Найти в Дзене
Оксана Глухова

О противоположных цветах

Приветствую вас, друзья)

Что является одним из важнейших аспектов изобразительного искусства? Конечно же, цвет))) Я постараюсь, как обычно, взяв самую суть теории, объяснить зачем это нужно и как использовать на практике.

Существует всего 3 основных цвета, которые вы не можете получить смешивая другие: красный, синий и желтый.

А вот уже их смешивают и получают все остальные.

Цветовой круг Иоханнеса Иттена.
Цветовой круг Иоханнеса Иттена.

Вот они, основные цвета, - в центре.

Дополнительные (вторичные) цвета получаются при смешении двух основных: фиолетовый, зеленый и оранжевый. На рисунке, как видите, они во втором ряду.

Третий круг цветов получается уже смешиванием основного и дополнительного цвета.

Противоположный цвет, или комплиментарный, - это цвет для одного основного, полученный при смешивании двух других. Для красного, соответсвенно, - это зеленый, получаемый смешением желтого и синего.

Противоположные (комплиментарные цвета) находятся друг напротив друга на цветовом круге
Противоположные (комплиментарные цвета) находятся друг напротив друга на цветовом круге

Для чего нужно это знание? Дело в том, что все цвета влияют друг на друга. Даже небольшое присутствие противоположного цвета усиливает насыщенность основного в поле зрения. Например, наличие красного "усиливает" цвета зеленого спектра.

скачано с просторов интернета)))
скачано с просторов интернета)))

Вот, например, рождественская открытка - посмотрите, какие насыщенные цвета! Вообще, конечно, у сочетания именно красного и зеленого есть идеологическое обоснование, но я не об этом, а именно что о взаимном усилении цветов.

Если вдаваться в теорию, то есть еще аналогичное сочетание, триада, тетрада (сочетание 4 цветов) и т.д.

Но я хочу рассмотреть здесь влияние сочетания противоположных цветов.

Итак,

Портрет неизвестного мужчины, Рафаэль Санти. Красный и зеленый в деталях одежды делают друг друга ярче и насыщеннее.
Портрет неизвестного мужчины, Рафаэль Санти. Красный и зеленый в деталях одежды делают друг друга ярче и насыщеннее.

Портрет Марии Акимовой, Валентин Александрович Серов. Посмотрите, как светится красный в обрамлении зеленого
Портрет Марии Акимовой, Валентин Александрович Серов. Посмотрите, как светится красный в обрамлении зеленого
Летний пейзаж с церковью, Колесников Степан Федорович. Наполненные как будто собственным светом красные платья и зеленая трава.
Летний пейзаж с церковью, Колесников Степан Федорович. Наполненные как будто собственным светом красные платья и зеленая трава.
Норман Роквелл. Небольшие акценты красного усиливают зеленый.
Норман Роквелл. Небольшие акценты красного усиливают зеленый.

Также в этой статье я рассказывала про важность подмалевка (когда на холст сначала накладывают тонким слоем краску, цветом отличающуюся от конечного).

Маги Пуиг. Присмотритесь, в синих тенях иногда проглядывает оранжевый подмалевок и делает этот синий очень насыщенным. И желтые стены - почти полная противоположность синему.
Маги Пуиг. Присмотритесь, в синих тенях иногда проглядывает оранжевый подмалевок и делает этот синий очень насыщенным. И желтые стены - почти полная противоположность синему.

Итак, мои выводы в этой статье таковы.

Комплиментарные, или противоположные, цвета, находясь в поле зрения, усиливают друг друга. Также контрастный подмалевок, просвечивая местами при неплотном наложении краски, делает основной цвет насыщенным и ярким.

Про остальные сочетания (аналоги, триады, тетрады и т.д.) я сделаю отдельную статью, чтобы здесь не терялась суть самого важного, комплиментарного, сочетания цветов.

Вдохновения вам и удачи)