(Из книги Дмитрия Логинова "Протоапостол")
Некоторые скажут: но если переданная Герме книга была начертана СКИФСКИМИ слоговыми рунами — то как он их разбирал? Ведь считается, что Герма был ЭЛЛИНОМ.
Однако это вот именно, что СЧИТАЕТСЯ только; то есть признается условно. Апокрифоведение официальное приписывает эллинство автору «Пастыря» НЕ НАСТАИВАЯ на такой атрибуции, оговариваясь: прямых свидетельств греческой этнической принадлежности Гермы нет.
А свидетельства косвенные? Да разве только такое, что наибольшее число списков «Пастыря» сохранились на языке греческом. Хлипковатое, прямо скажем свидетельство!
Предание же нашей Традиции говорит с определенностью полной, что Герма — скиф. Знакомый, разумеется, и с культурою эллинской. Как, впрочем, и вообще большинство средиземноморских скифов поздней античности (да и немало скифов причерноморских) были знакомы с ней.
Предание называет вполне конкретно, что это за скиф был именно. Указывая то место, где Герма помянут в Библии (хоть и не означен по имени).
«Пасущие свиней побежали и рассказали в городе и деревнях. И жители вышли посмотреть, что случилось. Приходят к Исусу и видят, что бесновавшийся, в котором был легион, сидит и одет и в здравом уме… И когда Он вошел в лодку, бесновавшийся просил Его, чтобы быть с Ним. Но Исус не дозволил ему, а сказал: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как Он помиловал тебя. И пошел и начал проповедовать в Десятиградии, что сотворил с ним Исус; и все дивились» (Мк 5:14—20).
Десятиградие.
Столицей этой земли был СКИФОПОЛЬ. Согласно свидетельству Плиния Старшего, современника Христа, городу такое название дали эллины. Ибо, пишет историк, «по промыслу Гермеса» основали сей город «спутники Диониса СКИФЫ». (По промыслу Гермеса, покровителя Трои… Зачем и распространено было имя Герма среди обитателей города и окрестностей.)
Где именно говорит Плиний о таком происхождении названия Скифополь? В трактате, наиболее известном из всех его, имеющем говорящее название «Естественная история» (V, 18:74). Сей труд завершен был в 77 году и посвящен императору Титу Благословенному, прославившемуся 7 лет назад победой над иудеями.
А сами скифы называли свой город этот именем Ниса. Поскольку таково наиболее раннее начертание имени Дионис: Дивный Нис, Диос Нис, Божественный Нис[1] гимнов.
А также было известно еще и третье прозванье города: Трикомия. В VI веке Иоанн Малала писал: Скифополь называют иногда и Трикомией потому, что имеются у него три «конца».
В точности, между прочим, как и у древнерусского Словенска Великого. Трикомность коею перенял у него и Великий Новгород.[2]
А может и не только лишь по причине, какую назвал Малала, усвоено было такое прозванье городу. Трикомия… одно из величальных имен Диониса — ТРИГОН. Что можно видеть, опять же, из орфических гимнов.
И как опять не вспомнить ВОСТОК, поминаемый почтительно Гермой, Иоанном, Лукою? Десятиградие со столицей Скифополь во времена Христа называли: Восточная Галилея. От Назарета до Скифополя и расстояния было всего лишь римских 12 миль! Как земли Десятиградия, с востока к ней прилежащие, так и сама Галилея была исконно страной ведической, землей скифской.
Однажды, правда, иудеи «таки» захватили ее. Немалой кровью и на малое время. После какого времени полчища их разгромил Саргон, император Ассирии. И сразу же возвратил он в те земли скифов, там искони обитавших. (Подробней в книге Джекоба Коннера «Христос не был евреем», 1936.)
Иди к своим и расскажи им…
Что в этих простых словах? Не иное, как Божье БЛАГОСЛОВЕНИЕ НА ПРОПОВЕДЬ.
Что значит слово АПОСТОЛ, известное в христианстве лишь? Как правило, производят от «апостелло», греческого глагола, переводимого: ПОСЫЛАЮ, иди!..
Одна из возможных этимологий такая, да. Однако вся глубина понятия АПОСТОЛ сим не исчерпывается.
