Найти тему
Мила Седова

Славянство протоапостола

(Из книги Дмитрия Логинова "Протоапостол")

https://www.litres.ru/dmitriy-loginov-8552/protoapostol-blagovestvovanie-germy-o-kom-svershilos/chitat-onlayn/

Исцеление гадаринского бесноватого
Исцеление гадаринского бесноватого

Не­кото­рые ска­жут: но ес­ли пе­редан­ная Гер­ме кни­га бы­ла на­чер­та­на СКИФ­СКИ­МИ сло­говы­ми ру­нами — то как он их раз­би­рал? Ведь счи­та­ет­ся, что Гер­ма был ЭЛ­ЛИ­НОМ.

Од­на­ко это вот имен­но, что СЧИ­ТА­ЕТ­СЯ толь­ко; то есть приз­на­ет­ся ус­ловно. Апок­ри­фове­дение офи­ци­аль­ное при­писы­ва­ет эл­линс­тво ав­то­ру «Пас­ты­ря» НЕ НАС­ТА­ИВАЯ на та­кой ат­ри­буции, ого­вари­ва­ясь: пря­мых сви­детель­ств гре­чес­кой эт­ни­чес­кой при­над­лежнос­ти Гер­мы нет.

А сви­детель­ства кос­венные? Да раз­ве толь­ко та­кое, что на­иболь­шее чис­ло спис­ков «Пас­ты­ря» сох­ра­нились на язы­ке гре­чес­ком. Хлип­ко­ватое, пря­мо ска­жем сви­детель­ство!

Пре­дание же на­шей Тра­диции го­ворит с оп­ре­делен­ностью пол­ной, что Гер­ма — скиф. Зна­комый, ра­зуме­ет­ся, и с куль­ту­рою эл­лин­ской. Как, впро­чем, и во­об­ще боль­шинс­тво сре­дизем­но­мор­ских ски­фов поз­дней ан­тичнос­ти (да и не­мало ски­фов при­чер­но­мор­ских) бы­ли зна­комы с ней.

Пре­дание на­зыва­ет впол­не кон­крет­но, что это за скиф был имен­но. Ука­зывая то мес­то, где Гер­ма по­мянут в Биб­лии (хоть и не оз­на­чен по име­ни).

«Па­сущие сви­ней по­бежа­ли и рас­ска­зали в го­роде и де­рев­нях. И жи­тели выш­ли пос­мотреть, что слу­чилось. При­ходят к Ису­су и ви­дят, что бес­но­вав­ший­ся, в ко­тором был ле­ги­он, си­дит и одет и в здра­вом уме… И ког­да Он во­шел в лод­ку, бес­но­вав­ший­ся про­сил Его, что­бы быть с Ним. Но Исус не доз­во­лил ему, а ска­зал: иди до­мой к сво­им и рас­ска­жи им, что сот­во­рил с то­бою Гос­подь и как Он по­мило­вал те­бя. И по­шел и на­чал про­пове­довать в Де­сятиг­ра­дии, что сот­во­рил с ним Исус; и все ди­вились» (Мк 5:14—20).

Де­сятиг­ра­дие.

Сто­лицей этой зем­ли был СКИ­ФОПОЛЬ. Сог­ласно сви­детель­ству Пли­ния Стар­ше­го, сов­ре­мен­ни­ка Хрис­та, го­роду та­кое наз­ва­ние да­ли эл­ли­ны. Ибо, пи­шет ис­то­рик, «по про­мыс­лу Гер­ме­са» ос­но­вали сей го­род «спут­ни­ки Ди­они­са СКИ­ФЫ». (По про­мыс­лу Гер­ме­са, пок­ро­вите­ля Трои… За­чем и рас­простра­нено бы­ло имя Гер­ма сре­ди оби­тате­лей го­рода и ок­рес­тнос­тей.)

Где имен­но го­ворит Пли­ний о та­ком про­ис­хожде­нии наз­ва­ния Ски­фополь? В трак­та­те, на­ибо­лее из­вес­тном из всех его, име­ющем го­воря­щее наз­ва­ние «Ес­тес­твен­ная ис­то­рия» (V, 18:74). Сей труд за­вер­шен был в 77 го­ду и пос­вя­щен им­пе­рато­ру Ти­ту Бла­гос­ло­вен­но­му, прос­ла­вив­ше­муся 7 лет на­зад по­бедой над и­уде­ями.

