«Чтобы распознать шанс, нужно быть умным; чтобы этот шанс использовать, нужно быть не только умным, но и трудолюбивым» - так писали об Энне Бурда в разделе «Умнейшие женщины Германии» в газете Bild в 1976 году.
Энне Леммингер родилась в 1909 году в городе Оффенбурге в семье машиниста паровоза Франца Леммингера. В семье было трое детей. Мать, вступив в религиозный Орден, ежедневно посещала церковь, часто проводила время в молитвах, поэтому ни внимания, ни ласки дети от мамы не получали: слишком она была занята церковью. Отца же дети любили, а Энне - так просто обожала, он стал её кумиром на всю жизнь.
Когда она закончила школу, необходимо было начинать зарабатывать. Отец нашел для неё место экономиста на электростанции. Когда накапливалось слишком много злостных неплательщиков, главный кассир поручал разбираться с ними Энне: пусть использует своё главное оружие - девичье обаяние. Девушка действительно была чрезвычайно привлекательной. Кроме того, считалась самой нарядной девушкой в городе. Бывая по делам службы в разных домах, она познакомилась с Францем Бурда. Хотя у семьи была небольшая типография, Бурда постоянно числились должниками, и не только на электростанции. Молодые люди начали встречаться, а вскоре и обвенчались (1931 год). Франц Бурда был очень честолюбив и мечтал о карьере. Он получил образование, самостоятельно оплатив свое обучение, и Энне Бурда, став супругой и наслаждаясь своим новым статусом, требовала, чтобы все к ней обращались «фрау докторша». Она была счастлива. «Франц расширил мои горизонты, познакомил меня с вещами, о которых я никогда не узнала бы, выйдя замуж за машиниста паровоза».
В семье родились с разницей в 4 года два сына: Франц и Фридер. И в финансами было всё хорошо. Предприятие Франца-старшего процветало: на него работали свыше 100 сотрудников. Бурда получил контракт на издание газеты Южно-немецкой радиовещательной корпорации, к тому времени уже ставшей частью централизованной, контролируемой нацистами пропагандистской системы. Он сотрудничал с режимом, был так называемым «попутчиком», но, как всегда подчёркивала Энне Бурда, никогда не был убеждённым нацистом. «В иных ситуациях приходится подвывать волкам», - говорила она. В 1938 году Франц Бурда вступил в НСДАП, затем приобрел у одного еврея, который был вынужден срочно продать свой бизнес, одну из самых современных типографий в Германии в Мангейме, в которой трудились 250 человек. Семья переехала в Гейдельберг, университетский город-спутник Мангейма. Там родился третий сын Хуберт в 1940 году.
Но спустя девять месяцев мир Энне рухнул, она узнала, что у её любимого мужа Франца родилась внебрачная дочь. Измена больно ранила сердце Энне. Она считала, что муж и жена должны быть неразрывно связаны «в горе и в радости» и принадлежать только друг другу. Она в это свято верила, потому что так была воспитана. В этот момент она даже не могла рассчитывать на чью-то поддержку, гордость не позволяла делиться переживаниями ни с кем.
И личная драма подтолкнула её к мысли заняться собственным бизнесом. Чтобы загладить свою вину, супруг подарил Энне маленькое издательство, которое, правда, к тому времени было на грани банкротства. Но через десять лет Энне Бурда превратила его в издательский дом с многомиллионными оборотами: журнал для рукодельниц «Burda Moden» стал крупнейшим в мире изданием о моде.
В 1949 году Энне и Франц Бурда подписали брачный контракт, предусматривавший раздел имущества, в числе прочего в контракте говорилось, что жена является единственной собственницей зарегистрированного в Торговом Реестре Издательства «Aenne Burda».
Энне начала свою работу с серьезных размышлений. Она видела женщин, одетых в практичные, но некрасивые платья послевоенной поры, уже дважды перелицованные. Как можно чувствовать себя женщиной в таком платье? Но готовой одежды в продаже было мало, цены на неё - заоблачные. А вот ткани вполне доступны. Понемногу оживала промышленность.
Новый стиль New Look, предложенный парижским кутюрье Кристианом Диором, стал выражением женской мечты. Широкие юбки с узкой талией вместо халатов и головных платков, шелковые чулки вместо шерстяных носков - немки вновь хотели быть красивыми. И прагматичная Энне поняла, как им помочь.
Проблему решали выкройки. «Сама я ничего не смыслила в шитье, но знала, что выкройки способна делать только портниха», - рассказывала Энне Бурда. Она пригласила Лило Дюршнабель, сообразительную молодую портниху из Оффенбурга, отлично знавшую своё дело. «Один за другим приходили деловые люди и приносили с собой идеи». И вот Энне держит в руках первый номер журнала «Burda Moden», вышедшего тиражом 100 000 экземпляров. «Одежда, бельё, рукоделие», - гласил подзаголовок. Все модели сопровождались выкройками, которые размещались на двух листах, прилагавшихся к журналу.
Работа строилась так. Приступая к созданию нового выпуска, Энне собирала портних, директрис и редакторов в комнате, где стояли вешалки с последними моделями из Берлина, Цюриха, Флоренции и Парижа. Она примеряла эти наряды один за другим, словно манекенщица: «Итак, дамы, это и есть стиль Burda Moden!».
