Найти тему
СамЭлектрик.ру

Советский токарный. Собираем схему

Оглавление

Несколько лет назад я плотно занимался капремонтом токарных станков. Приходилось перетряхивать всю электрику. Глубина ремонта зависела от бюджета. Со мной работали ещё 3-4 человека - механики и подсобники.

Не думал, что когда-нибудь снова вернусь к этой теме, но читатель на блоге задал вопрос и попросил скинуть информацию по советскому токарному станку 16Б16КА. Я подумал, что если есть минимум 2 человека в интернете, кому это интересно, может есть ещё и третий?)))

Поэтому выкладываю документацию и фото по этому станку в общий доступ.

Для начала - вопрос читателя и моя переписка с ним.

Вопрос читателя по токарному станку

Здравствуйте Александр. Подскажите пожалуйста: есть старый Советский токарный станок (16Б16КА), у него в главном приводе двигатель (по спецификации в паспорте): тип-4А132S 8/4 мощность (кВт)- 3,2/5,3 частота вращения- 750/1500. Шильдик к сожалению недоступен (или с недоступной стороны движка или его вообще нет).

На панели управления станка есть переключатель скорости (галетного типа на три положения: 1; 0; 2). Он реально переключает скорость.Ток измерил клещами: на 1-й скорости ток 7А; на 2-й где то 4А. Судя по электрической схеме этот переключатель переключает обмотки: либо звезда либо треугольник (“мягкого” пуска со звезды на треугольник здесь нет).

В связи с этим вопрос: получается что у меня двигатель 380/660 ? А как же ваше мнение о том, что такой двигатель в звезде нельзя эксплуатировать в длительном режиме?

И ещё вопрос- хотим поставить ПЧ (коробка постепенно выходит из строя). Продавец ПЧ сказал, что обмотки мне нужно соединить в звезду. Он прав? (Ещё один продавец сказал, что судя по указанному количеству оборотов- это двигатель синхронный. Во как)

Ответ:

Здравствуйте! И Вы, и продавец не правы))).
И в звезде, и в треугольнике скорости вращения одинаковые (если не брать скольжение), разные только мощности (момент) на валу.
Этот двигатель – двухскоростной.
https://samelectric.ru/promyshlennoe-2/podklyuchenie-dvuhskorostnogo-asinhronnogo-dvigatelya.html
Я полностью перебирал электрику такого станка, и подключал двигатель.
Если хотите скину информацию.

Читатель:

Скиньте пожалуйста. И если можно, то дайте рекомендации по подключению частотника (планирую на 5.5кВт), как в этом случае подключить обмотки? Статью по ссылке почитал, но для себя ответа точного не нашёл, извините. Наверное и вопрос мой в той теме надо было писать, прошу прощения, не знал, что у меня двигатель двухскоростной (на крышке брно классическая схемка с одним треугольником и одной звездой, и шесть клемм). А почему вы говорите, что и в звезде и в треугольнике скорости вращения одинаковые? Или это не к моему двигателю а к обычным односкоростным?

Ответ:

Да, в звезде и в треугольнике скорости вращения одинаковые, это к обычным односкоростным.
У вас на выводах обмоток есть какие-то обозначения? Типа С1, С2, и т.п.?
В СССР одинаковые по названию станки производились разными заводами – от Новосиба и Еревана до Калининграда и Львова. И схемы могли быть очень разными.
И двигатели тоже. Поэтому точно ничего не скажу.
Чуть позже скину ссылку на информацию по 16Б16КА.

Далее - мой подробный ответ.

Внимание! Я несколько лет не имел никакого дела с токарными станками, поэтому могу что-то забыть. Статью ни в коем случае нельзя рассматривать как учебное пособие, описание или обмен опытом. Это просто фотографии с комментариями, не более того!

Состояние станка перед ремонтом

Станок сравнительно сложный, по сравнению с "классикой" 16К20.