А са­ми ски­фы на­зыва­ли свой го­род этот име­нем Ни­са. Пос­коль­ку та­ково на­ибо­лее ран­нее на­чер­та­ние име­ни Ди­онис: Див­ный Нис, Ди­ос Нис, Бо­жес­твен­ный Нис[1] гим­нов.

А так­же бы­ло из­вес­тно еще и третье проз­ванье го­рода: Три­комия. В VI ве­ке И­оанн Ма­лала пи­сал: Ски­фополь на­зыва­ют иног­да и Три­коми­ей по­тому, что име­ют­ся у не­го три «кон­ца».

В точ­ности, меж­ду про­чим, как и у древ­не­рус­ско­го Сло­вен­ска Ве­лико­го. Три­ком­ность ко­ею пе­ренял у не­го и Ве­ликий Нов­го­род.[2]

А мо­жет и не толь­ко лишь по при­чине, ка­кую наз­вал Ма­лала, ус­во­ено бы­ло та­кое проз­ванье го­роду. Три­комия… од­но из ве­личаль­ных имен Ди­они­са — ТРИ­ГОН. Что мож­но ви­деть, опять же, из ор­фи­чес­ких гим­нов.

И как опять не вспом­нить ВОС­ТОК, по­мина­емый поч­ти­тель­но Гер­мой, И­оан­ном, Лу­кою? Де­сятиг­ра­дие со сто­лицей Ски­фополь во вре­мена Хрис­та на­зыва­ли: Вос­точная Га­лилея. От На­заре­та до Ски­фопо­ля и рас­сто­яния бы­ло все­го лишь рим­ских 12 миль! Как зем­ли Де­сятиг­ра­дия, с вос­то­ка к ней при­лежа­щие, так и са­ма Га­лилея бы­ла ис­конно стра­ной ве­дичес­кой, зем­лей скиф­ской.

Од­нажды, прав­да, и­удеи «та­ки» зах­ва­тили ее. Не­малой кровью и на ма­лое вре­мя. Пос­ле ка­кого вре­мени пол­чи­ща их раз­гро­мил Сар­гон, им­пе­ратор Ас­си­рии. И сра­зу же воз­вра­тил он в те зем­ли ски­фов, там ис­ко­ни оби­тав­ших. (Под­робней в кни­ге Дже­коба Кон­не­ра «Хрис­тос не был ев­ре­ем», 1936.)

Иди к сво­им и рас­ска­жи им…

Что в этих прос­тых сло­вах? Не иное, как Божье БЛА­ГОС­ЛО­ВЕНИЕ НА ПРО­ПОВЕДЬ.

Что зна­чит сло­во АПОС­ТОЛ, из­вес­тное в хрис­ти­анс­тве лишь? Как пра­вило, про­из­во­дят от «апос­телло», гре­чес­ко­го гла­гола, пе­рево­димо­го: ПО­СЫЛАЮ, иди!..

Од­на из воз­можных эти­моло­гий та­кая, да. Од­на­ко вся глу­бина по­нятия АПОС­ТОЛ сим не ис­черпы­ва­ет­ся.

Апос­тол это не толь­ко ПОС­ЛАННЫЙ («иди…”), но и бла­гос­ловлен­ный на ПРО­ПОВЕДЬ («рас­ска­жи…”). При­чем ис­по­ведать ве­лено та­ково­му БЛА­ГУЮ ВЕСТЬ. Апос­тол это пос­ланный на про­поведь бла­гой вес­ти.

Та­ким и стал га­дарин­ский скиф, из­бавлен­ный Хрис­том толь­ко что от одер­жа­ния бе­сами.

Ка­кую же бла­гос­ло­вил его весть по­нес­ти Хрис­тос? Важ­ней­шую для бла­года­ти ду­ши: бе­сов­ский аж ле­ги­он от­сту­пит, ес­ли на­берешь­ся му­жес­тва ты при­бег­нуть (как при­бежал и сам тот га­дарин­ский скиф) за по­мощью к БО­ГУ ИС­ТИННО­МУ (а не к язы­чес­ким бо­гам и тем бо­лее не к и­удей­ско­му бо­гу Ях­ве).

Та­кую весть по­велел тог­да Гер­ме (хоть и не наз­ванно­му по име­ни в Еван­ге­ли­ях) нес­ти СВО­ИМ, ски­фам то есть, Хрис­тос: бла­гос­ло­вил про­пове­дать в зем­лях Де­сятиг­ра­дия скиф­ско­го. «Ска­зал: иди до­мой к сво­им и рас­ска­жи им, что сот­во­рил с то­бою Гос­подь и как Он по­мило­вал те­бя. И по­шел и на­чал про­пове­довать в Де­сятиг­ра­дии, что сот­во­рил с ним Исус; и ди­вились все» (Мк 5:19,20).

