Десять месяцев в Донбассе идёт спецоперация. Для тех, кто на передовой — это война с кровью раненных и трупами убитых перед глазами, с риском потерять собственную жизнь. А для никогда не служивших в армии липецких диванных ура-патриотов — это шанс словить хайп за счёт фронтовиков. Поучая в своих блогах жителей Липецкой области, как правильно Родину надо любить, они договорились до того, что нужно празднование Нового года отменить, народные гулянья запретить и никакие увеселительные мероприятия не проводить, пока идут боевые действия.
Правильно ли это? Отмотаем плёнку истории на 80 лет назад и узнаем, как относились наши прадеды к празднованию Нового года, к массовым гуляньям и веселью во время Великой отечественной войны.
Новогодняя ночь в кино и театре
«В городе чувствуется предпраздничное оживление. Люди готовятся к встрече Нового года. Тысячи трудящихся проведут новогоднюю ночь в театре, кино и заводских клубах», - писала газета «Липецкая коммуна» 31 декабря 1941 года.
Если не в каждом доме, то на всех заводах, в конторах, школах и детсадах установили ёлки. В театре драмы в новогоднюю ночь давали оперетту «Взаимная любовь», в Доме пионеров для старшеклассников — водевиль «В одной комнате», в ДК «Свободного Сокола» — театрализованный «капустник», в других клубах — концерты. И везде танцы под патефон до самого утра. Разница со встречей предвоенного 1941-го была лишь в том, что вместо Дедов Морозов новогодние ёлки зажигали Генералы Морозы.
На Новый год на фронте любили халву
В канун Нового 1942 года весь Липецк занимался формированием подарков фронтовикам. Сейчас бы это назвали гуманитарной помощью. А тогда все от детей до стариков по спискам из военкоматов отправляли посылки солдатам, призванным из Липецка и окрестных деревень. Сотни посылочных ящиков также заколачивали на предприятиях и подводами везли на почту. Машин в нашем городе 81 год назад почти не было.
Что же это были за новогодние подарки? Папиросы и махорка, шматки сала, вяленая рыба, сухофрукты, консервы, сахар, конфеты, пряники, а иногда и пол-литра водки. И почему-то обязательно халва. Тогда, видимо, она деликатесом считалась. Кроме пищевых гостинцев в каждой посылке были вязаные шерстяные носки, свитера, варежки… И наполненные любовью и теплотой письма. С новогодними поздравлениями от родственников, соседей, одноклассников, сослуживцев. С пожеланиями «Бейте фашистских гадов! Освобождайте нашу счастливую Родину от гитлеровских извергов». С фотографиями и детскими рисунками о мирной жизни в тыловом Липецке.
Танцы под патефон до глубокой ночи
И так все четыре Новых года военного лихолетья. Культурному досугу, спорту и активному отдыху в Липецке уделяли особое внимание в предпраздничные дни и в начале января. Работали катки, перед началом сеансов в кинотеатрах шли концерты, по городу из репродукторов неслась весёлая музыка. В каждом клубе до глубокой ночи были танцы.
Взрослые много работали, чтобы дать им расслабиться и повеселиться на Новый год, заботу о детях взяла на себя местная власть. «Идут жестокие бои, льётся кровь, но наша страна, наш отец, вождь и полководец товарищ Сталин сумели создать для детей все условия для нормальной учёбы, весёлого отдыха», - писала «Липецкая коммуна» 30 декабря 1943 года.
Это сейчас родители оплачивают новогодние подарки, которые дарят их чадам на утренниках в школах и садиках. А в годы войны, несмотря на скудость бюджета, наборы конфет для малышни закупались за счёт городской казны.
Соревнования по колке дров
Школьные каникулы были расписаны по минутам. Дети участвовали в художественной самодеятельности и выступали с концертами в липецких госпиталях. Все готовились к труду и обороне и участвовали в различных соревнованиях. Это сейчас у нас мальчишки и девчонки строевой подготовкой занимаются и на скорость разбирают и собирают автоматы Калашникова. Восемь десятилетий назад более практичные навыки оттачивали. Состязались в колке дров, рытье окопов, стрельбе, оказании медпомощи и перевязке раненных.
А по вечерам не только в клубах, но и в школах были танцы. Куда же без них...
В общем, праздно шататься по улицам времени не было. А ещё и дети, и взрослые заучивали анекдоты из газеты. Без них не обходились ни одна беседа в молодёжной компании, ни одно взрослое новогоднее застолье.
«Возвращается партизан домой после войны, и внук его спрашивает:
- Дед, а как ты партизанил?
- Ну, сижу я, значит, в кустах...
- Фашистский поезд ждёшь?
- Ну... Одно другому не мешает!».
Наркомовские 100 грамм в тылу не возбранялись
Понятно, что анекдоты на Новый год травились под наркомовские 100 грамм, которые употребляли не только на фронте, но и в тылу. Власть это понимала и не осуждала. Тем более, что «Стахановцы Липецкого спиртзавода т. Дмитриев и т. Хрипунков достойно встречают Новый 1944 год. Каждый из них выполнил по полторы годовых нормы», - писала «Липецкая коммуна».
Липчане любили не только анекдоты рассказывать, но и придумывать новогодние тосты и публиковать их в «Липецкой коммуне».
«Друзья, тесней сегодня круг,
Закон войны суров.
Мы пьём за то, что Жизнь — наш друг,
Мы пьём за Смерь врагов!».
Что касается предпобедного Нового 1945 года, то, судя по «Липецкой коммуне», тыловой город в канун праздника и после него жил уже мирными трудовыми буднями. Липчане строили планы посадок в огородах. Предприятия готовились к выпуску гражданской продукции и созданию рабочих мест для возвращающихся с фронта. А работники культуры брали на себя повышенные обязательства веселить и радовать горожан новыми театральными премьерами, концертными постановками, песнями и плясками.
И ни слова о том, что весело встречать Новый год нельзя до тех пор, пока война не закончится.
Виктор Камский