Несколько лет назад я плотно занимался капремонтом токарных станков. Приходилось перетряхивать всю электрику. Глубина ремонта зависела от бюджета. Со мной работали ещё 3-4 человека - механики и подсобники.
Не думал, что когда-нибудь снова вернусь к этой теме, но читатель на блоге задал вопрос и попросил скинуть информацию по советскому токарному станку 16Б16КА. Я подумал, что если есть минимум 2 человека в интернете, кому это интересно, может есть ещё и третий?)))
Поэтому выкладываю документацию и фото по этому станку в общий доступ.
Для начала - вопрос читателя и моя переписка с ним.
Вопрос читателя по токарному станку
Здравствуйте Александр. Подскажите пожалуйста: есть старый Советский токарный станок (16Б16КА), у него в главном приводе двигатель (по спецификации в паспорте): тип-4А132S 8/4 мощность (кВт)- 3,2/5,3 частота вращения- 750/1500. Шильдик к сожалению недоступен (или с недоступной стороны движка или его вообще нет).
На панели управления станка есть переключатель скорости (галетного типа на три положения: 1; 0; 2). Он реально переключает скорость.Ток измерил клещами: на 1-й скорости ток 7А; на 2-й где то 4А. Судя по электрической схеме этот переключатель переключает обмотки: либо звезда либо треугольник (“мягкого” пуска со звезды на треугольник здесь нет).
В связи с этим вопрос: получается что у меня двигатель 380/660 ? А как же ваше мнение о том, что такой двигатель в звезде нельзя эксплуатировать в длительном режиме?
И ещё вопрос- хотим поставить ПЧ (коробка постепенно выходит из строя). Продавец ПЧ сказал, что обмотки мне нужно соединить в звезду. Он прав? (Ещё один продавец сказал, что судя по указанному количеству оборотов- это двигатель синхронный. Во как)
Ответ:
Здравствуйте! И Вы, и продавец не правы))).
И в звезде, и в треугольнике скорости вращения одинаковые (если не брать скольжение), разные только мощности (момент) на валу.
Этот двигатель – двухскоростной.
https://samelectric.ru/promyshlennoe-2/podklyuchenie-dvuhskorostnogo-asinhronnogo-dvigatelya.html
Я полностью перебирал электрику такого станка, и подключал двигатель.
Если хотите скину информацию.
Читатель:
Скиньте пожалуйста. И если можно, то дайте рекомендации по подключению частотника (планирую на 5.5кВт), как в этом случае подключить обмотки? Статью по ссылке почитал, но для себя ответа точного не нашёл, извините. Наверное и вопрос мой в той теме надо было писать, прошу прощения, не знал, что у меня двигатель двухскоростной (на крышке брно классическая схемка с одним треугольником и одной звездой, и шесть клемм). А почему вы говорите, что и в звезде и в треугольнике скорости вращения одинаковые? Или это не к моему двигателю а к обычным односкоростным?
Ответ:
Да, в звезде и в треугольнике скорости вращения одинаковые, это к обычным односкоростным.
У вас на выводах обмоток есть какие-то обозначения? Типа С1, С2, и т.п.?
В СССР одинаковые по названию станки производились разными заводами – от Новосиба и Еревана до Калининграда и Львова. И схемы могли быть очень разными.
И двигатели тоже. Поэтому точно ничего не скажу.
Чуть позже скину ссылку на информацию по 16Б16КА.
Далее - мой подробный ответ.
Внимание! Я несколько лет не имел никакого дела с токарными станками, поэтому могу что-то забыть. Статью ни в коем случае нельзя рассматривать как учебное пособие, описание или обмен опытом. Это просто фотографии с комментариями, не более того!
Состояние станка перед ремонтом
Станок сравнительно сложный, по сравнению с "классикой" 16К20.
Все ссылки по токарным станкам и станкам вообще будут в конце статьи.
Обратите внимание на переключатель ПКП над предохранителями. Это переключение скоростей двигателя. Да, в этом станке двухскоростной двигатель.
Ссылки на теорию и практику по двухскоростным движкам (схема Даландера) тоже будут в конце.
Кроме двух скоростей и механического переключения скоростей шпинделя, как обычно это бывает в токарниках, есть ещё чудо чудесное - переключение при помощи электрической коробки передач, в которой установлено несколько электромагнитных муфт.
На фото выше - непримечательный галетник с припаянными к нему зелеными проводами, именно он переключает скорости электрическим способом.
Далее рассматриваем схему.
Реле в нижней части шкафа - головная боль. Их пришлось менять, как электронную плату выдержки времени.
Под шкафом - электрическая коробка передач.
Пневматические реле времени, которое есть на фото, крайне ненадёжны. Сколько встречал их в станках - все поломаны, а в производстве их нет. Поэтому обходились или без них, или ставили приставки ПВЛ.
У меня есть хорошее правило - перед любым ремонтом и разборкой оборудования всё фотографировать. Иногда некоторые фото бесценны!
Схемы токарного станка 16Б16КА
Схемы рисовал автор этих строк (автор канала СамЭлектрик.ру), основываясь на реальной схеме станка и документации.
Есть ещё станок 16Б16КП, удалось найти только его схему (выше), но она чем-то принципиально отличается от КА. Честно, не помню чем.
Вот более качественный вариант, но тут ошибок больше:
Ремонт: ход и итоги
Несколько фото процесса капремонта и итоговый товарный вид.
На этом всё.
Статьи по теме токарных станков
Читатель просил совета по использованию ПЧ на токарном, вот мои статьи по этой теме:
Схема подключения двухскоростного двигателя (схема Даландера):
Другие статьи по токарным станкам:
Некоторые статьи по двигателям и промышленному оборудованию:
Ещё парочка статей:
------------------------------------
Статья заинтересовала? Подписывайтесь на Дзен СамЭлектрик.ру и делитесь опытом в комментариях!
Также жду вас на блоге www.SamElectric.ru и в группе СамЭлектрик.ру в ВК!
Внимание! Автор не гарантирует, что всё написанное на этой странице - истина. За ваши действия и за вашу безопасность ответственны только вы!