Найти тему
Загадочный Петербург

Как Петр I укротил Ладожское озеро?

Оглавление

Ладожское озеро отличалось буйным нравом. Оно не позволяло купцам и торговцам наладить бесперебойный канал поставки товаров из России в Европу. При резкой смене погоды торговые суда с грузом на борту попросту гибли, не справляясь с водной стихией.

Укрощение стихии

Текущая обстановка наносила ущерб и самому Санкт- Петербургу, до него часто не доходили строительные материалы которые были нужны для застраивания Северной столицы.

За лето 1718 года на озере ушли на дно около тысячи судов. Это не могло не вызвать беспокойства государя и поэтому им было принято решение о строительстве обходного пути, соединяющего реки Волхов и Неву. Он надеялся, что ветер и высокие волны перестанут быть помехой судоходству. Пётр собственноручно сделал набросок проекта.

По легенде государь сам наполнил первые три тачки землей и отвез их к месту строительства будущего канала. К масштабной стройке было привлечено тысячи крестьян, военных и наемных рабочих. Изначально планировалось, что канал будет построен за два года, но нехватка финансов и недобросовестное исполнение работ затянули строительство на долгие годы. В связи с этим был введен «канальный налог» для крестьян, и для купцов. Это была третий по величине проект строительства Петровского времени после возведения Санкт-Петербурга и Кронштадта.

Всех под суд!

Через два года после начала работ царский контроль ослаб. В 1722-1723 годах Петр отвлекся на войну с Персией и не мог лично контролировать строительство канала. Этим воспользовались нечистые на руку подрядчики и производитель работ Скорняков-Писарев.

Осенью 1723 года царь лично инспектировал строительство канала, после чего им был отдан приказ об аресте Скорнякова - Писарева и шлюзовых немецких мастеров. Над всеми участниками тех событий были проведены судебные разбирательства. После неудачного начала строительства канала, за проект канала взялось государство и уже летом 1725 года численность рабочих на объекте возросла в несколько тысяч вольнонаемных работников и 18 000 солдат регулярной армии. Согласно легенде царь Пётр якобы укротил плетью бурное Ладожское озеро и если верить очевидцам того времени сама природа повиновалась царю.

-2

Однако строительство канала все таки не было прекращено даже после смерти Петра Алексеевича. Петровский канал торжественно открыли 30 марта 1731 года. Благодаря каналу началась безопасная навигация для торговых судов по Ладожскому озеру.

Подпишитесь на канал, мы обязательно вас удивим новыми статьями!

Это интересно

Монферран бы пришел в ужас! Или история про реконструкцию Исаакиевского собора.
Загадочный Петербург17 декабря 2022
Мститель с того света или загадка дачи Шишмаревых
Загадочный Петербург8 декабря 2022

И еще больше 1 000 историй у нас на канале