26,8K подписчиков

Снегурочка и Дед Мороз НЕ РОДСТВЕННИКИ.

13K прочитали

Николай Рерих. "Снегурочка". Эскиз костюма (Снегурочки) к опере "Снегурочка" Н.А. Римского-Корсакова и пьесе А.Н. Островского, 1912. Государственный Русский музей, Петербург.
Николай Рерих. "Снегурочка". Эскиз костюма (Снегурочки) к опере "Снегурочка" Н.А. Римского-Корсакова и пьесе А.Н. Островского, 1912. Государственный Русский музей, Петербург.

Как пара они появились только в 1937 году на первой советской елке, ибо новогодний ритуал вещь весьма интерактивная и предполагает постоянное общение с детьми - старику нужен был посредник. Им стала Снегурочка - девочка школьного возраста.

А поскольку совет­ская культура того времени пропагандировала десексуализацию образов, тем более обращенных к детям (кукла должна выглядеть как ребенок, а не как буржуазная барышня), Снегурочку обозвали внучкой Деда Мороза (юная дочь у старика - по странной пьесе Островского 1873 года - вызвала бы вопросы, ибо то вещь не благонадежная и практически еретическая).

Вообще об этом персонаже - девочке из снега - вспомнил Александр Афанасьев в 1860-х годах в своем знаменитом труде "Поэтические воззрения славян на природу". Мыслил он глобально - хотел восста­новить древнюю мифологию славянского люда.

Нашел народное сказание о бездетной паре, которая смастерила из снега девочку, ну и опубликовал. По мысли автора, т.е Афанасьева, то был сказ "о происхождении облачных духов из тающих весною льдов и снега". Но это не совсем правда, ибо никакого культа облачных духов у славян никогда не было (Е.Е. Левкиевская "Мифы русского народа").

Так вот, бездетная пара, смастерившая из снега себе "искусственную" дочку, назвала ее Снегуркой, но трагическая история снежной девочки, которая очень хотела быть как люди (весной она пошла прыгать через костер с подружками и растаяла) сильно тронула современников. И барышню стали называть более ласково - Снегурочкой.

К слову об Островском и его странной пьесе. Он, конечно, хорошо знал народный текст Афанасьева - на его основе и выдал свою сказку. Там все очень смутно. Седой старик Мороз и юная барышня Весна зачали, господипрости, снежную девочку Снегурочку, чем бога Ярило сильно разгневали, ибо то было нарушение всех мыслимых и не мыслимых законов природы.

"Шестнадцать лет тому, как я для шутки

И теша свой непостоянный нрав,

Изменчивый и прихотливый, стала

Заигрывать с Морозом, старым дедом...

...Оставить бы седого,

Да вот беда, у нас со старым дочка -

Снегурочка"

(А. Н. Островский "Снегурочка")

Ярило ее и не пощадил.

Следом Римский-Корсаков сделал из этого странного сюжета известную оперу, после чего Снегурочка стала частью рождественской литературы и украшением елки. Но по сути она так и осталась той самой "искусственной" девочкой без родителей, которую перед Рождеством дети находят в сугробе, зовут в дом и пытаются безуспешно обогреть.

Кстати, именно благодаря Афанасьеву (и Одоевскому, но о нем позже) русский люд узнал и про Деда Мороза. Да-да-да, у нас весьма юный старик, ему еще и 200 лет нет.

Дело было так. В 1856 году Афанасьев опубликовал первое собрание русских народных сказок. Рукопись эта создавалась прелюбопытнейшем образом: наш любитель славянских древностей собирал и записывал со слов крестьян, ямщиков, бродячих торговцев и оных славянский фольклор, а потом это "собрание сочинений" издал отдельной книгой. Аки братья Гримм свои немецкие сказки.

Именно в этом сборнике и появляется Дед Мороз. Вернее, один из его прообразов: народное сказание о Морозко - зимнем духе, который сурово испытывает трех девушек, трудолюбивую и ее сводных ленивых сестер, встретив­шимся с ним в морозном обледеневшем лесу.

