(Из книги Дмитрия Логинова "Протоапостол")
И не единственное то сходство меж Иоанном и Гермой, что первобытная церковь мира являлась им, олицетворившись как Старица-Госпожа. Оба они, Протоапостол и Тайник (прозвище Иоанна), суть провозвестники о конце времен, то есть об итоге-смысле бытия человека и окружающего его мира (оба они, сиречь, эсхатологи, коли говорить не по-русски).
Еще подобие: каждому из них — прежде Герме, а затем Иоанну — являлся Христос, по вознесении своем, в образе Ангела. Герме — как Ангел-пастырь (и символ этот перекликается с оными чуда Четырнадцатого), а Иоанну — как тот всепобедный Ангел, из уст которого исходил обоюдоострый меч (Откр 1:16).
Святоотеческая христология говорит о взаимопроникновении во Христе двух природ. Возможно, человеческая природа Богочеловека полней открывалась Герме, божеская же — Иоанну. Поэтому они видели одного и того же Ангела, но в разных обличиях.
Подобна у Тайника и Протоапостола и судьба насчет пребывания в каноне библейском. Тернистостью, можно сказать, подобна. Герма был исключен из библейского канона в конце второго века по Р.Х.; Иоанн же… божественное Откровение Богослова не допускали в канон аж до шестого века (половину тысячелетия!), да и теперь на церковных службах читают из Откровения лишь на пасхальной всенощной.
Католики, правда, чаще. От Пасхи до Пятидесятницы во время литургий читают из Апокалипсиса. Западная церковь тут благочестивей Восточной — редчайший случай!
А ведь от Иоанна именно — а прежде него, опять же, от Гермы! — пошла общепринятая теперь символика ПРАВОСЛАВИЯ как ВОСТОКА. Иоанн в Откровении поминает «Ангела, восходящего от востока солнца, имеющего печать Бога живого» (Откр 7:2). Как, впрочем, прежде еще Лука — этнический русин, кстати, что доказал исследователь Андрей Долгин — свидетельствует о «милосердии Бога нашего, которым нас посетил Восток свыше» (Лк 1:78).
Герма же предрек несение Кафедры на восток. Открылось ему, что сие свершится, — за два с половиной столетия до того, как исполнилось. Великий скиф (ардий) святой равноапостольный Константин Великий — именно на востоке от Рима (близ коего подвизался Герма), основал и возвысил первую в мире империю христианскую. На востоке — не в Риме, который запад, — в четвертом веке официализирована была ПРАВОСЛАВНАЯ церковь Божия, зачем и получила прозванье ВОСТОЧНОЙ церкви.
Она-то есть исконная христианская. Как засвидетельствовали о том святые отцы того и близлежащего времени. Святой Августин Блаженный, к примеру, именовал себя ПРАВОСЛАВНЫМ именно (см. его «Исповедь»). Неправославные же христианские церкви родились в итоге схизм.
Что значит слово СХИЗМА? Его изначальный смысл: ОТЩЕПЛЕНЬЕ ОТ ПРАВОСЛАВИЯ. Сначала от изначального христианства — то есть от православия — отщепились католики, а уже от них пошли отщепляться прочие…
Католики отщепились от изначального христианства в одиннадцатое столетье. Две единицы числа 11 как бы растаскивают единую единицу числа 10 (число Христово согласно русскому Звездосчету) на каких-то два… недо-единства. (Неужто Папа Римский, главный католик, недавно вправду прозрел?! 5 декабря 2021 ИЗВИНЕНИЯ ПОПРОСИВ У ПРАВОСЛАВНЫХ за тот раскол, инициированный католиками, ослабивший христианский мир, разъявший его на Восток и Запад. Это покаянное слово Папы опубликовано сайтом Ватикан Ньюс: https://www.vaticannews.va/ru/pope/news/2021-12/papa-francisk-poprosil-proshenia-za-oshibki-katolikov.html.)
[1] Старицей величал Церковь также св. Иоанн Кронштадтский в начале прошлого века в проповедях на Символ веры.
[2] Неверные суть язычники. Отступниками же тут названы иудеи. Ведь Авраам благословение принял от Мелхиседека и десятину чину его принес. Потомки же Моисеевы растоптали обычай праотца своего, измыслив чин себе Ааронов. Чем и ОТСТУПНИКИ суть — иудеи являются таковыми в отличие от язычников. Одно дело по незнанию ложно веровать, а другое — зная истину, предпочесть ей ложь. И, утверждает «Пастырь», посмертное воздаяние иудеям горше. Иеромонах Роман: «…Чая паче Истины ложь, Ты Царя царей тернием венчал — Так кого ж теперь ждешь?»
[3] От этих енисейских остяков пошел культ Беспечного Рыбака, пришедший, в конечном счете в Месопотамию. Св. Иоанн Кронштадтский: «Да держит сердце твое твой ум, а не наоборот, ибо сердце твое Рыбак, а ум лишь рыбачья сеть». — Св. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. Том 1, п. 213.
(Фото -Видение Иоанна Богослова. Миниатюра из «Великолепного часослова герцога Беррийского», из сети интернет)