Найти тему
Зеленая линия

Пахтакор

Для всех кто принимал участие в великой работе!
Для всех кто принимал участие в великой работе!

Какой студент, или даже школьник восьмидесятых, не знает принципов сбора «белого золота» в Узбекистане?

Мне кажется такого не найти? Вся молодежь этого региона, принимала участие в сборе хлопчатника. Порой более месяца находясь в долинах региона, где произрастала эта важнейшая для советской страны культура - Хлопок, Белое золото, ПАХТА.

И даже если вы не любитель специфической общественной жизни на подобных мероприятиях, и вам родители доставали всегда медицинский отвод, то на выезды однодневные, вы точно хотя бы пару раз выезжали с школой.

И вы хорошо помните, как не легко дается сбор хлопчатника и как долог и кропотлив труд хлопкороба.

Фото из интернет ресурса
Фото из интернет ресурса

Все помнят свои руки после недельного нахождения на этом труду. Помнят также каковы они после месяца работ.

Первые дни, все пытаются мазать вечерами руки детским кремом, или вазелином, чтобы сохранить их мягкость и первоначальный вид.

По утрам мы всегда надевали привезенные с собой перчатки и старались соблюсти аккуратность. Мы «цапали» только раскрытые головки хлопчатника.

После примерно двухнедельного пребывания там, от перчаток даже памяти не оставалось и ещё что печальней, всех переводили на сбор так называемого «подбора».

Это когда уже после двух машинных сборов, в оставшихся нераскрытых коробочках, дозревал на полу лежащий хлопок.

Или, при не прочных зацепах балки машинного «забрала» коробочка падала на дно грядки.

И вот для сбора этого самого подбора, очень важны и нужны были перчатки.

Но в те времена одноразовых вариантов особо не делали и люди могли рассчитывать только на старые кожаные, привезенные с собой.

А они уже к этому моменту разваливались окончательно.

Но откровенно говоря, глядя на свои руки к тому времени, ты уже понимаешь, что ими можно просто драть любые кусты, или даже кактусы без «вооружения» перчаткой.

Но ни в коем случае обмотанным фартуком.

Потому что «фартук» - имущество казенное.

Выдавался в количестве двух единиц по утрам, как имущество строгой отчетности.

Подлежал обязательной сдаче каждый вечер комиссару.

А руки наши нужны только нам самим и за их эксплуатацией никому не было особо дел.

Тем более, что назначались эти «хлопковые комиссары», из своего же состава.

И задачи, которые не выполнишь ты по какой-то «печальной» причине, должен выполнить твой друг, или еще хуже – подруга.

А девочек надо жалеть и стараться беречь и ограждать от трудностей и увечий.

Моя группа 1988 г. Личное фото
Моя группа 1988 г. Личное фото

Потому принцип был жесткий. «Встал и пошел» хочешь не хочешь.

В изолятор попадали только на самом деле с серьезными заболеваниями.

Часто это был гепатит даже. «Косили», конечно тоже иногда, но это происходило крайне редко, когда уже на самом деле не было сил подняться.

Часто по договоренности даже, человека жалели и оставляли в бараке отлежаться денек.

И там отоспавшись часов до 11, он подключался на посильную помощь по кухне, или рубке дров.

Масса обязанностей всегда возникала при ведении хозяйства и содержании ста и более «студенческих голов».

Больше всего меня поражал тот факт, что при любых вариантах сбора, будь то "чистый хлопок" или "подбор", ребята из узбекских групп, всегда давали результат вдвое, а то и втрое больше нашего.

Говорило о себе их деревенское происхождение, конечно, и опыт который они получали в сборе этой культуры с малых лет.

Их там, с 5 летнего возраста гоняли на эти мероприятия каждый сезон.

-4

Я пару раз пытался ради опыта отработать по-стахановски не приседая от зари до зари.

Очень хотелось доказать себе, что в космос может полететь любой советский человек. Для этого надо - только захотеть.

Как сейчас помню, наша дневная норма была 80 кг чистого хлопка. Столько никто никогда не собирал.

А вот ребята из национальных групп так мало никогда не сдавали.

У них в средней массе всегда сдавалось 110-130 кг. Многие и 160.

Я же в дни своего «просветления» собирал максимально около 50.

Таких дней было очень мало. И в эти дни я не мог шевелить конечностями к вечеру. Даже ложку держать удавалось с трудом.

В обычные дни на первом курсе я собирал максимум 35-40. Как-то так.

Возможно кто-то и усмехнется сейчас? Городским жителям это давалось не просто. К тому же приоритетом было не собирательство этого золота стране и все мы прекрасно понимали, что помогаем посильно, так сказать.