Апостол это не только ПОСЛАННЫЙ («иди…”), но и благословленный на ПРОПОВЕДЬ («расскажи…”). Причем исповедать велено таковому БЛАГУЮ ВЕСТЬ. Апостол это посланный на проповедь благой вести.
Таким и стал гадаринский скиф, избавленный Христом только что от одержания бесами.
Какую же благословил его весть понести Христос? Важнейшую для благодати души: бесовский аж легион отступит, если наберешься мужества ты прибегнуть (как прибежал и сам тот гадаринский скиф) за помощью к БОГУ ИСТИННОМУ (а не к языческим богам и тем более не к иудейскому богу Яхве).
Такую весть повелел тогда Герме (хоть и не названному по имени в Евангелиях) нести СВОИМ, скифам то есть, Христос: благословил проповедать в землях Десятиградия скифского. «Сказал: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как Он помиловал тебя. И пошел и начал проповедовать в Десятиградии, что сотворил с ним Исус; и дивились все» (Мк 5:19,20).
Так оказался скиф Герма первым Христу СОРАТНИКОМ. Ведь ученик и соратник есть не одно и то же, хоть и понятия родственные.
Герма просился в лодку с учениками, как можно видеть о том из Благовествования Марка. Но Исус не дозволил. А почему? Потому что обучение Гермы, формально и не начавшись, уже завершено было. Тем было завершено, что исповедал сей скиф гадаринский Исуса Христа — Сыном Божиим. (Сам он исповедал, а вовсе не одержавшие его бесы, что исчерпывающе доказывается в книге “Лодка Христа», предшествующей в этой серии «Проповедь чудесами». ) Вот и направил Господь наш Герму не на ученический путь, а сразу — на путь апостольский.
Апостол есть не ученик только, но еще и соратник. Не только постигающий истину, но уже и за нее ратующий. Несением, исповеданием этой истины ратующий. Христос благословил гадаринского скифа исповедать благую весть.
А многих ли освобожденных Им — от бесов ли, от болезни ли — благословлял Бог рассказывать о том благе, что сотворил Он им? Да вовсе никого, кроме Гермы! Прочих не только, что не благословлял наш Бог на такое, а напротив Он им такое, как правило, возбранял.
Почему же тут исключение из правила? Причины видятся две. Одна может быть означена как ИСПОВЕДАНИЕ, а другая как МЕСТО.
О первой сказано только что. Поговорим о другой. Где уготовано было свершиться на этот раз чудесному избавлению?
В земле, в которой иудеи почти не обладали влиянием. В Десятиградии скифском, столица коего скифами же основана и была, согласно помянутому трактату Плиния. Тогда как в землях иных, от Иудеи удаленных не столь — да и в самой Галилее даже — влияние этого национального меньшинства было во времена Христа таково, что многие коренные жители потакали евреям-находникам «страха ради иудейска», о чем свидетельствует не единожды Библия.
Иудеи стремились во что бы то ни стало пресечь оглашение вести о чудесах, какие творил Сын Божий во имя Отца своего Небесного. Пресечь — не останавливаясь и даже пред убийствами тех людей, на ком совершалось чудо! Как замышляли они, например, убить Лазаря, Христом воскрешенного (Ин 12:10).
Почему? Да слишком уж отличалась направленность чудотворства Христа от жестоких и мрачных чудотворений ветхозаветного бога Яхве (не путать с Отцом Небесным, которому молился Христос! не различающие Отца Небесного, исповеданного Основоположником христианства, от иудейского бога Яхве — ошибку совершают столь грубую, сколь и распространенную ныне; доказательства неверности отождествления такого приведены в книге «Благодать и жестокость»).
Своими человеколюбивыми чудесами Галилеянин бросал решительный вызов земному диктату адептов культа божества Иудеи, славя неутомимо Отца Своего Небесного. Вот если бы вдруг исповедник ЯХВЕ смог сотворить хоть отдаленно подобное что-то вершимому Христом — тут иудеи бы сами с восторгами разносили весть о таком по градам и весям!
