В полноте же своего состава, вместе с телом, люди познают рай только после Всеобщего воскресения.
Сегодня мы продолжим и закончим тему покаяния, используя для этого лекции Евгения Андреевича Авдеенко. Он оставил нам свое богатейшее наследие, в котором слово Божье зазвучало для нас в новом, более ярком и необычном свете.
Из прошлой лекции мы узнали, что ни Адам, ни жена не могут более пребывать в покое Божества. Рай перестанет быть храмом: на многие тысячи лет в раю не будет людей. Только после Воскресения Христова там появятся души праведных…, а тогда, после грехопадения, произошло противостояние человека человеку. Адам лишился благодати, затмилась любовь; Адам, по слову апостола, стал «ничто» (1 Кор. 13:2).
Теперь Адам и жена должны будут жить в другом мире, который называется «мир сей». «Враг обольстил Адама, отнял у него власть и сам наименовался – «князь мира сего». Заметим, что, по мысли святого Макария, имя «архонт этого космоса» диавол удумал и присвоил себе сам, так он обозначил свою природу, свою ограниченность и привязанность, назвал свою главную цель. Сейчас враг будет проклят…
- Человек будет изгнан из рая и должен пойти по пути спасения, чтобы вновь обрести рай. Человек теперь понесёт труд спасения своей души. К этому человек не был изначально предназначен, и тех способностей, которые ему были даны для уподобления Образовавшему его, теперь явно будет недостаточно. Человек употребил свою свободу на пагубу себе, но человек был так сработан прочно, чтобы пройти через смерть и восстановиться в своём первоначальном составе, что называется воскресением из мертвых. Чтобы пройти путь воскресения и воскреснуть в раю, а не кроме рая (в кромешной тьме), человек должен обрести в себе совершенно новые способности, которые бы так и остались без надобности в райской жизни.
Почему Бог не прервал искушения и не сразу пришёл на помощь человеку, когда у него открылись глаза? Потому что
в человеке как было, так есть и будет «дыхание» Божье (нешама), а оно в человеке и животворящее, и вразумляющее, и объединяющее плоть, душу и дух.
Дыхание Божье делало человека в раю бессмертным, а по смерти оно назначает человека к воскресению. Во время искушения Бог стоял как бы в стороне, хотя человек и не слушал Его вразумления.
- Дыхание Божье – от человека не неотступное, оно после греха будет вразумлять человека во всех перипетиях его жизни как свободного существа… Человеке и в грехе мог остановиться, и после греха покаяться. Из тех способностей, которые жизненно необходимы человеку после грехопадения, первой будет покаяние. Способность покаяния подобна вере – она простая. Как ей научить? Как к покаянию направить?
Бог в раю дал согрешившим людям услышать сначала Свой голос, дал почувствовать покой седьмого дня, назвал человека по имени, назвал грех человека…
Покаяния не было. Покаянию научить нельзя. Но и без покаяния жить нельзя.
Необходимо двигаться дальше – сообщить человеку те силы, которые нужны для спасения, и ждать, пока в нём проснётся первое, что нужно, простое, как вера, – покаяние.
Не забывайте, что лекции Е.А. Авдеенко публикуются по субботам. Прослушаны темы: Творение, Псалмы, О рае. Надеюсь, что в следующий раз будет доступна подборка лекций по теме «Покаяние».