Участники экспедиции:
Слава
фотограф
Оля
сусловед (представитель по связям с сусликами)
Миша
смотритель на карту и компас, впоследствии писатель
Соседняя область, Ульяновская, является очень приятным районом для велопутешествий. Не раз уже мы «бороздили» её просторы на своих «кораблях». Были практически во всех её частях, в том числе и выше Сенгилея, но вот в окрестности самого этого города пока заехать не удавалось. Давно уже хотелось «закрасить» это «белое пятно» на карте, и вот, наконец, выбрали время. «Масла в огонь» подлил своим постом в прошлом году Троцкий.
Маршрут я спланировал на 4 дня, чтоб успеть спокойно всё объехать. По прогнозу погоды, разумней было бы взять дополнительный выходной на 10 мая, но Оле было необходимо быть в этот день в городе, поэтому решили выезжать под дождём, 6 мая.
6 МАЯ
Неплохое начало... Стоим утром на причале, ждём ОМик на Подвалье. Вот он идёт, красавец, курс - прямо на нас! Метров за 150 стал выполнять манёвр для швартовки. И вдруг, из хриплого рупора доносится: "Мы не будем сюда приставать!" И, показав нам корму, ушёл в морские дали...
Пришлось выезжать на пароме, гораздо позже, из-за чего был вынужден перекраивать маршрут, исключив заезд в «медвежий угол» по речке Атца.
Приятно удивила цена на паром – 100 рублей, против 170 прошлогодних. Я думал, в нашей стране такое невозможно. Оказывается, у паромов в этом году новый хозяин. Так держать!
Поскольку накануне постоянно лили дожди, на грунт сунуться пока не решились, доехав по асфальту до Сенькино и выбрав для ночёвки поляну среди дикого тёрна на ручье Гремяченский. Вот тут у нас случился некоторый шок. Мы – люди походные, навидавшиеся всяких там букашек, а я даже прошёл вакцинацию, но… такого количества клещей ещё никогда нигде не попадалось! Без преувеличения скажу, что снимал их десятками с одежды и снаряжения! Поскольку мы были с горелками - костры не разводили, и устраивать им страшную казнь не было возможности. Приходилось постоянно курсировать к ручью, отправляя их пачками в дальнее плавание. Из «положительного» можно отметить лишь то, что они были довольно крупного размера, что облегчало их обнаружение и поимку.
Пристегнув тросом велосы к дереву, чтоб клещи не утащили, легли спать.
7 МАЯ
С этого дня прогноз обещал нам сплошное солнце, в чём и не обманул – сгорели мы хорошо в итоге :-(
Немного выше Елаура мы уже заезжали ранее, поэтому дорога была знакомой.
Удивил мужик в Елауре:
- Откуда вы?
- Из Тольятти.
- Ооо!!
Что – «ооо»?? Вон его, на том берегу видно, не с Сахалина же своим ходом приехали.
Едем дальше. Когда открылся вид на долину Сенгилея и горы на заднем плане, испытал восторг. Всегда интересно посещать новые места, причём эмоции можно получать и не далеко от дома, не обязательно для этого лететь на другой континент. :-)
Сенгилей оказался старше нашего Ставрополя, ему 345 лет уже. Довольно милый городок, расположенный полукольцом вокруг бухточки. Хобби жителей – рыбалка, все берега усеяны рыбаками. Есть даже краеведческий музей, но посетить его не удалось – по субботам закрыт. Жаль.
Переходим на грунтовый маршрут, лезем в крутую горку. Начинаются старые карьеры цементного завода, основанного аж в 1913 году. Вдалеке, на одном из холмиков, сидит какой-то зверь, крупноватый. Мы с Олей давай гадать: на зайца не похоже, лиса? Ответ нас ждал на следующий день.
Подъехав к началу спуска в Цемзавод, увидели картину «Промышленность. Из века прошлого в век нынешний». Видно, что посёлок старый, строился исключительно для работников завода. Сам завод тоже продолжает жизнь, возводит новые сооружения, работают огромные подъёмные краны.
Пытаясь не терять высоту и в надежде объехать эту котловину, сворачиваем на боковую дорожку, но и она в итоге уходит вниз. Что ж, жмём тормоза. Спуск – прямо как в настоящих горных посёлках, с серпантинами. Только что сам населённый пункт не вызывает положительных эмоций – грязный заводской посёлок.
Решили спросить начало грунтовки на Шиловку, и я лишний раз убедился, что люди, далёкие от дела велотуризма, имеют совсем иные представления о прекрасном, нежели мы, любители «отсутствия цивилизации». Нам сказали: «Плохая дорога!». Я ответил: «Отличная дорога!», и потолкал велос в гору.