Так ока­зал­ся скиф Гер­ма пер­вым Хрис­ту СО­РАТ­НИ­КОМ. Ведь уче­ник и со­рат­ник есть не од­но и то же, хоть и по­нятия родс­твен­ные.

Гер­ма про­сил­ся в лод­ку с уче­ника­ми, как мож­но ви­деть о том из Бла­говес­тво­вания Мар­ка. Но Исус не доз­во­лил. А по­чему? По­тому что обу­чение Гер­мы, фор­маль­но и не на­чав­шись, уже за­вер­ше­но бы­ло. Тем бы­ло за­вер­ше­но, что ис­по­ведал сей скиф га­дарин­ский Ису­са Хрис­та — Сы­ном Бо­жи­им. (Сам он ис­по­ведал, а вов­се не одер­жавшие его бе­сы, что ис­черпы­ва­юще до­казы­ва­ет­ся в кни­ге “Лод­ка Хрис­та», пред­шес­тву­ющей в этой се­рии «Про­поведь чу­деса­ми». ) Вот и нап­ра­вил Гос­подь наш Гер­му не на уче­ничес­кий путь, а сра­зу — на путь апос­толь­ский.

Апос­тол есть не уче­ник толь­ко, но еще и со­рат­ник. Не толь­ко пос­ти­га­ющий ис­ти­ну, но уже и за нее ра­ту­ющий. Не­сени­ем, ис­по­веда­ни­ем этой ис­ти­ны ра­ту­ющий. Хрис­тос бла­гос­ло­вил га­дарин­ско­го ски­фа ис­по­ведать бла­гую весть.

А мно­гих ли ос­во­бож­денных Им — от бе­сов ли, от бо­лез­ни ли — бла­гос­ловлял Бог рас­ска­зывать о том бла­ге, что сот­во­рил Он им? Да вов­се ни­кого, кро­ме Гер­мы! Про­чих не толь­ко, что не бла­гос­ловлял наш Бог на та­кое, а нап­ро­тив Он им та­кое, как пра­вило, воз­бра­нял.

По­чему же тут ис­клю­чение из пра­вила? При­чины ви­дят­ся две. Од­на мо­жет быть оз­на­чена как ИС­ПО­ВЕДА­НИЕ, а дру­гая как МЕС­ТО.

О пер­вой ска­зано толь­ко что. По­гово­рим о дру­гой. Где уго­това­но бы­ло свер­шить­ся на этот раз чу­дес­но­му из­бавле­нию?

В зем­ле, в ко­торой и­удеи поч­ти не об­ла­дали вли­яни­ем. В Де­сятиг­ра­дии скиф­ском, сто­лица ко­его ски­фами же ос­но­вана и бы­ла, сог­ласно по­мяну­тому трак­та­ту Пли­ния. Тог­да как в зем­лях иных, от И­удеи уда­лен­ных не столь — да и в са­мой Га­лилее да­же — вли­яние это­го на­ци­ональ­но­го мень­шинс­тва бы­ло во вре­мена Хрис­та та­ково, что мно­гие ко­рен­ные жи­тели по­така­ли ев­ре­ям-на­ход­ни­кам «стра­ха ра­ди и­удей­ска», о чем сви­детель­ству­ет не еди­нож­ды Биб­лия.

И­удеи стре­мились во что бы то ни ста­ло пре­сечь ог­ла­шение вес­ти о чу­десах, ка­кие тво­рил Сын Бо­жий во имя От­ца сво­его Не­бес­но­го. Пре­сечь — не ос­та­нав­ли­ва­ясь и да­же пред убий­ства­ми тех лю­дей, на ком со­вер­ша­лось чу­до! Как за­мыш­ля­ли они, нап­ри­мер, убить Ла­заря, Хрис­том вос­кре­шен­но­го (Ин 12:10).

По­чему? Да слиш­ком уж от­ли­чалась нап­равлен­ность чу­дот­ворс­тва Хрис­та от жес­то­ких и мрач­ных чу­дот­во­рений вет­хо­завет­но­го бо­га Ях­ве (не пу­тать с От­цом Не­бес­ным, ко­торо­му мо­лил­ся Хрис­тос! не раз­ли­ча­ющие От­ца Не­бес­но­го, ис­по­ведан­но­го Ос­но­вопо­лож­ни­ком хрис­ти­анс­тва, от и­удей­ско­го бо­га Ях­ве — ошиб­ку со­вер­ша­ют столь гру­бую, сколь и рас­простра­нен­ную ны­не; до­каза­тель­ства не­вер­ности отож­дест­вле­ния та­кого при­веде­ны в кни­ге «Бла­годать и жес­то­кость»).

