Найти тему

Ананда Марга, ПРАУТ и применение силы. Издательство Оксфордского университета 2011г.

Оглавление

Глава из книги:

"Насилие и новые религиозные движения"
Helen Grovetto
Дата публикации 2011
Нью-Йорк : Издательство Оксфордского университета

Оригинал книги https://archive.org/details/violencenewrelig0000unse/page/248/mode/2up?view=theater https://books.google.com.au/books?id=NvrziJHTaq4C https://www.amazon.com/Violence-Religious-Movements-James-Lewis/dp/0199735611

Перевод любительский

Кинтан и танец Ананда Марги
Кинтан и танец Ананда Марги

"Как и материализм, духовность, основанная на ненасилии, не принесет пользы человечеству. Слова о ненасилии могут звучать благородно и весьма привлекательно, но на твердой почве реальности не имеют никакой ценности."

П. Р. Саркар, ПРАУТ в двух словах, Часть VI (сноска 1)

Прабхат Ранджан Саркар (1921-1990, он же Шри Шри Анандамурти) основал Ананда Маргу [Путь Блаженства] как новую общественно-духовную организацию в 1955 году. Его девиз - Атмамокшартхам джагадхитайа ча [ради самореализации и служения человечеству]. Приверженцы ссылаются к их духовным практикам, таким как тантра-йога. Социальная служба организации обеспечивает обездоленных людей едой, одеждой, жильем, образованием и лекарствами. Его проекты обычно принимают форму школ, детских домов, медицинских клиник и оказания помощи в случае стихийных бедствий. Наряду с позитивным вкладом в области экологии (сноска 2), социальная работа Ананда Марги представляет собой аспект движения, который, безусловно, заслуживает похвалы, но в значительной степени омрачен его ассоциацией с насилием.

Саркар придерживался мнения, что духовная эволюция личность и общество были связаны с применением силы. Он сказал, что "главной характеристикой" тантра-йоги, которую практикуют его последователи, является то, что "она представляет человеческую энергию. Это представляет собой бескомпромиссную борьбу", которая "является не только внешней или внутренней борьбой, это одновременно и то, и другое" (сноска 3). Это утверждение имеет некоторый резонанс с мусульманами, которые определяют джихад как внутреннюю, так и внешнюю борьбу (сноска 4).

По мнению многих людей, те, кто принадлежит к движению Саркара, являются просто террористами. Простого упоминания об Ананда Марге достаточно, чтобы некоторые южноазиаты буквально выбегали из комнаты (сноска 5). Мнение о том, что все Ананда Марги являются террористами, неверно и является досадным упрощением. Точнее было бы описать их как революционеров с крайне идеалистической или утопической социально-духовной программой.

Саркар пропагандировал своеобразную теорию идеального социально-политического лидерства, но главной заботой его социально-экономической и политической программы (и одной из ее определяющих характеристик) была цель коллективного благополучия, достигаемого массовым движением. Другой определяющей характеристикой было его учение о том, что такое массовое движение примет форму революционных действий против эксплуататорских условий или режимов. Как известно из записей Саркар отвергал терроризм. Тем не менее, навешивание ярлыков на группу как на "террористическую" или "революционную" всегда может сопровождаться дискуссиями, поскольку категоризация в значительной степени является функцией лица, присваивающего названия. Вопрос, который я здесь задаю, заключается в том, при каких обстоятельствах идеология Саркара одобряла применение силы?

В публикациях Саркара представлены доктринальные обоснования применения силы для достижения его идеалистической концепции социальной справедливости. На социальном уровне потенциальное применение силы его последователями ограничено предполагаемыми условиями массовой эксплуатации. Исключения, сделанные Саркаром для применения силы в личной жизни, отмечаются по мере того, как я продолжаю.

Представлены утверждения о нескольких видах насилия в истории Ананда Марги, которые способствовали появлению мнения, что Ананда Марги могут быть террористами. Одним из них является внутриорганизационное насилие: убийство бывших работников, которые хотели основать свою собственную организаций. Другой касается террористических инцидентов 1970-х годов, которые произошли в период, когда Саркар находился в заключении. Ананда Марги говорят, что Саркар был заключен в тюрьму и ошибочно осужден по политически мотивированным обвинениям. То, что, по-видимому, было частью членов Ананда Марги, ответило насилием под знаменем связанной с ним организации. Однако это не является достаточным основанием для утверждения, что все движение Ананда Марга и его различные ответвления используют терроризм систематически или эпизодически. Это также не проливает никакого света на природу идеологии Саркара в отношении использования силы. Кроме того, имели место случаи насилия, совершенного в отношении Ананда Марги.