Но поскольку Христос исповедовал однозначно НЕ Яхве[3] — иудейские священники (чин Ааронов) не останавливались ни перед чем, чтобы уже в зародыше пресечь распространение благой вести о чудесах Священника по чину Мелхиседекову.[4] Не только, что собирались они, как сказано, убить Лазаря, Христом воскрешенного (Ин 12:10), но и самого Христа положили смерти предать (Ин 11:53), да и подвели в конце концов Его под распятие (причем апокрифическое Евангелие Иосифа даже и говорит: иудеи не только, что подвели, но и собственными рукамиЕго распяли).
Итак, священники по чину Ааронову пресекали распространение вести о чудесах, Спасителем совершаемых, не останавливаясь и перед убийствами. Вот почему Человеколюбец, Бог наш, почти что всем исцеленным Им и от бесов избавленным говорил: не разглашай никому! в тайне держи сие! Так Человеколюбец повелевал, за жизни человеков тех опасаясь.
Но в Десятиградии скифском — в отличие от большинства земель близлежащих — не наблюдалось такой опасности. Тут властвовали не пришлые, а свои (почему и сказал Христос: «расскажи СВОИМ»). Влияние же чужих — иудеев — сказывалось в Десятиградии скифском только в степени призрачной. Вот и благословил Бог избавленного Им скифа благую понести весть — благо не подвергалась угрозе за такое несение в такой земле жизнь его.
Однако была, как сказано, и еще причина благословить Герму на это благовествование. А именно: этот человек исповедал Христа — Сыном Божиим. Даже пребывая под гнетом бесов сумел прозреть Его — Таковым.
Первым из всех людей он смог постичь эту истину,[5] вот и благословил Христос проповедовать ее Герму первого. Герма исповедал Христа Сыном Божьим даже намного раньше, чем Петр, который, огласив пред апостолами откровение свое о Богосыновстве Христа, услышал от Него в ответ: «и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф 16:18) и так сделался Петр первоверховным апостолом.
Кто-то соблазнится и скажет: но легионом ведь бесов был одержим тот скиф! а попускает ли Бог безгрешному — одержание? а человек небезгрешный — достоин ли нести весть благую, да еще первым?
Ответ в поговорке русской: за одного битого двух небитых дают. Она справедлива не только в телесном смысле, но и в душевном также. Не спотыкается никогда лишь тот, кто и шагу ступить боится! Кому же приключалось оступиться на пути жизненном, но к Богу сумел прибечь — тот знает и как подняться! Об этом проникновенная песнь иеромонаха Романа:
«О душе моя, о душе,
Не забудь Христа.
Не страшись упасть в будущем,
А страшись не встать.
Ну а если ты, бесов радуя,
Попадешь в беду —
Поревнуй упасть, падая,
Головой к Христу».
Савл, ставший впоследствии Павлом и вторым первоверховным апостолом из двух (вослед за Петром), прежде был грешник больший, чем тот одержимый даже и легионом бесовским скиф. Ибо ведь Павел некогда — будучи тогда еще Савлом — гнал жестоко Христа в лице веровавших в Него… покуда не повстречал Его самого, Христа, по дороге в Дамаск! — и понял слепоту свою и прозрел, покаявшись, и называться стал нееврейским именем Павел.
Да ведь и сама Магдалина претерпевала какое-то время кабалу бесов. Семь одержавших демонов изгнал из нее Христос, когда явился ей — первой из всех — по воскресении Своем светлом (Мк 16:9).
И сделалась Магдалина первою благовестницю о чуде победы Христа над Смертью. И благословлена была понести не только лишь проповедь, но и… самый Святой Грааль! Подвижничеством ее странствия в земли Севера достиг сей Священный Сосуд замка Пеллеаса — того, который был прозван Король-Рыбак, — то есть достиг обители он последнего царя-священника в цепи рукоположения Мелхиседекова.
Но вернемся к протоапостолу.
Понятно из всего сказанного, почему гадаринского скифа, от одержания легионом бесов избавленного, можно считать АПОСТОЛОМ. Но вот почему не просто апостолом, а с приставкою ПРОТО-?
