Эта статья неразрывно связана с циклом статей про голливудского сценариста Далтона Трамбо. В этом эпизоде мы более подробно поговорим о судебном процессе, который затеяла государственная цензура США.
1947-й год ознаменовался резким повышением активности Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности (он же HUAC или КРАД в русскоязычной интерпретации). Председатель Джон Парнелл Томас стал разбираться с так называемой «пятой колонной, направляемой из Москвы»
Вскоре сам Далтон Трамбо получил повестку от Комиссии. Такие же вручили его товарищам Рингу Ларднеру-младшему, Альве Бесси («Цель – Бирма»), Роберту Россену («Вся королевская рать») и некоторым другим.
Трамбо и Ларднер с самого начала планировали отказаться отвечать на вопросы Комитета, как на неправомочные, что спасло бы их от необходимости называть имена других коммунистов. Россен и Бесси намеревались говорить честно, но когда узнали, что от них потребуют назвать имена друзей-коммунистов, приняли позицию Трамбо и Ларднера.
Режиссер Эдвард Дмитрик («Восстание Кейна») спустя много лет заявлял, будто такие инструкции они получили из Москвы (нет никаких данных, подтверждающих эту версию) — впрочем, Дмитрик, сам фигурант «Голливудской десятки», в какой-то момент, стремясь вернуть себе карьеру и высокие заработки, донес КРАДу на всех своих друзей левых взглядов, потому вынужден был до конца жизни пытаться отмывать репутацию.
Помимо прочего, имелись разногласия, каким пунктом Конституции США пользоваться при собственной защите. Кто-то предлагал 5-ю поправку (право не свидетельствовать против себя), но Далтон Трамбо предложил 1-ю поправку (свобода политических и религиозных взглядов). Никто тогда еще не знал, что за такой демарш в результате их обвинят в неуважении к Конгрессу и отправят в тюрьму.
Выступая на радио, Трамбо обвинял КРАД, что почему-то никто не проявляет интереса к действительно подрывным элементам американского общества: таким как Ку-Клукс-Клан, «Серебряные рубашки» (американская фашистская организация, возглавляемая бывшим сценаристом Уильямом Дадли Пелли), Христианский фронт или «тем, кто лишает американский народ достойной заработной платы, справедливых цен, комфортного жилья, эффективных профсоюзных организаций и мирного будущего».
Перед Комиссией тем временем «дружественные» свидетели Сэм Вуд («По ком звонит колокол»), Джек Моффитт («Конспираторы»), Ричард Макколей («Ревущие двадцатые») и Фред Нибло-младший («Уголовный кодекс») заявили, что Трамбо — коммунист.
Первым «недружественным» свидетелем оказался Джон Говард Лоусон, которому не дали зачитать свое заявление с трибуны, каждый раз прерывали и, в конце концов, обвинили в неуважении к Конгрессу.
Трамбо предстал перед Комитетом на следующий день, и ему также не дали возможности озвучить заявление. В дальнейшей беседе с председателем Парнеллом Томасом разыгралась кафкианская перепалка: любые доводы Трамбо назывались не относящимися к делу. Трамбо по примеру Лоусона предъявили обвинение в неуважении к Конгрессу.
Из девятнадцати человек, получивших повестки, перед Комиссией предстали только десять (история запомнила их под именем «Голливудской десятки»). Затем общественный резонанс чуть ослаб, и слушания были приостановлены.
Это был один из важнейших моментов в жизни Далтона Трамбо, поделивший биографию на «до» и «после». Наступили трудные времена. Во-первых, хоть он еще и не находился за решеткой, но знал, что вот-вот за ней окажется. Во-вторых, закономерным образом начались проблемы с финансами, потому что Трамбо не мог продолжать работать сценаристом, попав в Черный список. Выручил актер Эдвард Робинсон («Маленький Цезарь»). Робинсон дал 5 тысяч долларов наличными, но отказался взять расписку или вексель (фактически, он просто подарил Трамбо эту сумму). Далее Трамбо взял взаймы 3000 долларов у Кэтрин Хепберн, 3000 долларов у режиссера Льюиса Майлстоуна («На западном фронте без перемен»), 1000 долларов у актера Джона Гарфилда («Тело и душа»), 2000 долларов у адвоката Чарльза Каца и 2000 долларов у композитора Йипа Харбурга («Волшебник страны Оз»).
Гильдия сценаристов США (SWG) тем временем отказалась поддерживать Трамбо и других фигурантов «Голливудской десятки» — тогдашний президент гильдии Эммет Лэйвери (в дальнейшем он номинировался на Оскар за сценарий фильма Отто Преминджера «Трибунал Билли Митчелла») решил, что они навредили гильдии, отказавшись дать показания о своем членстве в Компартии. Получилось, что профсоюз сценаристов, которому Далтон годами сохранял лояльность, оставил его в самый критический период биографии. Что никак не делает чести этой организации.
Поддержите наши публикации своим лайком и подписывайтесь на канал. У нас еще много интересных материалов!