Нижеследующее исследование истории Ананда Марги и ее идеологии, поддерживающей применение силы, основывается в первую очередь на книгах Саркара и, во вторую очередь, на интервью с действующими и бывшими членами. Эти интервью проводились в течение двадцатипятилетнего периода с 1970 по 1995 гг.

Демонстрация Ананда Марги против заключения Бабы
Демонстрация Ананда Марги против заключения Бабы

Данное исследование включает описание основания "Ананда Марга" и ее политического крыла "PROUTist Universal", основные моменты из истории движения, описание гуру, краткое изложение духовной и социально-экономической идеологии и профиль членства. Я рассмотрю несколько космологических и моральных аспектов мировоззрения Ананда Марги, причем последний будет рассмотрен через интерпретацию Саркаром разделов индуистского эпоса "Махабхарата". Я разъясню идеологическое одобрение движением применения силы с целью установления революционно-мистический социализм, который он называет ПРАУТ (Теория прогрессивного использования).

Будет представлена роль элитного руководства в революционной борьбе, а также потенциальное использование подающих надежды военизированных формирований движения.

Будут рассмотрены обвинения в адрес Ананда Марги и праутистская универсальная политическая программа являющаяся выражением ее революционного социально-духовного утопизма.

Прабхат Ранджан Саркар и его организации

Биография Прабхата Ранджана (П.Р.) Саркара описывает его как родившегося на Будда Пурнима в знатной семье среднего класса из Джамалпура, штат Бихар, в эпоху социально-политической турбулентности (сноска 6). Он был студентом калькуттского колледжа Видьясагар и плодовитым лингвистом. Бенгальский был его родной язык, и даже сегодня некоторые из его книг доступны только на бенгальском языке. Саркар интересовался борьбой Индии за самоуправление и имел родственные связи по материнской линии с борцом за независимость Индии Нетаджи Субашем Чандрой Босом (1897-1945), который приходился ему дядей. Одна из самых важных книг Саркара по социальной философии, "Проблемы дня" (1959), посвящена Босу со следующей надписью: "Великому герою Субхашу Чандра Босу, которого я любил и которого люблю до сих пор» (сноска 7). Как и Бос, Саркар был сторонником вооруженной борьбы, и он разработал соответственную идеологию своего движения.

На формирование Ананда Марга, возможно, повлияло бенгальское религиозное реформаторское движение девятнадцатого века, Брахмо Самадж и другие движения и фигуры девятнадцатого века в рамках индуистского возрождения (сноска 8). Как и другие возрожденцы, Саркар занимался социально-экономическими и политическими проблемами, но он поддерживал универсализм, а не национализм (сноска 9). В литературе Ананда Марги прямо не упоминается вдохновение движениями девятнадцатого века, однако Брахмо Самадж и Ананда Марга имеют некоторое сходство. Оба выступают против кастовой системы, поклонение образу и вере в единую, всепроникающую божественность.

Другая связь заключается в том, что Саркар был большим поклонником Рабиндраната Тагора (1861-1941), лауреата Нобелевской премии по литературе 1913 года. Тагор имел хорошо известную связь с Брахмо Самадж через своего отца, который некоторое время был ее лидером (сноска 10). Саркар хранил скульптуры Боса и Тагора в натуральную величину в саду своего дома в Калькутте.

В 1959 году, через четыре года после основания Ананда Марги, Саркар запустил PROUTist Universal как отдельную организацию. Последная предназначалась для распространения ПРАУТА, социально-экономической и политической философия Саркара.

Международная штаб-квартира PROUTist Universal находится в Копенгагене, Дания. Международная штаб-квартира "Ананда Марга" находится в Ананда Нагаре в округе Пурулия в Западной Бенгалии, а фактическая штаб-квартира - в пригороде Калькутты Тильджале. Обе организации в настоящее время находятся под контролем саньяси Ананда Марга, членов монашеского ордена, основанного Саркаром в 1962 году. Пока Саркар был жив, саньяси из обеих организаций встречались одновременно и получали от него рабочие указания. Саркар иногда менял задания саньяси между "Ананда Марга" и "ПРАУТист Юниверсал". Все члены Ананда Марга и ПРАУТ, которых я расспрашивал, считали себя членами большой семьи, возглавляемой одним и тем же гуру.

Несмотря на то, что Ананда Марга и ПРАУТ - разные организации, социально-экономическую и политическую философию Саркара следует рассматривать как неотъемлемую часть его духовной философии. На это указывает расположение двух книг, которые, по мнению Саркара, представляли его окончательную философию, или даршана-шастру (сноска 11). Первая книга, «Ананда сутрам" (1967), состоит из четырех глав, посвященных духовной философии, и пятой главы, посвященной ПРАУТУ (сноска 12). Вторая книга "Идея и идеология" (1959), содержит девять статей по духовной философии и две статьи о ПРАУТЕ. Возможно, Саркар создал две отдельные организации в надежде оградить свою социально-духовную деятельность от политических последствий своей революционной политической идеологии.