Сво­ими че­лове­колю­бивы­ми чу­деса­ми Га­лиле­янин бро­сал ре­шитель­ный вы­зов зем­но­му дик­та­ту адеп­тов куль­та бо­жес­тва И­удеи, сла­вя не­уто­мимо От­ца Сво­его Не­бес­но­го. Вот ес­ли бы вдруг ис­по­вед­ник ЯХ­ВЕ смог сот­во­рить хоть от­да­лен­но по­доб­ное что-то вер­ши­мому Хрис­том — тут и­удеи бы са­ми с вос­торга­ми раз­но­сили весть о та­ком по гра­дам и ве­сям!

Но пос­коль­ку Хрис­тос ис­по­ведо­вал од­нознач­но НЕ Ях­ве[3] — и­удей­ские свя­щен­ни­ки (чин А­аро­нов) не ос­та­нав­ли­вались ни пе­ред чем, что­бы уже в за­роды­ше пре­сечь рас­простра­нение бла­гой вес­ти о чу­десах Свя­щен­ни­ка по чи­ну Мел­хи­седе­кову.[4] Не толь­ко, что со­бира­лись они, как ска­зано, убить Ла­заря, Хрис­том вос­кре­шен­но­го (Ин 12:10), но и са­мого Хрис­та по­ложи­ли смер­ти пре­дать (Ин 11:53), да и под­ве­ли в кон­це кон­цов Его под рас­пя­тие (при­чем апок­ри­фичес­кое Еван­ге­лие И­оси­фа да­же и го­ворит: и­удеи не толь­ко, что под­ве­ли, но и собс­твен­ны­ми ру­камиЕго рас­пя­ли).

Итак, свя­щен­ни­ки по чи­ну А­аро­нову пре­сека­ли рас­простра­нение вес­ти о чу­десах, Спа­сите­лем со­вер­ша­емых, не ос­та­нав­ли­ва­ясь и пе­ред убий­ства­ми. Вот по­чему Че­лове­колю­бец, Бог наш, поч­ти что всем ис­це­лен­ным Им и от бе­сов из­бавлен­ным го­ворил: не раз­гла­шай ни­кому! в тай­не дер­жи сие! Так Че­лове­колю­бец по­веле­вал, за жиз­ни че­лове­ков тех опа­са­ясь.

Но в Де­сятиг­ра­дии скиф­ском — в от­ли­чие от боль­шинс­тва зе­мель близ­ле­жащих — не наб­лю­далось та­кой опас­ности. Тут влас­тво­вали не приш­лые, а свои (по­чему и ска­зал Хрис­тос: «рас­ска­жи СВО­ИМ»). Вли­яние же чу­жих — и­уде­ев — ска­зыва­лось в Де­сятиг­ра­дии скиф­ском толь­ко в сте­пени приз­рачной. Вот и бла­гос­ло­вил Бог из­бавлен­но­го Им ски­фа бла­гую по­нес­ти весть — бла­го не под­верга­лась уг­ро­зе за та­кое не­сение в та­кой зем­ле жизнь его.

Од­на­ко бы­ла, как ска­зано, и еще при­чина бла­гос­ло­вить Гер­му на это бла­говес­тво­вание. А имен­но: этот че­ловек ис­по­ведал Хрис­та — Сы­ном Бо­жи­им. Да­же пре­бывая под гне­том бе­сов су­мел проз­реть Его — Та­ковым.

Пер­вым из всех лю­дей он смог пос­тичь эту ис­ти­ну,[5] вот и бла­гос­ло­вил Хрис­тос про­пове­довать ее Гер­му пер­во­го. Гер­ма ис­по­ведал Хрис­та Сы­ном Божь­им да­же нам­но­го рань­ше, чем Петр, ко­торый, ог­ла­сив пред апос­то­лами от­кро­вение свое о Бо­госы­новс­тве Хрис­та, ус­лы­шал от Не­го в от­вет: «и Я го­ворю те­бе: ты — Петр, и на сем кам­не Я соз­дам Цер­ковь Мою, и вра­та ада не одо­ле­ют ее» (Мф 16:18) и так сде­лал­ся Петр пер­во­вер­ховным апос­то­лом.