Фильм "Морозко", 1964.
Фильм "Морозко", 1964.

Пятнадцатью годами ранее, в 1841 году, нечто подобное описал Владимир Одоевский в сказке для детей "Мороз Иванович", который явно народный текст знал, но немного его романтизировал - убрал жестокость и усилил воспитательный нарратив (ну и у него всего две барышни фигурируют - красавица и ленивица). Да и обозвал Одоевский седовласого дедушку более благородно и благозвучно (и миролюбивее, ибо то была все-таки сказка). У писателя вышел эдакий Мороз-воевда (но не некрасовский, не былинный, а ажурный, пушкинский что ли) - хозяин зимнего леса и волшебник с царством ледяных алмазов, жемчуга и серебра.

Владимир Одоевский "Мороз Иванович", 1975. Обложка.
Владимир Одоевский "Мороз Иванович", 1975. Обложка.

Синопсис сказок такой:

Версия 1️⃣ народная, афанасьевская: злая скверная старуха-мачеха отправляет свою приемную добрую дочь-рукодельницу в зимний студеный лес, чтобы избавиться от нее (т.е погубить). Так девушка попадает к Морозко. Сам Морозко прыгает с елки на елку, стужу на мир наводит (он все-таки дух зимы). Встречая юную барышню он сурово испытывает ее холодом и болью (помните: "Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красная"?). В итоге старик сжалился над доброй девушкой, потому что ласкова она была с ним, отогрел ее одеялами, окутал в шубу и одарил богатым приданым (предел мечтаний в любой тогдашней крестьянской семье, ибо теперь барышня может удачно выйти замуж). К несчастью старухи падчерица возвращается домой живая и невредимая. Разгневанная мачеха следом отправляет в зимний лес двух родных своих дочек - злых и хамоватых. Погубил их Морозко - нашла их старуха мертвыми под рогожей.

Версия 2️⃣ сказочная, по Одоевскому: тут будет все куда миролюбивее - добрая, работящая девушка случайно роняет ведро в колодец. Ведро - вещь в крестьянской семье нужное, полезное, поэтому юную барышню отправляют за ним, аккурат в колодец, который, конечно, не абы какой, а портал в мир Мороза Ивановича. Старик Одоевского жил там, на дне колодца, в ледяном доме. Сам он весь покрыт инеем и, конечно, с большим волшебным посохом. Попадает к нему в палаты морозные добрая рукодельница, там и начинаются ее испытания: взбить перину, убрать дом, еду приготовить - задачки несложные, но для любой барышни в хозяйстве нужные, даже обязательные. А наша героиня девушка трудолюбивая, хозяйственная, за что и получает свой приз от Мороза Ивановича - "брильянтик - косыночку закалывать". Вернулась девушка домой и с ведерком, и с приданым богатым. Ленивица, ясное дело, тоже брильянтик захотела, но увы и ах, достались ей лишь сосульки да замерзшая ртуть.

Была еще поэма "Мороз Красный Нос" Николая Некрасова. Написал он ее 1863 году с оглядкой на "Морозко" Афанасьева. Крестьянка Дарья терят мужа и чтобы спасти своих детей отправляется в стужу в зимний лес за дровами. Там встречает она Мороза, который как и афанасьевский Морозко скачек с ветку на ветку. Там испытывает он ее холодом и болью. Там она и погибает.

То, дело ясно, ведь прообразом народного Морозко (и косвенно некрасовсеого Мороза) был Морок - славянский бог лжи и обмана, повелитель лютого холода. Имен у этого древнеславянского божества, покровителя бурь и непогоды в плаще из ветра, ронявшем хлопья снега, множество: и Карачун, и Трескун, и Студенец, и Позвид. А еще Зимник - беловолосый старик с железной булавой в руках. Где пройдет - стужу за собой оставит. Да и свита у него что надо - птицы-вьюжницы, медведи-шатуны, волки-метели, да души замерзших до смерти.

Одним словом, суровый нрав был у этого бородатого седовласого растрепанного старика, превращающего людей в ледяное изваяние.