Члены Ананда Марги

Социальный профиль Ананда Марги и ПРАУТистов неоднороден. Многие члены, по-видимому, хорошо интегрированы в окружающее их общество, поскольку они занимаются обычными занятиями и часто выполняют социальные функции, некоторые из этих людей также внимательно следят за политической сценой, где бы они ни находились.

Работники организаций, будь то саньяси или местные работники, работающие полный рабочий день (LFT), как правило, более социально изолированы, подвержены групповому регулированию и "тактике интенсивной социализации". (сноска 13). Будучи монахами, саньяси отказываются от родственных связей и находятся под контролем высокоцентрализованной авторитарной организации.

Некоторые работники "Ананда Марга" живут исключительно в офисах организации и имеют минимальные контакты с теми, кто не является членами их движения.

И саньяси, и ЛФТ могут быть описаны как подверженные институциональному и идеологическому тоталитаризму (сноска 14). Это происходит потому, что члены этих сегментов движения принимают строго контролируемую физическую и умственную жизнь, полагая, что это пойдет на пользу их духовному развитию. В Ананда Марге институциональный тоталитаризм и, в некоторой степени, идеологический тоталитаризм достигаются благодаря высоко централизованной авторитарной организационной структуре, и у саньяси Ананда Марги и у LFT есть ряд правил поведения. Одно из правил для саньяси таково:

"Никакой логики, никаких рассуждений; только соблюдение приказа"
(сноска 15).

Соотношение саньяси и женатых людей в движении сильно менялось на протяжении многих лет. В 1970-е годы в Северной Америке было очень мало саньяси. Когда американские марги разговаривали между собой, они в шутку называли организацию "невероятной сокращающейся Маргой", потому что число членов организации состоящих в браке значительно сократилось, пока Саркар находился в заключении(сноска 16). Отчеты 1990-х годов показывают, что соотношение саньяси и женатых маргов в настоящее время в Северной Америке составляет примерно пятьдесят на пятьдесят(сноска 17). Это указывает на то, что число женатых членов сократилось, а число саньяси увеличилось, когда центральная организация Ананда Марга направила последних на работу в Северную Америку. Несмотря на то, что Ананда Марга является международной организацией, в состав которой входят саньяси многих национальностей, преобладающее организационное влияние оказывают ее индийские саньяси мужского пола. Число саньяси-мужчин значительно превышает число саньяси-женщин.

Во время и после жизни Саркара Ананда Марга поддерживала ряд аграрных общин по всему миру под названием Мастер Юниты. Эти земельные проекты включали кластеры социальных служб на разных стадиях развития. Предполагалось, что зрелый Мастер Юнит должен быть в значительной степени самодостаточным и служить примером того, как, по мнению Саркара, должно выглядеть идеальное общество(сноска 18). Ананда Марги, которые живут в Мастер Юнитах, могут быть в разной степени изоляции в сельской местности.

Независимо от того, каков их статус в движении, марги, имеющие хотя бы элементарное представление об идеологии Саркара, поддерживают концепцию преобразования мира посредством духовных, социально-экономических и политических изменений.

-3

Шиваитские тантра-йоги с харизматичным Гуру

Последователи Саркара считают его воплощением как Садашивы (истинного Шивы), так и Господа Кришна. Это означает, что Ананда Марги считают Саркара и его воплощения высшим сознанием, или Богом. Их устная агиография описывает его как вошедшего в мир в просветленном состоянии. Саркар не претендовал на родословную за его авторитет и описал свое учение как возрождение оригинальных практик Садашивы, Ананда Марги считают, что Садашива был исторической личностью, жившей семь тысяч лет назад, которая была первой, кто преподавал тантра йогу. В смысле возрождения древних доктрин и практик, Ананда Марги считают себя придерживающимися индуистских реформистских взглядов.

Саркар написал 264 книги на разных языках, многие из которых первоначально были написаны на бенгальском языке, а затем переведены на английский. Некоторые из них представляют собой сборники его выступлений на английском, бенгальском, хинди или других индийских языках. Он также сочинил 5018 песен, в основном на бенгальском языке. Мелодии песен и их тексты называются Прабхат Самгита (песни нового рассвета).

Ачарьи (духовные учителя) Ананда Марги посвящают людей в систему недуалистической тантра-йоги, в общих чертах основанную на Аштанга-йоге Патанджали (йоге восьми ступеней)(сноска 19).