Кто-то соб­лазнит­ся и ска­жет: но ле­ги­оном ведь бе­сов был одер­жим тот скиф! а по­пус­ка­ет ли Бог без­греш­но­му — одер­жа­ние? а че­ловек не­без­греш­ный — дос­то­ин ли нес­ти весть бла­гую, да еще пер­вым?

От­вет в по­говор­ке рус­ской: за од­но­го би­того двух не­битых да­ют. Она спра­вед­ли­ва не толь­ко в те­лес­ном смыс­ле, но и в ду­шев­ном так­же. Не спо­тыка­ет­ся ни­ког­да лишь тот, кто и ша­гу сту­пить бо­ит­ся! Ко­му же прик­лю­чалось ос­ту­пить­ся на пу­ти жиз­ненном, но к Бо­гу су­мел при­бечь — тот зна­ет и как под­нять­ся! Об этом про­ник­но­вен­ная песнь и­еро­мона­ха Ро­мана:

«О ду­ше моя, о ду­ше,

Не за­будь Хрис­та.

Не стра­шись упасть в бу­дущем,

А стра­шись не встать.

Ну а ес­ли ты, бе­сов ра­дуя,

По­падешь в бе­ду —

По­рев­нуй упасть, па­дая,

Го­ловой к Хрис­ту».

Савл, став­ший впос­ледс­твии Пав­лом и вто­рым пер­во­вер­ховным апос­то­лом из двух (вос­лед за Пет­ром), преж­де был греш­ник боль­ший, чем тот одер­жи­мый да­же и ле­ги­оном бе­сов­ским скиф. Ибо ведь Па­вел не­ког­да — бу­дучи тог­да еще Сав­лом — гнал жес­то­ко Хрис­та в ли­це ве­ровав­ших в Не­го… по­куда не повс­тре­чал Его са­мого, Хрис­та, по до­роге в Да­маск! — и по­нял сле­поту свою и проз­рел, по­ка­яв­шись, и на­зывать­ся стал не­ев­рей­ским име­нем Па­вел.

Да ведь и са­ма Маг­да­лина пре­тер­пе­вала ка­кое-то вре­мя ка­балу бе­сов. Семь одер­жавших де­монов из­гнал из нее Хрис­тос, ког­да явил­ся ей — пер­вой из всех — по вос­кре­сении Сво­ем свет­лом (Мк 16:9).

И сде­лалась Маг­да­лина пер­вою бла­говес­тни­цю о чу­де по­беды Хрис­та над Смертью. И бла­гос­ловле­на бы­ла по­нес­ти не толь­ко лишь про­поведь, но и… са­мый Свя­той Гра­аль! Под­вижни­чес­твом ее странс­твия в зем­ли Се­вера дос­тиг сей Свя­щен­ный Со­суд зам­ка Пел­ле­аса — то­го, ко­торый был проз­ван Ко­роль-Ры­бак, — то есть дос­тиг оби­тели он пос­ледне­го ца­ря-свя­щен­ни­ка в це­пи ру­копо­ложе­ния Мел­хи­седе­кова.

Но вер­немся к про­то­апос­то­лу.

По­нят­но из все­го ска­зан­но­го, по­чему га­дарин­ско­го ски­фа, от одер­жа­ния ле­ги­оном бе­сов из­бавлен­но­го, мож­но счи­тать АПОС­ТО­ЛОМ. Но вот по­чему не прос­то апос­то­лом, а с прис­тавкою ПРО­ТО-?

По­тому что бла­гос­ло­вение от Хрис­та на про­поведь по­лучил Гер­ма ДО то­го еще, как пос­ла­ны бы­ли Бо­гом две­над­цать уче­ников Его на слу­жение, кон­крет­но, АПОС­ТОЛЬ­СКОЕ.

Гер­ме не нуж­но бы­ло ста­новить­ся уче­ником — Хрис­тос не ве­лел ему вхо­дить в лод­ку (Шко­лу), ког­да та­кое на­меренье Гер­ма вы­разил — Гер­ма уже в мо­мент из­бавле­ния сво­его от одер­жа­ния бе­сами был го­тов стать — апос­то­лом.