Виктор Васнецов. Дед Мороз, 1885.
Виктор Васнецов. Дед Мороз, 1885.

Но вот что важно: Дед Мороз - это НЕ языческое божество! Это СКАЗОЧНЫЙ персонаж.

Историю о том, что Дед Мороз - это языческое божество, причем злое, намеренно распространяли аккурат сразу после революции, в конце 1920-х - начале 1930-х годов. Ибо молодое Советское государство боролось с церковью, суевериями и прочими мракобесиями имперской России. Даже легенду выдумали, мол, Дед Мороз - это "дух елки", ему славяне приносили жертвы и развешивали их на ветках (традицию наряжать елку тоже хотели искоренить). Оп, и он уже признан "продуктом антинародной деятельности капиталистов".

  Как пара они появились только в 1937 году на первой советской елке, ибо новогодний ритуал вещь весьма интерактивная и предполагает постоянное общение с детьми - старику нужен был посредник.-5

"Вылитый сказочный "Дед Мороз".

С елкой под мышкой саночки вез,

Санки с ребенком годочков пяти.

Советского тут ничего не найти!"

(Демьян Бедный)

Дело все в том, что добрый сказочный Мороз Иванович Одоевского и суровый народный Морозко Афанасьева, а за ним и Мороз-воевода Некрасова из литературы 19 века постепенно слились в образ привычного нам Деда Мороза. И вытащить из него мороковские маркеры было просто элементарно.

Но Морок, Зимник или как его не назови детям подарки не дарил. Наобо­рот, во время Святок (а у славян были именно Святки, а не Новый год) этого сурового духа зимы кликали во весь голос (или угощение ему оставляли ему), ибо чем больше снега, тем лучше урожай - простая аграрная истина. Но на глаза ему лучше не попадаться, ибо то верная погибель.

Более того, славянское божество было именно духом Зимы (Морозко аки соловей прыгает с ветки на ветку, потрескивает там, похрустывает здесь - все до чего он дотронется в лед на веки вечные превращается), а Дед Мороз - хозяин зимнего леса, эдакий царь снега, который приносит людям радость ("брильянтик - косыночку закалывать").

Так что культа Деда Мороза никогда не было. Нет же культа Бабы Яги, хотя в ее образе тоже ряд народных поверий аккумулирован.

  Как пара они появились только в 1937 году на первой советской елке, ибо новогодний ритуал вещь весьма интерактивная и предполагает постоянное общение с детьми - старику нужен был посредник.-6
  Как пара они появились только в 1937 году на первой советской елке, ибо новогодний ритуал вещь весьма интерактивная и предполагает постоянное общение с детьми - старику нужен был посредник.-7

Кстати, Новый год для нас тоже праздник молодой - Петр I в 1699 году после путешествия по немецким, английским и голландским землям велел правило праздновать новолетие (православный праздник наступления нового года в богослужебном церковном календаре) 1 января, а не 1 сентября, и украшать дома еловыми ветками. Но то было именно правило, поскольку после смерти императора новый обычай благополучно забыли (только возле питейных заведений по-прежнему устанавливали елки и украшали их, ибо кабачки работали по гос.лицензии на водку и закон бдили).

Только с середины 19 века вновь стали ставить елку и украшать ее. Но не долго был в России праздник - в 1920-ы-1930-е молодое советское государство Новый год с Дедом Морозом успешно репрессировали, о чем я уже говорила. Правда ненадолго. Ибо к власти пришел товарищ Сталин. А вместе с ним фабрики, колхозы, ГУЛАГ и Дед Мороз.

  Как пара они появились только в 1937 году на первой советской елке, ибо новогодний ритуал вещь весьма интерактивная и предполагает постоянное общение с детьми - старику нужен был посредник.-8

Почему? Потому что Иосиф Виссарионович прекрасно понимал, что для любого общества необходимы коллективные ритуалы - объединения ради, дабы все почувствовали себя единым советским народом. Поэтому придумали новый вид общественных забав - Новогодние елки. Первая прошла в 1937 году, та самая, когда и Дед Мороз со Снегурочкой вдруг срослись кровными узами.