На моей карте показана одна грунтовка, петляющая через лес . Эту же линию обвёл на схеме Троцкий. Ориентируясь по карте и компасу, мы чётко встали на её начало. Дорога и вправду очень приятная, лес местами сказочный. Всё хорошо, но вроде ожидались виды на Волгу… Пристальнее посмотрев атлас, сообщаю, что, возможно, дорога местами будет вырываться из леса, и с высот будет видно море. Ладно, продолжаем движение.
По пути попадается памятник природы «Гранное ухо». Это торчащий из земли «пупок», довольно высокий. Как показалось, почти правильной конической формы. Одно расстроило – в прошлом веке тут велась добыча полезных ископаемых, и часть пупка срыта. Но в целом место отличное, и почти не загаженное «хомосапиенсом-туристикусом».
Глянув на часы, сказал друзьям, что пора бы уж озаботиться поиском стоянки. Вверху мы воду не найдём, а внизу показан пересыхающий ручей. Тут как раз ответвление дороги к Волге попалось. Ух ты! Какие уклоны! Какой сброс высоты! Если бы я ехал с заплечником, как раньше, то, пожалуй, пошел бы пешком, боясь улететь через руль, но «штаны» на багажнике позволили съехать в седле.
Выезжаем из леса, и… ах, красотища-то какая! Какие пейзажи! Не хочу описывать – съездите – посмотрите сами. А потом… ах, вот же где она на самом деле, «тропа Троцкого»! :-) Оказалось, в Шиловку ведут 2 дороги – одна, что обозначена на карте, и вторая, по берегу, её на 2х километровой карте нет. Всё сразу встало на свои места. Радости добавило то, что не придётся завтра забираться обратно в гору.
Находим прекрасную зелёную поляну: 2 беседки, родник, и никого, кроме двух ужей, греющихся на солнце. Но, не желая, чтобы наш покой вдруг нарушили пьяные деревенские на мотоциклах (выходные всё же), уходим вниз, к морю. Встали в неплохом местечке, но вдали видны машина и 2 палатки. Ну ладно, не пойдут же они к нам – не за чем. Ставим лагерь, а к нам… идут! Чёрт, нам никто не нужен, у нас всё хорошо и без них. Я пошутил: «Ладно, может они за солью…» Подходят двое мужиков: «Вы нам не поможете?» Чем, думаю, велосипедисты могут помочь автолюбителям? Машина застряла, вытолкать? Нет, вроде не похоже. Дров насобирать им для костра? Нелепо… «У вас соли не будет?» - спрашивают. Я чуть не упал! И отдал все свои запасы с радостью :-)
Полюбовались молодым месяцем, слушая шелест волн, понаблюдали зигзаги летучих мышей, и – «по норам». Ночь обещала быть холодной.
8 МАЯ
Сегодня – самый «смачный» день. Ради этой части маршрута, собственно, всё и затевалось. Дороге, идущей по берегу – высшая оценка! Едем, идём, пищим от восторга. Кое-где ещё лежит снег, причём прямо на солнце.
Вдруг впереди замечаем зверя. Да не зверя, а ЗВЕРЯ. Кто это?? Ба, да это же суслик! Но разве они могут быть такого размера, со среднюю собаку? Я в детстве, на даче, в Новой Бинарадке, часто имел с ними дело, и ответственно могу заявить: у нас таких никогда не было! Только на Тянь-Шане видел подобных. И норы у этих «бегемотов» соответствующего диаметра – попадёшь передним колесом – полетишь через руль. СтоЯт, свистят, на нас глядят. Оля приходит в полный восторг и пытается им подражать :-)
Небольшая гадюка охотно попозировала Славе, после чего мы решили обезопасить её существование, и прогнали с дороги. Повозмущавшись, она уползла по своим гадючным делам.
В Шиловке я решил восстановить «природное равновесие», и постучал в первую избу: «Мне бы соли немного…» «Да... немного... килограмм 5» - смачно прикуривая, ответил дед, и отсыпал столько, что хватило бы доехать до Казани, через Кострому.
Заезжаем в магазин пополнить запасы провизии, Оля спрашивает кефир. «А Вам какой – заволжский или ульяновский?» - спрашивает продавщица. «Мне свежий!» - не моргнув глазом, отвечает Оля.
Снова ползём в гору, несёмся по полевой дороге. Вдруг слева открывается панорама на долину. И хоть нет в ней великой русской реки, вид всё равно впечатляет красотой и размахом. Обедаем на обрыве, своим выступом напоминающим наш Верблюд, доезжаем до интересного небольшого хребта в оконечности полуострова. Это наша точка разворота. Внизу, как на ладони - Криуши, удивившие тем, что там находится судоремонтный завод. Большой «пароход» поднят на берег. А я думал просто обычная колхозная деревня. Вдали виден Ульяновск.
