Где родился Христос? Ответ известен – в Вифлееме Иудейском.
А где родился Ренессанс? В Италии? Но во-первых, не было тогда никакой Италии (как единого государства). Уточнить надо бы. Пусть будут Тоскана – Флоренция, Сиена. Ответ принят? И да, и нет. С Ренессансом всё обстоит примерно также, как и с древнерусским государством. Утверждают, что у того было несколько мест рождения (наиболее известные Киев и Великий Новгород). Так вот и с пышным искусствоведческим термином "Возрождение" дело обстоит примерно также – у него как минимум две родины: упомянутая уже Италия и Нидерланды (Фландрия), которая в те годы была частью Бургундии, поэтому лично я предпочитаю использовать для обозначения искусства того периода прилагательное «бургундское». Отцом итальянского Ренессанса (в собственном смысле, без всяких приставок «прото») считается Мазаччо, а вот бургундского – Робер Кампен, он же на 90% (прочие оставим для сомневающихся) Флемальский мастер.
Вот я сегодня и предлагаю соединить интерес к работам Робера Кампена и двух его самых известных учеников с приближающимся Рождеством.
Считается, что Кампен родился в Валансьене, в 1375 году. Сейчас это северо-восточная Франция. Кстати, в том же Валансьене, через 309 лет родился Антуан Ватто. Примерно с 1410 года Кампен обосновался в Турне (ныне Бельгия) и проработал там до самой смерти в 1444 году.
Это Рождество, Робера Кампена, многим хорошо известно
Очень эффектно и богословски логично восходящее из-за гор солнце.
А теперь я предлагаю посмотреть поближе на некоторые детали. Они замечательны.
Посмотрите, как Иосиф прикрывает свечу. Да и вообще на его вид, немножко «мультяшный», как и у некоторых других персонажей Кампена, в том числе того же Иосифа в Алтаре Мероде (триптих Благовещения).
Приглядитесь к пастухам, рассмотрите «двупалые» варежки и необычный (на мой взгляд) музыкальный инструмент, нечто среднее между волынкой и флейтой.
И пейзаж с дорогой. Целый мир.
Из двух самых известных учеников Кампена (а в Турне он обзавёлся солидной мастерской) начнём с младшего и чуть менее известного. Жак Даре - родился в том же Турне, примерно в 1403 году. Говорят, жил по соседству с Кампеном и учился в его мастерской с 1427 по 1432.
Жест левой руки Иосифа отчасти похож на тот, что у Кампена, отчасти нет. Во-первых, разные руки, там свеча в левой руке, а прикрытием служит правая, а тут наоборот. Да и жест свободной руки уже не столь очевидно прикрывающий. «Компанию» Марии и Иосифу тут (как и у Кампена) составляют две знатные бургундские дамы. Помимо замысловатых головных уборов, я бы отметил очень «сложносочинённый» наряд дамы с косой. Чего стоят одни только свисающие ленты и (или) ремни. Тот, который чёрный, так вообще похож на змею. Четыре ангела на крыше почти идентичны что у Кампена, что у Даре. Зато последний добавил птиц. Можно с уверенностью различить щегла, относительно идентификации остальных воздержусь. Городской пейзаж остался едва намеченным, как и пастухи, которые ещё не пришли, а в виде крошечных фигурок лишь выслушивают слова «Не бойтесь!» от красного ангела.
Но у Даре было ещё одно изображение Рождества.
Смотрите, в сцене поклонения волхвов нет и намёка на восточную экзотику, которая уже совсем скоро появится в Италии. Все трое – богатые граждане Бургундского герцогства и одеты соответствующим образом. Обратите внимание, как «помолодел» Иосиф.
Другой ученик Кампена, старший, куда более известен. Рогир ван дер Вейден (1399/1400 – 1464). Родился в том же Турне. С 1427 по 1432 ученик в мастерской Кампена (в те же годы, что и Даре).
В полуразрушенном строении, призванном показать вертеп для скота, обнаруживаются сложные архитектурные элементы: колонны, окна и «провалы» в грунте, последнее, если я не ошибаюсь, довольно редкая деталь (может быть они должны играть роль своеобразной границы, отделяющей «тот» мир от нашего, а может быть и намёк на то, что Христос пришёл победить «обитающих» в царстве подземного мрака). Иосиф здесь отчасти похож на Кампеновского, та же свеча в левой руке. Но на мой взгляд, он тут посерьёзнее, что-ли. Кроме того, свечу Иосиф не укрывает, а просто элегантно держит между пальцев, а свободной правой рукой как будто дирижирует молитвой донатора.
И просто великолепный городской пейзаж в дальнем правом углу, а в левом, если приглядеться – крошечное благовестие пастухам (ещё более миниатюрное, чем у Даре).
Наконец, пожалуй, самое знаменитое из представленных сегодня.
Как и у Жака Даре в сцене присутствует Вифлеемская звезда. Но если в первом случае она строго по центру крыши, то здесь тихонечко выглядывает из-за угла. Справа некое монументальное архитектурное сооружение, если я не ошибаюсь, в стиле Ренессанс. К этому моменту ван дер Вейден (единственный из всех троих, считая Кампена и Даре) уже побывал в Италии.
На заднем плане на этот раз целый город. «Архитектурных излишеств» в вертепе стало чуть меньше, но они всё равно есть.
Иосиф без свечи (как и в сюжете поклонения волхвов у Даре). Но полагающийся по католическому канону почтенный возраст сохранён.
Волхвы (или как ещё говорят в западной традиции – Три короля)
Центральный (худой мужчина с седыми волосами) необыкновенно выразителен.
Бургундское (если кому-то режет слух, пусть по-прежнему: старонидерландское) искусство знает ещё несколько изображений Рождества, но сегодня шла речь только о первом мастере школы – Робере Кампене и двух его учениках – Жаке Даре и Рогире ван дер Вейдене. Я думаю, что вы заметили много схожего в их работах