Найти в Дзене

История: Культура легендарных Хеттов

Оглавление

Древние хетты – это кочевой народ, живший в Малой Азии во 2 - 1 тысячелетии до н. е. В основном, они обитали на территории современной Турции, частично Ливана и Сирии. Некоторые учёные считают, что на территорию Турции хетты мигрировали с Балкан, но другие полагают, что они с давних времён жили на этих землях.

Отдельного упоминания достойна высокоразвитая культура хеттов, насчитывавшая многовековую историю.

Хеттская кульура сформировалась благодаря взаимодействию индоевропейцев - собственно, самих хеттов, а также лувийцев, палайцев и хатти. Последние, кстати сказать, были изначальным населением Малой Азии. К произведениям этой культуры, помимо своеобразных религии и мифологии, относятся трёхцветная керамика, печати, клинопись, литература, развитое военное дело, скульптура.

Карта Хеттского государства
Карта Хеттского государства

Хеттские боги

У хеттов был довольно широкий пантеон богов, который мог изменяться в зависимости от того, какой культ в определённое время был главенствующим. В знаменитую "Тысячу хеттских богов" входили боги Тарку, Хепа, Тисба, Мауру. Самый значительный памятник мифологии этого народа – цикл сказаний о войне богов за трон верховного божества. Он является результатом довольно сложного, запутанного взаимодействия хеттской и хурритской культур.

Хеттское божество
Хеттское божество

Хеттские храмы

В столице хеттов, Хаттуше, храмы имели следующий вид. Это были дворы, расположенные между скал, украшенных барельефами религиозных сцен: разного рода церемоний, процессий, шествий богов и жрецов. Идол, а также жертвенник (из меди) стояли во дворе. Там же располагался пруд для священных рыб. У входа в храм находились два больших символа плодородия в форме конуса. А внутри храма был трон Солнца, а также статуи разных богов.

Кстати сказать, в храме жили птицы, лошади, львы, то есть животные, которые были посвящены определённым божествам.

Хеттский храм-дворец
Хеттский храм-дворец

Хеттские города

Храмы и дворцы, в основном, строились в виде разветвлённого многокомнатного дома, который включал в себя внутренний дворик. На месте хеттской столицы - Хаттуши - были раскопаны удивительные остатки хеттского искусства.

В верхней части укрепленных городов находился дворец правителя, к нему вели лестницы и наклонные площадки. Городские стены были толстыми, в них располагались двойные ворота. Интересный факт: хорошо укреплёнными были даже отдельные кварталы.

Львиные ворота Хаттуши
Львиные ворота Хаттуши

Библиотека Хаттуши

В Хаттуше располагалась древнейшая библиотека мира (основана, очевидно, ранее 12 века до н.э.). Для сравнения: библиотека царя Тиглатпаласара I в Ашшуре и библиотека Ашшурбанипала в Ниневии были основаны соответственно около 1100 и 650 годов до нашей эры.

Библиотека была расположена в царской крепости. Ее здание насчитывало не менее двух этажей, а в длину она достигала 32 метров. На раскопанных остатках дворца обнаружено множество глиняных табличек и их фрагментов. Изначально эти таблички располагались на деревянных полках.

На одной стороне табличек находилась "выпуклость", которая позволяла легко извлечь необходимую «книгу» с полки. В помещении библиотеки, судя по всему, поддерживались чистота и порядок.

Развалины Хаттуши
Развалины Хаттуши

Хеттская керамика

История хеттского мотива росписи керамики отражает быт и и воинственный характер хеттов. Один из самых заметных образцов хеттской керамики – кувшин для вина и кувшин с клювообразным горлышком. Эти сосуды упоминаются в описаниях религиозных праздников хеттов.

Хеттская керамика, за редким сисключением, изготовлялась практически исключительно на гончарном круге. Сосуды обжигались в печах с отдельными камерами для обжига и подогрева. Таким образом, упрощались регулировка температуры и условия обжига.

Хеттский сосуд
Хеттский сосуд

Литература

Среди произведений литературы хеттского народа интересны назидательные рассказы и подробные царские биографии, несущие на себе отпечаток личности заказчика-царя. Интересно, что хеттская литература почти не занимается человеком "самим по себе". Отдельный человек интересует ее практически только как субъект коммуникаций между людьми, как некое маленькое "государство", выстраивающее свои взаимоотношения с другими "государствами".

Хеттов в основном занимает направленный поступок, добро и зло, которое один человек может сознательно причинить второму, и проблема воздаяния за них со стороны этого человека.

Так звучит отрывок из хеттской "Молитвы Кантуцилиса":

К смерти привязана жизнь. К жизни привязана смерть.
Вечно никто не живет. Годы у нас сочтены.
Если же вдруг человек вечно живущим бы стал,
Злые болезни тогда были б ему нипочем!
Хеттская клинописная табличка
Хеттская клинописная табличка

Хеттская этика

Хетты смогли выработать довольно специфическую этическую концепцию. Так, например, великой доблестью считался отказ от мести. Если же "потерпевший" всё же предпринимал справедливую расправу над обидчиком, считалось хорошим тоном подчеркивать свое долготерпение (то есть, человек долго сносил обиды, не желая воздавать злом за зло). Но, стоит отметить, эта концепция не имеет ничего общего с привычным для нас христианским «всепрощением».

Хаттусили I писал о своей мятежной дочери, схваченной и помилованной им:

Пусть она ест и пьет! Вы же ей зла не делайте!
Она делала зло. Я же в ответ ей зла не делаю!
Но она меня не назвала отцом, и я ее не называю дочерью своей.
Хеттские женщины
Хеттские женщины

Подведём итоги

Памятники хеттского искусства обращают на себя внимание многообразием и оригинальностью форм и типов. После укрепления позиций хеттов в Сирии стало неизбежным их столкновение с Египтом. Противостояние двух великих держав завершилось мирным договором, но войны с египтянами всё же подорвали их силы. Войны, столетиями бывшие для них удачным промыслом, привели в 13 в. до н. э. к кризису древней цивилизации Хеттов.

Хеттский археологический памятник
Хеттский археологический памятник