А ста­нов­ле­ние две­над­ца­ти уче­ников апос­то­лами про­изош­ло пос­ле. О нем го­ворит еван­гель­ская гла­ва, сле­ду­ющая не­пос­редс­твен­но за той, что по­вес­тву­ет об из­бавле­нии га­дарин­ско­го ски­фа от одер­жа­ния: «…и, приз­вав две­над­цать, на­чал по­сылать их по два, и дал им власть над не­чис­ты­ми ду­хами. И за­пове­дал им ни­чего не брать в до­рогу, кро­ме од­но­го по­соха: ни су­мы, ни хле­ба, ни ме­ди в по­ясе, но обу­вать­ся в прос­тую обувь и не но­сить двух одежд. И ска­зал им: ес­ли где вой­де­те в дом, ос­та­вай­тесь в нем, до­коле не вый­де­те из то­го мес­та. И ес­ли кто не при­мет вас и не бу­дет слу­шать вас, то, вы­ходя от­ту­да, от­ря­сите прах от ног ва­ших, во сви­детель­ство на них. Ис­тинно го­ворю вам: от­раднее бу­дет Со­дому и Го­мор­ре в день су­да, не­жели то­му го­роду. Они пош­ли и про­пове­дова­ли по­ка­яние; из­го­няли мно­гих бе­сов и мно­гих боль­ных ма­зали мас­лом и ис­це­ляли» (от Мар­ка, 6:7—13).

Чувс­тву­ет­ся родс­тво се­го мес­та из Еван­ге­лия со сти­хами о чу­де об из­гна­нии ле­ги­она, Мар­ком же в пре­дыду­щей гла­ве опи­сан­ном. «Дал власть им над не­чис­ты­ми ду­хами… из­го­няли мно­жес­тво бе­сов». Да и обы­чай апос­то­лам Бог за­пове­дал СКИФ­СКИЙ: обык­но­вение сто­иков, ас­ке­тичес­ких стран­ни­ков. «Ни­чего не брать в до­рогу, кро­ме од­но­го по­соха». Так что ста­нов­ле­ние две­над­ца­ти уче­ников апос­то­лами — про­то­апос­толь­ский скиф­ский об­раз име­ло пе­ред со­бой.

Итак.

• И­оанн, крес­тивший во И­ор­да­не, суть пред­те­ча Хрис­та;

• Гер­ма, пос­ланный Хрис­том про­пове­дать в За­иор­данье скиф­ском, суть пред­те­ча апос­то­лов.

Та­ким Тра­диция на­ша ве­да­ет Гер­му, на­писав­ше­го кни­гу «Пас­тырь». Из­вес­тно ли ко­му-то еще, кро­ме нас, что тот га­дарин­ский скиф, ко­торо­го Хрис­тос из­ба­вил от ле­ги­она бе­сов и бла­гос­ло­вил про­пове­довать, был этим са­мым Гер­мой?

По­хоже, что сей­час ни­кому дру­гому. Се­вер­ная Тра­диция ос­та­лась единс­твен­ным хра­ните­лем это­го ран­нехрис­ти­ан­ско­го пре­дания.

Сов­ре­мен­ной аги­ог­ра­фии во­об­ще нем­но­гое лишь из­вес­тно о Гер­ме. Эти приз­нанные дос­то­вер­ны­ми о нем све­дения не про­тиво­речит сох­ра­нен­но­му на­ми пре­данию. Мож­но да­же ска­зать, они его под­твержда­ют кос­венно.

Боль­шинс­тво аги­ог­ра­фов уве­рены: Гер­ма, соз­да­тель «Пас­ты­ря», ро­дил­ся в са­мом на­чале пер­во­го ве­ка или чуть рань­ше. Лишь нем­но­гие по­лага­ют, буд­то поз­днее: в кон­це пер­во­го или на­чале вто­рого. Вер­сия мень­шинс­тва не вы­дер­жи­ва­ет кри­тики. Она про­тиво­речит не толь­ко Пос­ла­нию Пав­ла к рим­ля­нам,[6] но и са­мому тек­сту «Пас­ты­ря». Что спе­ци­аль­но под­чер­кну­то, как уже бы­ло ска­зано, в Тол­ко­вании Фе­офа­на Зат­ворни­ка.

Об­щеприз­на­но, что ро­дил­ся Гер­ма в бол­гар­ском го­роде Плов­ди­ве. То есть это сей­час он Плов­див и он бол­гар­ский. В апос­толь­ские же вре­мена это был фра­кий­ский Фи­лип­по­поль. Гер­ма не толь­ко ро­дил­ся во Фра­кии, но и — пос­ле мно­голет­не­го пе­ри­ода странс­твий, ха­рак­терно­го для би­ог­ра­фий мно­гих из­вес­тных ски­фов — на ро­дину воз­вра­тил­ся и под­ви­зал­ся в са­не епис­ко­па Фра­кии.

