Оборачиваясь назад мы все вспоминаем полученную информацию из жизни, которая была интересной но в силу занятости или скоротечности ушла и теперь ее можно вспомнить только случайно наткнувшись и крутить какое то время у себя в голове. Лично у меня не раз было подобное и теперь я попробую записывать эту найденную (или вспомненную) информацию сюда. Если Вам интересно присоединяйтесь, это моя первая публикация.
Хочется начать с чего-то интересного, и это будет "исправительное учреждение" образованное в 1970 году в штате Мэн, США.
Описанное родителям, сдающим на перевоспитание своих отпрысков учебное заведение должно было представлять собой кампус с красивой местностью, программой реабилитации для трудных подростков с проблемами поведения, а также поддержку как со стороны сотрудников учреждения, так и со стороны "исправляющихся". Заведение работало круглый год, и принимало как говорится "самые серьезные случаи" детей которые "вышли из под контроля". Методика "исправления" основывалась на методе терапевтического сообщества, применяемых также в Synanon (скандально известная программа, а точнее культ 50х годов для наркозависимых и правонарушителей, целью которой было уничтожение старой личности и создания из ее обломков новой по принципу "атакующей терапии", распался в 1991 году, хотя филиал в Германии все еще работает) и в Daytop Village. Работало заведение вплоть до 2011 года.
После оплаты родителями договора начинается отправка трудного подростка до места исправления следующим образом: ночью, когда подросток спит в его комнату врываются сотрудники в масках, сковывают его, надевают на голову колпак и фургоном доставляют его в учреждение. Проводится так называемый "элан-стэнч" (фирменный метод).
По приезду подростка отправляют в общую душевую, переодевают в серую робу (что делалось для подавления индивидуальности, и осознания где он находится.) Далее новичку назначался старший, старший должен помогать адаптации и проводить новичка по структуре сообщества, как в принципе и во всех учебных заведениях. В "Элан" же старший назначался для подстрекательства новичка к нарушению режима. После совершения нарушения старший незамедлительно докладывал об этом воспитателям.
Наказания несли собой цель полного разрушения и подавления воли "исправляющегося".
Список правил (повинности) которые можно было нарушить и за которые полагались разного рода наказания был неадекватно большим и неадекватным по своей сути и точности для обеспечения контроля практически любого действия "исправляющегося". Перед перечислением основных правил необходимо отметить еще одну вещь, это деление в "Элане" на "сильный" и "не сильный".
"Сильный" отбирался из подростков максимально соблюдающих режим. "Сильные" имеют различные привилегии и могут общаться как между собой так и с "не сильными".
"Не сильные" не могут общаться между собой, и могут общаться только с "сильными". Если "не сильные" замечены при общении между собой они наказываются.
"Экспедиторы" носят планшеты и записывают все нарушения правил. Также "экспедиторы" сами могли стать объектом для наказаний если планшет оказывался пустым, в связи с чем им приходилось выдумывать факты нарушений тем самым обрекая неповинных на наказания.
Запрещалось следующее: сидеть боком, читать как "не сильный", иметь образ, обрывать учебный опыт, смотреть на противоположный пол, разговаривать громко, разговаривать тихо, притворяться спящим, смотреть на посты охраны, говорить мало, одеваться в темное, выглядывать из окна, рисовать вне процесса обучения, лениться, слушать музыку, думать о побеге, мыться дольше 3х минут, спать слишком много, спать слишком мало, улыбаться, отвечать мимикой на приказы, говорить много, демонстрировать отсутствие чувства вины и это далеко не все из повинностей. "Исправляющиеся" подвергались разного рода воздействиям для создания ощущения беспомощности, самым распространенным являлось словесное порицание. Иным видом наказания являлось проживание в мусорном контейнере сроком более двух недель. "Экспедитор" наблюдающий за процессом исправления обеспечивал соблюдение выполнения наказания и пресекал попытки побега. В случае невыполнения "экспедитором" своих обязанностей он присоединялся к "исправляющимся". Нередким наказанием являлось унижение. Изымались шнурки, а "исправляющийся" менял серую робу на желтую футболку и короткие розовые шорты. Пришивалась табличка "РИСК РАЗДЕЛЕНИЯ". В случае побега отсутствие шнурков в обуви не позволяло быстро перемещаться, а яркая одежда привлекала внимание. Следующим этапом наказания за "РИСК РАЗДЕЛЕНИЯ" являлась облачение подростка в кроличий костюм розового цвета с цепями на щиколотках.
Если "исправляющийся" улыбался его направляли на "расправу" представляющую собой многочасовую работу по мытью полов, чистке мусорных баков и унитазов при этом нося на голове нелепый головной убор. При этом чтобы принять душ необходимо получить одобрение не менее шести старших. Душ принимался в сопровождении.
Основой процесса являлось "лечение". "Лечение" отличалось от наказаний более жесткими мерами. Если "исправляющийся" умудрялся разозлить сотрудника учреждения организовывалось "общее собрание". Все кто находились в здании стягивались в одно место, брали провинившегося в кольцо, и после команды воспитателя ругали и оскорбляли провинившегося около часа. Закончить этот процесс мог только воспитатель несмотря на мольбы и слезы провинившегося. После окончания все расходились а провинившийся оставался лежать в комнате процесса. Такие мероприятия проводились как с целью подавления провинившегося так и для всех участников, так как каждому рано или поздно приходилось оказаться в подобной ситуации.
Образование выводилось на второй план и считалось привилегией. После дня тяжелых монотонных работ и наказаний с 19.00 до 23.00 под надзором воспитателей ученики были на самообучении выполняя простейшие программы для первоклассников. Соответственно нормально усвоить в таких условиях даже такой материал не представлялось возможным. Хотя это и являлось задумкой администрации, чем сильнее измотан "исправляющийся" тем проще его контролировать. После окончания занятий студенты отправлялись спать под надзором "полуночников" которые обходили койки спящих с целью выявления сбежавших снова и снова.
Наиболее жестким наказанием был ринг. Усиленный вариант общего собрания. Тоже кольцо, но дополнительно назначался "хулиган" которому выдавали защитную маску и перчатки. Также выплескивалась волна порицания со стороны собравшихся, но при этом провинившегося избивал "хулиган" до того момента пока воспитатель не понимал что провинившийся достаточно ранен. При этом в расчет не брали ни имеющиеся до этого травмы ни даже наличие беременности. Никто не был застрахован от выхода на ринг. При этом присутствовали комментаторы для создания соответствующей игровой атмосферы. Последствиями являлись и тяжелые травмы в том числе и черепно-мозговые, и даже смерть. Один из студентов в последствии скончался после наказания рингом, но последствий для учреждения не было.
Много жизней было искалечено в стенах "Элана", с конца 70х слухи о происходящем в его стенах начали распространяться от бывших студентов. Власти регулярно посещали учреждение но предъявить было нечего. В итоге, под напором информации от выпускников, "Элан" принял на себя огромную волну негатива которую учреждение не смогло вынести. в 2011 году "Элан" объявил о закрытии.
На тему "Элана" можно посмотреть The Cult in a Boarding School на Youtube канале Nexpo (данная статья является кратким пересказом этого видео), а также документальный фильм "The Last Stop" 2017 года снятый одним из выпускников.