Поворачиваем обратно, но по другой дороге. На речке Атца попадается брод, разуваемся, переносим велы на руках. Отлично, «повысили категорийность» похода! :-)
Кто-то мне раньше говорил, что дорога от Тушны до Сенгилея имеет серпантины, мне уже давно хотелось по ней проехать. На самом деле (и по карте тоже) ничего особенного не оказалось, просто подъёмы-спуски. Стоят щиты «Ландшафтный заказник «Сенгилейские горы» Образован в 2005 году» Может, это поможет сохранить природу…
Снова, специально делая крюк, заезжаем в Сенгилей, осматриваем, что не увидели накануне. Узнаём, что ввиду исхода многих жителей из-за отсутствия работы, статус города Сенгилей потерял. Зато, якобы, часто приезжают на постоянное жительство тольяттинцы, видимо пенсионеры. А что, интересный вариант, на будущее . :-)
На ночёвку – по тупиковой дороге в сторону дома инвалидов, на ручей Ноунэйм. Тишина, светит солнце, журчит вода. Искупались. А счастье есть!
9 МАЯ
Оля вчера познакомилась с сусликом, живущим неподалёку, и сегодня расстраивается, что его не видно. Я предположил, что он ушёл смотреть парад Победы, к соседям. Оля тогда решила «навести мосты дружбы» с другими жителями этой поляны и пошла искать с ними общий язык. Судя по доносившемуся из-за кустов радостному пересвисту, общение у них заладилось. :-)
Как обычно, по ходу дела, мне захотелось «авантюры» и в этом походе. Благо, компания у нас «скатанно-схоженная», и мне позволили это сделать :-) Ехать петлёй по асфальту – занятие малоинтересное, а вот «прорубиться по азимуту» через лес – самое то! Из «пикантного» - грунтовок по лесу не показано, только стандартные просеки (а они почти всегда условны), время до последнего парома – 9 часов на всё про всё, боль в колене, и расстояние в лучшем случае 90+. В посёлке дома инвалидов спросили «дорогу» - можно было и не спрашивать. Если есть асфальт в Сенгилей, что ещё нужно? Мысленно попросив у судьбы удачи, достал компас. Нам должно повезти! Взбираемся по глубокой колее в лес, вверху видна вырубка. Блин, неужели, как часто бывало - тупик?! Но нет, колея идёт дальше. Петляем, ориентируемся, сворачиваем порой с «главной» на полузаброшенные. Замечаем, что вокруг полно грибов – сморчки или строчки, я их не различаю. Но нам не до них сейчас. Лес сменяется то лиственным, то хвойным, то просто кустарником. И вот вдали видно поле, за посадкой едут машины. Прорвались! Выходим на асфальт, отсюда кратчайший путь на Усолье, но нет же, меня снова тянет куда-то в сторону. К неудовольствию друзей, предлагаю ехать почти по пашне в Алёшкино, немного удлинив маршрут. Спасибо им, они согласились.
Крутим, и вдруг у нас назревает решение уезжать из Подвалье ОМиком, раньше. Что ж, надо давить на педали, времени в обрез. Когда-то я ездил быстрее, но сейчас колено не позволяет это делать, я постоянно отстаю. Мне неудобно, не хочется, чтобы из-за меня ребята опоздали. Идём на пределе времени, я всё гадаю – успеем или нет. Прилетаем на причал за 2 (!) минуты до отправления и… видим ОМик, стоящий на диком мысу на другой стороне залива. Туда дорог нет, да и не успеем уже. Вода сейчас низкая, поэтому теплоход не может зайти в бухту. Чёрт, вот это кидалово, второй раз уже за поход!
Делать нечего, придётся ехать на паром. В селе пообщались с колоритными бабушками, Слава устроил двум маленьким девчушкам дебют в качестве фотомоделей, а я вознаградил их за это леденцами.
В Усолье приезжаем с небольшим запасом по времени, едим у магазина мороженое. Вокруг тусуются бродячие собаки, а одна, кормящая мамка, решила по-полной надавить на нашу жалость. Сидит у ног, заглядывает прямо в глаза, смотрит с мольбой, как ты ешь. Ты отворачиваешься, а она заходит с другой стороны, и продолжает молча просить. Своего ей добиться удалось – купили с Олей сосисок, специально для неё.
До отправления парома 10 минут, едем вниз. Что это? Где-то мы уже такое видели сегодня. Дежа-вю! СтоИт паром… на противоположной стороне бухты. Опять?? Но это последний! В голове стали сами собой крутиться мысли: магазин, ночёвка на берегу, ранний подъём… Нет! Не хотим! Но вот паром начинает движение, и берёт курс на наш берег. Мы спасены!
Город встречает нас своей жизнью, которая не знает, что такое тишина, свежий воздух, и чёрное-чёрное небо, усеянное мириадами звёзд…