Чем Фра­кия бы­ла в ту эпо­ху? Фра­кий­цы, не­пос­редс­твен­ные по­том­ки тро­ян­цев, яв­ля­лись пос­ледние ве­ка до Р.Х. яд­ром со­юза сре­дизем­но­мор­ских скиф­ских пле­мен. Внеш­ность фра­кий­цев опи­сана в по­эме Ксе­нофа­на Ко­лофон­ско­го (V век до Р.Х.): го­лубог­ла­зые, ру­сые, вы­сокие, строй­ные.

Ко­го проз­ва­ли гре­ки фра­кий­ца­ми (тра­кий­ца­ми, тро­ян­ца­ми), то­го рим­ля­не на­зыва­ли эт­руска­ми. Са­ми же фра­кий­цы се­бя на­зыва­ли ОД­РЮ­САМИ. Или, крат­ко, — РУ­СЕНА (что при­меча­тель­но, та­ким же име­нем на­зыва­лась и ГА­ЛИЛЕЯ у коп­тов).

Родс­тво фра­кий­цев и ру­синов (из ко­торых про­ис­хо­дил еван­ге­лист Лу­ка, сог­ласно ис­сле­дова­нию Ан­дрея Дол­ги­на) не­сом­ненно. Как — че­рез то — и родс­тво их со все­ми сла­вяна­ми При­кар­патья.

Как, впро­чем, и с ны­неш­ни­ми вос­точны­ми сла­вяна­ми: рус­ски­ми, ук­ра­ин­ца­ми, бе­лору­сами. По­тому что в пер­вые ве­ка по Р.Х. фра­кий­цы с тер­ри­тории Ма­лой Азии рас­се­лились по прос­то­рам Рус­ской рав­ни­ны.

Не­кото­рые усом­нятся о соз­да­теле «Пас­ты­ря»: от Фи­лип­по­поля до Ски­фопо­ля не бли­зок путь! Как прик­лю­чилось Гер­ме по­жить в Га­дари­не, в зем­лях Де­сятиг­ра­дия скиф­ско­го?

Сом­не­ва­ющи­еся та­кие да об­ра­тят вни­мание: от Фи­лип­по­поля до Ри­ма нем­но­гим бли­же! Гер­ма же не толь­ко дос­тиг ту­да, но и про­вел мно­гие го­ды в Ри­ме, на бе­регах Тиб­ра, о чем под­робно го­ворит в «Пас­ты­ре».

Охо­та к пе­реме­не мест, ви­димо, свой­ствен­на бы­ла ду­ше сей. Как и во­об­ще в ту эпо­ху боль­шинс­тву ски­фов.

То-то и рас­се­лились они! От Ски­фопо­ля и Фе­лип­по­поля до Не­апо­ля Скиф­ско­го (ны­неш­ний Сим­фе­рополь). И до Ме­лито­поля и Се­вас­то­поля. А так­же до Кос­то­поля и Чис­то­поля, Ан­то­поля и Бо­рис­по­ля, Ива­нопо­ля…

Свя­титель Ди­мит­рий Рос­тов­ский (сколь вы­рази­тель­ны его Четьи-Ми­неи!) пи­сал: «Ер­ма сей [Гер­ма] в Фи­лип­по­поле бысть епис­коп и мно­гие во Хрис­то­вом бла­говес­тии по­каза под­ви­ги и тру­ды, а ны­не нас­лажда­ет­ся по­коя во бла­гих Гос­по­да сво­его».

ВО ХРИС­ТО­ВОМ БЛА­ГОВЕС­ТИИ ПО­КАЗА ПОД­ВИ­ГИ! — свя­титель вы­деля­ет не столь свя­титель­ский Гер­мы под­виг, сколь под­виг бла­говес­тво­вания. Не по­тому ли, что и Ди­мит­рию Рос­тов­ско­му — а не толь­ко Фе­офа­ну Зат­ворни­ку — при­от­кры­лось: Гер­ма был ПЕР­ВОБЛА­ГОВЕС­ТНИК? Про­то­апос­тол то есть.

[1] Ди­они­сизм не­от­де­лим от ор­физма, а Ор­фей — как мож­но ви­деть из кни­ги Ве­да Сло­вена — есть Орей, Арий Ги­пер­бо­рей­ский — Пра­отец рус­ских ро­дов. Ор­фи­ком, то есть пос­ле­дова­телем Ор­фея, был Прокл Ди­адох, не­оп­ла­тоник, фи­лосо­фия ко­торо­го обос­но­выва­ет бо­гос­ло­вие, фак­ти­чес­ки, хрис­ти­ан­ское.

