Найти тему
музыкальный Хантер

Найк Борзов и его "Заноза" (2002): ключевая запись русского рока начала нулевых, которая осталась за бортом отечественного мейнстрима

Я не голодаю, я просто не жру (с)

После ставших всенародно любимыми хитов Лошадка, Три слова, Верхом на звезде и Последняя песня, господин Борзов ненадолго становится заметной в нешироких кругах фигурой.

Он слыл этаким скромным вариатором угасающего рокапопса от Мумия Тролля и Танцев минус, последних их которых трудно было уговорить потесниться.

За пару лет после, к тогдашним тридцати годам, музыкант с насыщенной биографией успел изрядно заматереть, всё больше углубляясь в собственные мысли, ширя творческий диапазон и уходя в деструктивное состояние.

Именно поэтому, и не только, следующая после успешного Супермэна работа удивила (местами даже оттолкнула) публику своей концептуальностью и несвойственной Найку депрессивностью.

Совместка с Дельфином "Kingsize" (название взято из п**но-индустрии) была записана дуэтом за считанные дни: аранжировка в один, вокал господина Борзова и господина Лысикова на отосланной демке в другой. Песня символизировала курс Найка на пост-рок с превалирующей электроникой, фактически став одной из визиток "Занозы". Хук "Без тебя скучно, и в тебе скучно...", биты на ударной бочке и драм-машине, а также современный звук включены в песню.

Своим очередным альбомом Заноза господин Борзов не сказать, что совершал революцию в тогдашней русской рок-музыке, но вносил не менее важную лепту в неё, пытаясь изменить её поток, плавно подстроившись под веяния времени.

С другой же стороны эта концептуальность прошла вопиюще почти незаметно, и ниже будет объяснено, почему.

Философия и метафоры стали ещё мрачнее на фоне электронного эксперимента на грани поп-рока. Чего говорить, настроение релиза изрядно перемололи события в столице последних лет: взрывы домов сентября 1999 г., теракт на Дубровке в год выхода записи и презентации... Такое не могло не повлиять.

Аббревиатура трека "ЕТ" обозначает пришельца, попавшего в другое измерение, и чувствующего себя не в своей тарелке, в полном одиночестве. Трек ещё раз подтверждает, что Найк – это больше про состояние, многим из нас присущее. "Всё, что было мне небезразлично, поросло травой..."

Написание же песен шло в перерывах между концертами и в поездках. Так же быстрым темпом, как предыдущий альбом Супермен (2000).

Однако сам неспешный процесс записи растянулся на год. Год питания кофеëм и драже M&M's. Месяцами и месяцами.

За счёт подобной неспешности альбом (местами даже слишком) затянут. Длится час с небольшим.

Некоторые песни ажпо 8 минут, служа передышкой между рвущими шаблоны другими в треклисте, а знакомые музыкально-исполнительные приёмы растворяются в студийных экспериментах.

Ни на что не похожая "Приснится мне, что я тебя..." имеет ни на что не похожий клип, снятый во Львове в середине нулевых (смотреть не перед сном). Здесь господин Борзов и компания достигают пика мелодичного трипа, перекручивая все ручки на пульте в студии, заигрывая с модуляциями, применяя вибрации со скрежетом индастриала, искажая вокал и даже вставляя баян, после которого были неплохо накачаны руки.

Из массовой публики мало кому по силам было принять этот проходняк эту красочную запись в таком вневременном хронометраже. И всё же любопытных находок хватало.

Так, открывашка Некорректная конкретность знаменует вкрадчивое начало, говорящее за почти весь альбом.

Судите сами: минимум гитар (и почти нет соло), будто расплывающихся в стене звука; абстрактная лирика, отдающая сюрром, доминирование синтезаторов, драм-машин в основе, потусторонних приёмов, а также микс аналогового и цифрового звука.

Всё это под своеобразный голос Найка. Далее везде.

В написании песен и аранжировок также приняли участие гитарист Иван Шаповалов, клавишник Tesla Boy, а также глава выпускающего лейбла Олег Нестеров. Каждый оставил свой неизгладимый след и внёс немалый вклад в Занозу.

"Впилась занозой в сердце моё стрела Купидона..." Заглавный трек альбома про чувства, которые понятны немногим, пережившим неразделённую любовь к девушке. Пожалуй, мало кому удавалось так точно задеть нужный нерв и петь про это с выворачивающей наизнанку искренностью и глубокой болью. Клип, будучи одним из лучших, прилагается.

Снимая наушники после прослушивания, сложно оценивать Занозу однозначно. Она сама как болевой рубеж, – проникает, и не отпускает долго, начиная уже раздражать. Неважно, нравится, или нет. Для кого-то – культ, для кого-то – пустышка.

...С оглядкой на рубеж двух тревожных десятилетий, в период которого было поймано это странное состояние, достаточно того, что релиз прошёл относительно незаметно. Пусть изначально он слыл крупной глыбой, которая должна была повести русский рок в новом направлении, соединяя фанатов Нашего радио с немассовым инди, которого в тогдашней России отродясь не было.

Выходившая незадолго до "Занозы" макси-синглом песня "NUS In Am", – одна из немногих стандартных композиций, по сравнению со следующей "Ангел и змея", записанной на одной драм-машинке (даже вокал там исказился, а из акустического только бас). Ими же Господин Борзов в своё время обставлял и квартиру, и студию. Такое вот детское развлечение музыкальной игрушкой, прошедшее не зря.

В то же время наработки музыканта оказались настолько точно попавшими в цель, что в дальнейшем их использовал и тот же Tesla Boy, и другие инди-музыканты, признававшие переиздающуюся пластинку. Но это начнётся с середины десятых.

...Одиннадцать треков звучат духовной исповедью музыканта, новаторски проделывая путь от пост-рока до психодела, от поп-музыки до электроники. Поразительно, но что несколько десятилетий назад, что сейчас, сея рок-запись не устарела, и недооцененена сильно.

-2

А господин Борзов после, будто уйдя в монастырь, пропадёт с радаров мейнстрима почти на 8 лет.

Действительно, если выливаешь на слушателя полностью содержимое своей души, немало потребуется времени на то, чтобы пополнить её запасы и восполнить оставшиеся пробелы в самом себе.

Заноза этим выплеском (таким новым веянием) стала ещё как, мелькнув ярко, и горя тускло до сих пор для всех возрастов. А в дискографии стоит непрочно неподступимым особняком.

Ещё больше материала по альбому смотрите здесь и здесь.

ВКонтакте | Яндекс Музыка | Spotify | Youtube | Apple Music

-3
Музыкальный обозреватель Леонид Алымов.

Телеграм-канал #музРельеф

24.12.2022 (с)