Кстати, Дед Мороз приходил не только к детям, но, например, в лагеря. Зрителями там были и заключенные, и лагерное начальство, костюмы шили те, "без права переписки", Дедами Морозами и Снегурочками были они же.

 

К слову, интересный момент. В имперской России Новый год праздновали без "живого" Деда Мороза. Нарядная игрушка была, сказки были, но самого седовласого старика с мешком подарков не было. Когда в 1930-ые Сталин решил ввести новый ритуал, то случился презабавный случай. В 1936 году на одной из пробных новогодних елок в детском саду к ребятишкам пришел Дед Мороз. Но они его не признали, увидев в нем какого-нибудь деда Ваню из соседнего колхоза. Потому что только в сказках о нем читали, да на картинах/игрушках видели. Как полноценный персонаж праздничного веселья Дед Мороз знаком им не был. Поэтому в 1936 году он подарки детям не дарил, а делегировал это более привычным глазу Петрушке, зайчику и т.д. Даже Баба Яга подарки дарила. Поняли тогда советские идеологи, что надо что-то менять и ввели в сценарий праздника юную барышню - Снегурочку - помощницу Деда Мороза. Ну и породнили их для благонадежности.

  Как пара они появились только в 1937 году на первой советской елке, ибо новогодний ритуал вещь весьма интерактивная и предполагает постоянное общение с детьми - старику нужен был посредник.-9

Сперва Дед Мороз ходил только в белой шубе - он Царь Зимы как-никак (на рубеже 19-20 веков изображался старик седовласый либо как боярин - в шубе, либо как крестьянин - в простом тулупе).

Дореволюционная рождественская открытка.
Дореволюционная рождественская открытка.

Вообще, в самом конце 19 - начале 20 веков образ Деда Мороза трактовали куда интереснее теперешнего. Например, в духе древних скифов (имею в виду первую постановку оперы "Снегурочка" Римского-Корсакова 29 января 1882 года в Мариинском театре Петербурга - костюмы были сшиты по эскизам Михаила Клодта, который вдохновлялся изображениями на скифских вазах Эрмитажа, поэтому одежды были в стиле одеяний скифских племен, а сам Мороз был очень в духе сурового славянского бога, правда, овеянного уже сказочным флером).

Или на античный манер. Дада, это не опечатка. Это была вторая постановка оперы "Снегурочка" в Мариинском театре (15 декабря 1898 года). Сам Римский-Корсаков остался не очень доволен: "Декорации и костюмы были действительно дорогие, изысканные, но совершенно неидущие к русской сказке. Мороз оказался чем-то вроде Нептуна. Лель походил на какого-то Париса, Снегурочка, Купава, Бенендей и другие были разодеты подобным же образом".

Николай Рерих. "Мороз". Эскиз костюма (Дед Мороз) к опере "Снегурочка" Н.А. Римского-Корсакова и пьесе А.Н. Островского, 1912. Государственный Русский музей, Петербург.
Николай Рерих. "Мороз". Эскиз костюма (Дед Мороз) к опере "Снегурочка" Н.А. Римского-Корсакова и пьесе А.Н. Островского, 1912. Государственный Русский музей, Петербург.

Мой любимый образ Деда Мороза в 1912 году создал Николай Рерих - увел нашего дедулю вглубь северных лесов, а заодно и в истоки пермской деревянной скульптуры. Написанный в холодных синих тонах, эскиз Рериха опирается на архаику и орнаменты северных народов (чего только стоят рукавицы и вышитый подол дубленки). Укрытый волосами и бородой, Дед Мороз напомнил бы старичка-лесовика из народных сказок, если бы не этот холодный синий взгляд его глаз - ледяная сковывающая славянская мощь того самого Морока.

Ну а красная шуба у дедули появилась где-то в период Второй Мирой Войны - за что спасибо его кузену Санте (и нет, красный наряд Санта Клауса никак не связан с "кока-колой").