[2] Сла­вян­ские клас­си­чес­кие «три кон­ца» имел и Царь­град — воз­двиг­ну­тая Кон­стан­ти­ном в IV ве­ке сто­лица пер­вой хрис­ти­ан­ской им­пе­рии. «Царь, соб­рав кня­зей, дер­жал с ни­ми со­вет. Пос­ле се­го при­казал раз­ме­рить мес­то на три уг­ла, в каж­дую сто­рону по се­ми верст» (Ис­то­рия Царь­гра­да, из­данная Тро­ице-Сер­ги­евой Лав­рой в царс­тво­вание Алек­сан­дра III).

[3] Ты мо­жешь за­лис­тать весь Но­вый за­вет хоть до дыр, но это­го бо­гоп­ро­тив­но­го име­ни — Ях­ве — ты там не об­на­ружишь!

[4] Свя­щен­ни­ком по чи­ну Мел­хи­седе­кову, скиф­ско­му, не­ус­танно ис­по­ведо­вал Хрис­та пер­во­вер­ховный апос­тол Па­вел. Ис­по­ведо­вал Его та­ковым в про­тиво­полож­ность свя­щен­ни­кам по чи­ну А­аро­нову, и­удей­ско­му. С осо­бен­ною нас­той­чи­востью — в Пос­ла­нии к ев­ре­ям, ибо они, в от­ли­чие от иных на­родов, не приз­на­вали чин Мел­хи­седе­ков.

[5] Не­кото­рые го­ворят: нет, пер­вым ее пос­тиг На­фана­ил, и ци­тиру­ют: «На­фана­ил го­ворит Ему: …Ты Сын Бо­жий, Ты Царь Из­ра­илев. Исус ска­зал ему в от­вет: …уви­дишь боль­ше се­го» (Ин 1:49,50). Од­на­ко ве­лико по­доз­ре­ние: тут «Сын Бо­жий» — поз­дней­шая еви­онит­ская встав­ка. Еще Дже­коб Кон­нер до­казал в кни­ге «Хрис­тос не был ев­ре­ем», что Еван­ге­лия в том ви­де, в ко­ем дош­ли до нас, име­ют еви­онит­ские встав­ки. Еви­они­ты (жи­довс­тву­ющие) стре­мились вну­шить, что буд­то кра­еуголь­ное по­нятие хрис­ти­анс­тва «Сын Бо­жий» это бы­ло все­го лишь инос­ка­зание, оз­на­чав­шее «Царь Из­ра­илев». Но инос­ка­зани­ем для пос­ледне­го бы­ло лишь «сын Да­видов». Исус же собс­твен­ны­ми ус­та­ми до­казал, что Хрис­тос — не Да­видов сын (Мф 22:42—45). По­это­му и от­ве­тил На­фана­илу, ког­да тот во­об­ра­зил буд­то Он — царь Из­ра­илев: «уви­дишь БОЛЬ­ШЕ се­го». А ес­ли бы На­фана­ил и вправ­ду ска­зал «Сын Бо­жий», то не от­ве­тил бы так, ибо не­воз­можно уви­деть боль­шее, чем Сын Бо­жий. О еви­они­тах чи­та­ем у Кас­пе­ра Валь­те­ра: «Стол­кно­вение с и­уда­из­мом и его стро­гим мо­ноте­из­мом ве­ла к опас­ности пре­умень­ше­ния ис­тинной Бо­жес­твен­ной при­роды И­ису­са Хрис­та. Груп­пу и­уде­ох­ристи­ан, ко­торые пы­тались рас­смат­ри­вать Хрис­та в ря­ду про­роков, осо­бо ода­рен­ных или из­бран­ных Бо­гом лю­дей или ан­ге­лов, на­зыва­ют еви­они­тами. Их идеи встре­ча­ют­ся в адоп­ци­ан­ской хрис­то­логии Фе­одо­та Ме­нялы. Эта хрис­то­логия… пред­став­ля­ет И­ису­са Хрис­та как че­лове­ка». (Валь­тер К., Бог И­ису­са Хрис­та)

[6] «При­ветс­твуй­те… Ер­ма… и дру­гих с ни­ми брать­ев» (Рим 16:14).

Фото - Исцеление гадаринского бесноватого, из сети интернет)