Как птерозавры вообще могли взлетать, с их то размерами?
Ведь внешне они кажутся очень и очень тяжелыми! Кетцалькоатль, например, весил 250 килограмм, и при этом всем в габаритах он был практически равен современному африканскому жирафу. Ну и каким образом такую махину в воздух поднять? В этом ему помогали три вещи.
Во-первых, большой птерозавр взлетал не как птица с толчком задними ногами, а отталкиваясь сразу всеми четырьмя конечностями, прыжок от этого становился минимум в шесть раз сильнее. А все, потому что в передних конечностях птерозавров были огромные и мощные мышцы. Задние же ноги у птеров были относительно небольшими и при росте тушки не становились балластом, как это случалось у гигантских птиц, типа пелагорниса. И ведь правда, самые крупные птицы типа аргентависа достигали массы максимум в 40 килограмм, но в отличии от тоже кетцалькоатля или гатцегоптерикса при взлете могли отталкиваться от земли только двумя ногами. А чем ты больше – тем более мощные ноги нужны для взлета и ходьбы. Но чем больше, мускулистее и тяжелее твои ноги – тем больше лишнего балласта ты будешь нести во время полета, тратя энергию впустую. В какой то момент твоя пятая точка станет полностью неподъемной! Ну а крылом от земли понятное дело птица оттолкнуться не сможет. Обрыв для прыжка тоже не всегда имеется – вот тебе и ограничение на массу.
Во-вторых, гигантские птерозавры в процессе роста умели растворять свои кости изнутри, это зовется резорбцией. По сути своей, когда на кости откладываются новые слои костной ткани, и она растет в ширину. Все кости так, собственно, и растут, ничего удивительного. Но чтобы сохранять низкую массу тела для полета, изнутри кости начинают работать остеокласты, которые уничтожают внутренние слои костной ткани. Таким образом толщина стенки кости почти не меняется, а линейные размеры и внутренняя полость, наоборот, увеличиваются. Удобно и легко!
Получившаяся полость заполнялась тонкими трабекулами, укреплявшими тонкостенную кость, то есть, по сути, изнутри она становилась неиронично похожа на Эйфелеву башню (и обеспечивала свою прочность по тому же принципу). Правда из-за процесса резорбции часто трудно определить точный возраст животного – ведь костная ткань, отложенная в молодости, уже была переработана.
В-третьих, почти во всех костях птерозавра есть множество воздушных полостей (как раз таки благодаря резорбции), которые облегчают его скелет, так кетцалькоатль габаритом с жирафа весил в два с половиной раза меньше него. Здесь все банально – в позвонки, кости таза и трубчатые кости проникают элементы воздушных мешков, делая животнику более легкой, и, что очевидно, куда более эффективной в полете.
Такие вот у нас мезозойские драконы – ткни иголкой, и он сразу лопнет, как гелиевый шарик!
Поддержать автора монеткой: https://yoomoney.ru/to/410017954103873