Под началом Энне работало 48 сотрудников. Ирене Баэр, «правая рука» Энне Бурда, регулярно сопровождала Энне во время поездок в Цюрих. Там они познакомились с одним мелким фабрикантом готового платья, который показал им свою коллекцию. «Он шил сказочные вещи, простые, но сказочные!» - восторгалась Энне Бурда. Женщины выбирали модели и могли за небольшие деньги их фотографировать. Один швейцарский модный фотограф, делал первоклассные, готовые к печати снимки.
Глядя на эти фотографии, Лило Дюршнабель чертила выкройку модели. Затем на папиросную бумагу переводила отдельные её части, бумагу разрезали, и части выкройки - спинку, полочки, воротник, рукава и всё прочее - аккуратно соединяли булавками на манекене. В случае, когда модель была особенно сложной, портнихи работали с бязью. В большинстве своём выкройки одного размера. Энне и Ирене оценивали результат, выбирали ткань и, если их всё устраивало, давали добро. После этого чертёж переносили на плотную бумагу. Энне использовала для этих целей так называемый бумажный срыв, отходы типографии, принадлежавшей мужу.
Затем за дело брались чертёжники выкроек. Художники-графики вручную тушью переносили чертёж на монтажную пленку. Если всё устраивало, начинала писать инструкцию к модели. «Сто потов, бывало, сойдет…». Все заголовки рисовались вручную. Название журнала всегда помещалось на красную плашку.
Свой стиль руководства Бурда считала чётким и жёстким: «Приказ должен выполняться беспрекословно!». Рассказывали, что когда Энне входила в раж, в воздухе летали различные предметы, в эти моменты она была просто дьяволом, а «вовсе не ангелом», как её называл муж.
Ни одному человеку в послевоенной Германии не удалось с нуля создать столь крупное предприятие. «Боже, какое это было замечательное время, - вспоминала Энне Бурда - Я была свидетелем «экономического чуда». Это лучшая пора моей жизни! Сегодня никто не может представить, насколько она была прекрасна. Решающее значение имело не то, богат ли человек, а то, что он может, что он делает, откуда он взялся. Был ли он нацистом или нет?». В 1955 году экономика Германии выросла на 12 процентов, этот год остаётся самым успешным за всю послевоенную историю государства. Число безработных в стране приблизилось к нулю. Быстро росла реальная заработная плата и, соответственно, покупательная способность населения.
В 1952 году издательство начало выпускать выкройки как самостоятельный продукт. Клиентки были в восторге: предлагавшиеся им модели сидели на фигуре идеально. Чтобы этого добиться, издательство провело колоссальную работу: обмерили бесчисленное количество женщин и детей, обработали огромный объем информации, раздобытой в различных исследовательских институтах. «Наши выкройки на протяжении многих лет систематически подгонялись под усредненные размеры немецкой женщины», - с гордостью рассказывала Энне Бурда.
Издательство разрасталось. Энне приняла решение построить новое здание. Отныне проезжающему через Оффенбург не только на автомобиле, но и на поезде непременно бросается в глаза имя «Бурда»». За несколько лет издательство «Aenne Burda» вышло в лидеры на рынке западногерманской модной прессы. Энне скупила всех своих конкурентов. В 1957 году тираж журнала «Burda Moden» достиг полумиллиона. Энне гордилась своими успехами: «Я всегда стремилась к богатству и власти».
28 июля 1959 года газета «Offenburger Tageblatt», поздравляя Энне Бурду, писала: «Сегодня исполнилось 50 лет жительнице славного Оффенбурга, известной и уважаемой далеко за пределами нашего города».
В штате издательства работали 120 сотрудников. Оборот за 1958 год превысил двенадцать миллионов марок. «Такого результата, - писала газета, - могла достигнуть только женщина, обладающая железной волей, неисчерпаемой энергией и безошибочной интуицией». Помимо Burda Moden она издавала Burda International, а также специальные выпуски Burda, где публиковались модели и выкройки детской одежды, нижнего белья, зимней, спортивной одежды, вязаных изделий, а также карнавальных костюмов и нарядов для кукол. Большой популярностью пользовался и кулинарный спецвыпуск.
К этому времени Burda Moden стал абсолютным лидером среди немецких журналов мод - по качеству редакционных материалов, техническим и коммерческим показателям. Он пользовался огромной популярностью в 74 странах мира, выходил на немецком, французском, голландском, итальянском, испанском и португальском языках совокупным тиражом 660 000 экземпляров.
Энне и Франц Бурда прожили вместе 55 лет. Когда, в 1986 году муж после длительной болезни скончался, она была вне себя от горя. Кроме того, в ней самой поселился страх перед болезнями, старостью, дряхлостью. По признанию Энне Бурда, до 70-ти лет она мыслила как молодая. А бразды правления издательством передала сыну Хуберту только в свои 84 года.
Немецкая журналистка Уте Дамен, задумавшая написать книгу об издательнице, много раз встречалась с Энне Бурда, говорила с сотней людей, близко её знавших. Весь собранный ею материал был положен в основу такого откровенного и вдохновляющего документального романа, как «Бурда Моден - это я!». Энне Бурда прожила 96 лет. И на закате своей карьеры получила от судьбы ещё один грандиозный подарок: многомиллионную читательскую аудиторию Советского Союза. Как Энне Бурда знакомилась с нашей страной, кто покровительствовал её проекту, какое здание было отдано редакции Burda в Москве, где проходил первый показ немецких моделей? Об этом и много другом я расскажу вам в следующий раз.
P.S. Надеюсь, что Вы открыли для себя что-то новое. Подписывайтесь на мой канал: мне будет приятно, а Вы и в следующий раз не пропустите интересные статьи и факты.