На старших курсах, я собирал и того меньше. Просто ради общения в полях, символически.

А главное, это опыт, который получали в этом совместном труде. Опыт и навык дружеского общения и первые преодоления жизненных ситуаций, которые вынужденно собраны были в одном бараке.

Жили мальчики и девочки вместе всегда. Единственно бараки отличались от тех, в которых жила молодежь из узбекских групп. Это было всегда.

Понятно, что это в следствии фактора не только языкового. Разное понимание мира. И вообще национальная бытовая картина жизни, иная у разных народов и лучше это как-то учитывать.

И даже не смотря на это, происходили всегда мелкие стычки и постоянная борьба за любые блага, которые могли там быть. Таков человек от природы.

Вечно пытается урвать себе кусок по больше и получше.

Больше всего мне нравились процессы не драк, а разборок, «базаров».

То есть то, что предшествовало часто самому поединку.

Как говорится «хороший бой это тот, который не состоялся».

По-узбекски это называется вести «гяп». В переводе разговор. Ох как прикольно звучит этот смешанный из двух языков винигрет?!

Можно на этом диссертации защищать. Когда какой-то «наблатыканный» и гонористый представитель стороны, «заводит эту песню», пела параллельно и душа.

«Э нима доассан братан? Да ты присядь. Мангя кора…» и пошел поехал.

Тра та та тра та та из смешанного сленга русско-узбекских наречий, в которых столько скрытого сакрального смысла!?

После пяти минут доказательств, ты точно понимаешь, что ты возможно поторопился с суждениями, или действиями.

И необходимо было точно что-то решать. Потому, что тебе сейчас точно «обоснуют» что ты понятия – «не тушуймайман»

И потом только, как говорит В.В. «бить первым», или понять, что ты «лошара позорный». Бывали всякие расклады. Чаще легкие и их быстро заминали не доводя до начальства. И потом становились даже друзьями.

Привычка важные мысли обдумывать сидя в такой позе.
Привычка важные мысли обдумывать сидя в такой позе.
Короче говоря, я сейчас точно уверен, что если бы в переговоры современного этапа СВО запустить того самого ташкентского специалиста, владеющего полным набором того «гяпа», давно бы там все порешали уже.

И вот эта молодежь, снабженная сложным катехизисом блатных разборок – выпускаются потом в 90 годы в большую резервацию. Ту самую, огромную территорию, которая называется дурацкими тремя буквами – СНГ.

Я сейчас до сих пор могу узнать по разговору своего земляка. И без вечного соглашательно-уважительного «хоп», который и сегодня прожив более 20 лет в России, употребляет в общении даже мама.

Ну вернусь к тому, что меня и многих, очень поражал фактор такой весовой разницы в сборе. Вечерами на линейках иногда громогласно хвалили тех ребят с сложными именами и фамилиями из дальних областей республики.

Пахтакоры
Пахтакоры

И когда произносили собранные ими количества хлопка в килограммах, по строю русскоговорящих групп пролетал эдакий удивленный «огогош», или «ухтыжкак».

На мой взгляд, если просто с утра таскать с конца поля до «хирмана» (это прицеп от трактора с наращёнными бортами), и это надо еще без обеда обойтись, то уйдет день.

Ведь если набить полный фартук чистого хлопка, трамбуя его в процессе плотно ногами, то выйдет не более 15-20 кг. в одном фартуке.

Тащить если далеко, (а «карты» полей в минимуме там 1000 на 1000 метров), то как раз, чтобы перенести 160 кг, по 30 кг за ходку, нужно пять или шесть рейсов. А его же еще собрать надо. В общем скажу так, что меня до сих пор это поражает и восхищает.

Труд ребят из областей, это что-то высокое и неподвластное пониманию простого городского обывателя.

За сбор хлопка нам не плохо платили. Как сейчас помню, что подбор в 1988 году стоил 15 копеек за килограмм, а чистый 50. И один раз в пятидневку нам председатель совхоза привозил деньги и по бланкам ведомостей каждый получал заработную плату. Не важно, что большинство денег не доживало и до завтрашнего утра. Их или пропивали, или проигрывали в карты. Тяжелая это ноша - деньги. И избавляться от неё надо легко.

Главное, что их нам платили.

Я за годы учебы в ТашПи, умудрился четыре раза побывать на таких сельхоз работах по 1,5 месяца находясь в разных районах УзССР. В основном мы были в Джизакском районе. Немного дальше городов Дустлик, и Гагарин. Тогда были еще совхозы с номерами 10,11,12,13 и т.д. И четко прикомандированные к ним ВУЗЫ Ташкента. Автодор, ТАШГУ, ТАШПИ, ТИИИМСХ…

Здорово же было господа!?