Все ссылки по токарным станкам и станкам вообще будут в конце статьи.
16Б16 в разобранном состоянии
16Б16 в разобранном состоянии
электрошкаф
электрошкаф
клеммы
клеммы
органы управления сзади
органы управления сзади

Обратите внимание на переключатель ПКП над предохранителями. Это переключение скоростей двигателя. Да, в этом станке двухскоростной двигатель.

Ссылки на теорию и практику по двухскоростным движкам (схема Даландера) тоже будут в конце.

Кроме двух скоростей и механического переключения скоростей шпинделя, как обычно это бывает в токарниках, есть ещё чудо чудесное - переключение при помощи электрической коробки передач, в которой установлено несколько электромагнитных муфт.

На фото выше - непримечательный галетник с припаянными к нему зелеными проводами, именно он переключает скорости электрическим способом.

Далее рассматриваем схему.

-6
-7

Реле в нижней части шкафа - головная боль. Их пришлось менять, как электронную плату выдержки времени.

Реле и электронная плата задержки
Реле и электронная плата задержки

Под шкафом - электрическая коробка передач.

-9

Пневматические реле времени, которое есть на фото, крайне ненадёжны. Сколько встречал их в станках - все поломаны, а в производстве их нет. Поэтому обходились или без них, или ставили приставки ПВЛ.

Коробка на задней части станины, обычно тут всё пропитано маслом.
Коробка на задней части станины, обычно тут всё пропитано маслом.
-11

У меня есть хорошее правило - перед любым ремонтом и разборкой оборудования всё фотографировать. Иногда некоторые фото бесценны!

Приводная часть без ремней
Приводная часть без ремней

Схемы токарного станка 16Б16КА

Силовая часть
Силовая часть
Часть управления
Часть управления

Схемы рисовал автор этих строк (автор канала СамЭлектрик.ру), основываясь на реальной схеме станка и документации.

Клеммы подключения муфт коробки передач, коробок и кнопок управления
Клеммы подключения муфт коробки передач, коробок и кнопок управления
Диаграмма работы электроники задержки
Диаграмма работы электроники задержки
переключатели
переключатели
Оригинальная схема
Оригинальная схема

Есть ещё станок 16Б16КП, удалось найти только его схему (выше), но она чем-то принципиально отличается от КА. Честно, не помню чем.

Вот более качественный вариант, но тут ошибок больше:

-19
-20
-21

Ремонт: ход и итоги

Несколько фото процесса капремонта и итоговый товарный вид.

-22
Внизу шкафа видны панели новых реле
Внизу шкафа видны панели новых реле
Задняя коробка
Задняя коробка
Большая задняя коробка и система подачи масла
Большая задняя коробка и система подачи масла
Кнопка и рычаг перемещения каретки
Кнопка и рычаг перемещения каретки
-27
-28
-29
Юра, привет!
Юра, привет!
-31
-32
Украинская лампа
Украинская лампа
-34
СОЖ
СОЖ
Металлорукава с проводами к электрической коробке передач
Металлорукава с проводами к электрической коробке передач
Новые реле
Новые реле
-38
-39

На этом всё.

Статьи по теме токарных станков

Читатель просил совета по использованию ПЧ на токарном, вот мои статьи по этой теме:

Схема подключения двухскоростного двигателя (схема Даландера):

Другие статьи по токарным станкам:

Некоторые статьи по двигателям и промышленному оборудованию:

Ещё парочка статей:

------------------------------------

Статья заинтересовала? Подписывайтесь на Дзен СамЭлектрик.ру и делитесь опытом в комментариях!

Также жду вас на блоге www.SamElectric.ru и в группе СамЭлектрик.ру в ВК!

СамЭлектрик.ру
СамЭлектрик.ру

Внимание! Автор не гарантирует, что всё написанное на этой странице - истина. За ваши действия и за вашу безопасность ответственны только вы!