Потому что благословение от Христа на проповедь получил Герма ДО того еще, как посланы были Богом двенадцать учеников Его на служение, конкретно, АПОСТОЛЬСКОЕ.
Герме не нужно было становиться учеником — Христос не велел ему входить в лодку (Школу), когда такое намеренье Герма выразил — Герма уже в момент избавления своего от одержания бесами был готов стать — апостолом.
А становление двенадцати учеников апостолами произошло после. О нем говорит евангельская глава, следующая непосредственно за той, что повествует об избавлении гадаринского скифа от одержания: «…и, призвав двенадцать, начал посылать их по два, и дал им власть над нечистыми духами. И заповедал им ничего не брать в дорогу, кроме одного посоха: ни сумы, ни хлеба, ни меди в поясе, но обуваться в простую обувь и не носить двух одежд. И сказал им: если где войдете в дом, оставайтесь в нем, доколе не выйдете из того места. И если кто не примет вас и не будет слушать вас, то, выходя оттуда, отрясите прах от ног ваших, во свидетельство на них. Истинно говорю вам: отраднее будет Содому и Гоморре в день суда, нежели тому городу. Они пошли и проповедовали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» (от Марка, 6:7—13).
Чувствуется родство сего места из Евангелия со стихами о чуде об изгнании легиона, Марком же в предыдущей главе описанном. «Дал власть им над нечистыми духами… изгоняли множество бесов». Да и обычай апостолам Бог заповедал СКИФСКИЙ: обыкновение стоиков, аскетических странников. «Ничего не брать в дорогу, кроме одного посоха». Так что становление двенадцати учеников апостолами — протоапостольский скифский образ имело перед собой.
Итак.
• Иоанн, крестивший во Иордане, суть предтеча Христа;
• Герма, посланный Христом проповедать в Заиорданье скифском, суть предтеча апостолов.
Таким Традиция наша ведает Герму, написавшего книгу «Пастырь». Известно ли кому-то еще, кроме нас, что тот гадаринский скиф, которого Христос избавил от легиона бесов и благословил проповедовать, был этим самым Гермой?
Похоже, что сейчас никому другому. Северная Традиция осталась единственным хранителем этого раннехристианского предания.
Современной агиографии вообще немногое лишь известно о Герме. Эти признанные достоверными о нем сведения не противоречит сохраненному нами преданию. Можно даже сказать, они его подтверждают косвенно.
Большинство агиографов уверены: Герма, создатель «Пастыря», родился в самом начале первого века или чуть раньше. Лишь немногие полагают, будто позднее: в конце первого или начале второго. Версия меньшинства не выдерживает критики. Она противоречит не только Посланию Павла к римлянам,[6] но и самому тексту «Пастыря». Что специально подчеркнуто, как уже было сказано, в Толковании Феофана Затворника.
Общепризнано, что родился Герма в болгарском городе Пловдиве. То есть это сейчас он Пловдив и он болгарский. В апостольские же времена это был фракийский Филиппополь. Герма не только родился во Фракии, но и — после многолетнего периода странствий, характерного для биографий многих известных скифов — на родину возвратился и подвизался в сане епископа Фракии.
Чем Фракия была в ту эпоху? Фракийцы, непосредственные потомки троянцев, являлись последние века до Р.Х. ядром союза средиземноморских скифских племен. Внешность фракийцев описана в поэме Ксенофана Колофонского (V век до Р.Х.): голубоглазые, русые, высокие, стройные.
Кого прозвали греки фракийцами (тракийцами, троянцами), того римляне называли этрусками. Сами же фракийцы себя называли ОДРЮСАМИ. Или, кратко, — РУСЕНА (что примечательно, таким же именем называлась и ГАЛИЛЕЯ у коптов).
Родство фракийцев и русинов (из которых происходил евангелист Лука, согласно исследованию Андрея Долгина) несомненно. Как — через то — и родство их со всеми славянами Прикарпатья.
Как, впрочем, и с нынешними восточными славянами: русскими, украинцами, белорусами. Потому что в первые века по Р.Х. фракийцы с территории Малой Азии расселились по просторам Русской равнины.
Некоторые усомнятся о создателе «Пастыря»: от Филиппополя до Скифополя не близок путь! Как приключилось Герме пожить в Гадарине, в землях Десятиградия скифского?
