественном благе. Работники комбината сумели наладить выпуск кирпича своими силами, выжег извести, к строительству и ремонту привлекли общественность - и успех пришёл. <...> Построили 13 двухквартирных домов - 26 квартир... <...> Выстроили баню на консервном заводе, завершили строительство бани на заводе «Мраморный», там же отремонтировали начальную школу. В самом Южном произвели значительный ремонт семилетки, детсада, медпункта, работали по выходным родители, коммунисты и комсомольцы.

Однако по части производительности рыбокомбината всё было плохо, руководство требовало сделать его бездотационным, но это требование было невыполнимо и в 1958-ом году началась ликвидация предприятия. Одной из причин также стало то, что сельдевые стада перестали подходить в Анивский залив, за уловом теперь снаряжали дальние экспедиции, организация которых была по плечу лишь крупным предприятиям. Жители Южного перебирались в другие места, будь то Озёрский, Корсаков или Холмск. Но большинство конечно переехало в Корсаков. После закрытия рыбокомбината дома в Южном разобрали и выстроили в городе целую улицу - 1-ю Путинную, потом появились 2-я Путинная и 3-я Путинная.

Так история Южного подходит к концу, к 1959-му году село практически исчезло. На долгие годы здесь останется в основном погранзастава Южная, которая переживёт само село лет на 40 с лишним. Поэтому так и зовут сейчас это место, либо застава «Южная», либо просто «Южная».

Погранзастава, фото из группы «в/ч 2067 Застава Южная» на сайте Одноклассники.
Погранзастава, фото из группы «в/ч 2067 Застава Южная» на сайте Одноклассники.

На этом у меня всё, всем удачи и мирного неба!

Список наиболее используемой литературы:

Рудановский Н.В. «Поездки мои по острову Сахалину я делал осенью и зимою…», статья из «Вестника Сахалинского музея №10», 2003 г.

Газета «Молодая Гвардия», некоторые её выпуски 1947-48 гг.

Константин Гапоненко «Озёрское лукоморье», 2012 г.

[Поддержать автора]