Сомневающиеся такие да обратят внимание: от Филиппополя до Рима немногим ближе! Герма же не только достиг туда, но и провел многие годы в Риме, на берегах Тибра, о чем подробно говорит в «Пастыре».
Охота к перемене мест, видимо, свойственна была душе сей. Как и вообще в ту эпоху большинству скифов.
То-то и расселились они! От Скифополя и Фелиппополя до Неаполя Скифского (нынешний Симферополь). И до Мелитополя и Севастополя. А также до Костополя и Чистополя, Антополя и Борисполя, Иванополя…
Святитель Димитрий Ростовский (сколь выразительны его Четьи-Минеи!) писал: «Ерма сей [Герма] в Филиппополе бысть епископ и многие во Христовом благовестии показа подвиги и труды, а ныне наслаждается покоя во благих Господа своего».
ВО ХРИСТОВОМ БЛАГОВЕСТИИ ПОКАЗА ПОДВИГИ! — святитель выделяет не столь святительский Гермы подвиг, сколь подвиг благовествования. Не потому ли, что и Димитрию Ростовскому — а не только Феофану Затворнику — приоткрылось: Герма был ПЕРВОБЛАГОВЕСТНИК? Протоапостол то есть.
[1] Дионисизм неотделим от орфизма, а Орфей — как можно видеть из книги Веда Словена — есть Орей, Арий Гиперборейский — Праотец русских родов. Орфиком, то есть последователем Орфея, был Прокл Диадох, неоплатоник, философия которого обосновывает богословие, фактически, христианское.
[2] Славянские классические «три конца» имел и Царьград — воздвигнутая Константином в IV веке столица первой христианской империи. «Царь, собрав князей, держал с ними совет. После сего приказал размерить место на три угла, в каждую сторону по семи верст» (История Царьграда, изданная Троице-Сергиевой Лаврой в царствование Александра III).
[3] Ты можешь залистать весь Новый завет хоть до дыр, но этого богопротивного имени — Яхве — ты там не обнаружишь!
[4] Священником по чину Мелхиседекову, скифскому, неустанно исповедовал Христа первоверховный апостол Павел. Исповедовал Его таковым в противоположность священникам по чину Ааронову, иудейскому. С особенною настойчивостью — в Послании к евреям, ибо они, в отличие от иных народов, не признавали чин Мелхиседеков.
[5] Некоторые говорят: нет, первым ее постиг Нафанаил, и цитируют: «Нафанаил говорит Ему: …Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Исус сказал ему в ответ: …увидишь больше сего» (Ин 1:49,50). Однако велико подозрение: тут «Сын Божий» — позднейшая евионитская вставка. Еще Джекоб Коннер доказал в книге «Христос не был евреем», что Евангелия в том виде, в коем дошли до нас, имеют евионитские вставки. Евиониты (жидовствующие) стремились внушить, что будто краеугольное понятие христианства «Сын Божий» это было всего лишь иносказание, означавшее «Царь Израилев». Но иносказанием для последнего было лишь «сын Давидов». Исус же собственными устами доказал, что Христос — не Давидов сын (Мф 22:42—45). Поэтому и ответил Нафанаилу, когда тот вообразил будто Он — царь Израилев: «увидишь БОЛЬШЕ сего». А если бы Нафанаил и вправду сказал «Сын Божий», то не ответил бы так, ибо невозможно увидеть большее, чем Сын Божий. О евионитах читаем у Каспера Вальтера: «Столкновение с иудаизмом и его строгим монотеизмом вела к опасности преуменьшения истинной Божественной природы Иисуса Христа. Группу иудеохристиан, которые пытались рассматривать Христа в ряду пророков, особо одаренных или избранных Богом людей или ангелов, называют евионитами. Их идеи встречаются в адопцианской христологии Феодота Менялы. Эта христология… представляет Иисуса Христа как человека». (Вальтер К., Бог Иисуса Христа)
[6] «Приветствуйте… Ерма… и других с ними братьев» (Рим 16:14).
Фото - Исцеление гадаринского бесноватого, из сети интернет)