Подход Патанджали описан в его "Йога-сутре", которая, по оценкам, относится ко второму столетию(сноска 20). Многие ученые считают его классическим устройством и основой ряда других систем. Однако исторический анализ Дэвида Уайта предполагает, что система Патанджали предшествует тантрическому ритуалу, направленному на приобретениния сиддхи, или сверхъестественных йогических сил (сноска 21). Это бросило бы вызов тому, что я назвал реформизмом Саркара, который восходит к Садашиве. В соответствии со своими реформистскими взглядами, марги практикуют чисто внутреннюю интерпретацию панчамакары (сноска 22) или пяти "М" - пяти таттв (предметов, субстанций), связанных с тантрической практикой. Их значение интерпретируется по-разному в зависимости от ориентации и идеологии рассматриваемой тантрической группы.(сноска 23)

Хотя Саркар провозгласил превосходство шиваизма (сноска 24), по его собственному признанию, его духовный система была эклектичной, сочетая системы духовной практики шакты, Шивы и вайшнавов (сноска 25). Элементы гьяны (знания), кармы (действия) и бхакти (преданности) йоги довольно равномерно распределены, но Саркар в конечном счете выбрал путь преданности (сноска 26). Высшее сознание было сравнивается с любящим и сострадательным отцом, испытывающим взаимную привязанность к своим преданным (сноска 27).

История конфликтов Ананда Марги

В 1960-х годах "Ананда Марга" и "ПРАУТист Юниверсал" быстро завоевали популярность по всей Индии. В 1966 году миссионеры были отправлены на другие континенты для миссионерской деятельности и организации проектов социального служения (сноска 28). Первыми

проектами социального обслуживания были группы помощи при стихийных бедствиях Ананда Марги, некоторые из которых, по-видимому, все еще функционируют, В 2005 году была создана универсальная женская группа помощи Ananda Marga Universal Relief Team for Ladiesи (AMURTEL) члены организации в футболках шафранового цвета помогали жертвам урагана "Катрина" в Луизиане и Техасе.

Популярность Ананда Марги в Индии принесла ей оппозицию Коммунистической партии (сноска 29). Члены последнего, вероятно, чувствовали, что Ананда Марга ущемляла ее электоральную базу. Марги и ПРАУТисты были ярыми критиками как капитализма, так и коммунизма, но социализм ПРАУТА явно больше походил на коммунизм, чем на капитализм. В своей книге "Человеческое общество", впервые опубликованной на бенгальском языке в 1959 году, Саркар сказал, что "великий Карл Маркс", возможно, и выступал против религии своего времени, но он "никогда не выступал против духовности, морали и надлежащего поведения" (сноска 30).

Последовавшая напряженность в отношениях между Анандой Маргой и бенгальскими коммунистами привела к нападению в 1967 году на Маргу в их штаб-квартире в Ананда-Нагаре. Работники Ананда Марги утверждают, что коммунистические лидеры подстрекали местных жителей убить семерых их саньяси.(сноска 31) Американец, посетивший Ананда Нагар в начале 1970-х годов, сказал, что он и несколько саньяси Ананда Марга подверглись нападению местных жителей (сноска 32).

Ананда Марга сталкивалась с оппозицией со стороны премьер-министра Индиры Ганди на протяжении большей части 1970-х годов. Организационные работники критиковали предполагаемую коррупцию в правительстве во время пребывания Ганди на посту президента (сноска 33). В ответ на оппозицию в Индии Ананда Марга усилила миссионерскую деятельность в других странах, включая Соединенные Штаты. Третья индо-пакистанская война официально началась 3 декабря 1971 года и привела к образованию национального государства Бангладеш. В тот же день правительство Индиры Ганди объявило чрезвычайное положение, что, среди прочего, означало введение в действие законов о превентивном задержании. После войны эти законы использовались для заключения в тюрьму людей, подозреваемых в левой политической деятельности (сноска 34).

Саркар был арестован 29 декабря 1971 года вместе с несколькими учениками и обвинен в подстрекательстве к убийству полудюжины бывших учеников. Утверждалось, что Саркар был отравлен в 1973 году, когда находился под стражей в Центральной тюрьме Бэнкипура. Затем правительство безуспешно пыталось помешать Ананда Марге покинуть занимаемые государственные должности(сноска 35).

26 июня 1975 года премьер-министр Индира Ганди объявил еще одно чрезвычайное положение и ввел военное положение, запретив Ананда Марга вместе с другими организациями. В 1976 году Саркар был осужден.

Марги обратились к Международной амнистии (сноска 36), Международной комиссии юристов в Женеве и британскому юристу Уильяму Т. Уэллсу. Генеральный секретарь Международной комиссии юристов раскритиковал поведение индийского правительства на суде над Саркаром, а Уэллс подготовил отчет, в котором отметил, что запрет на Ананда Маргу был препятствием для адвокатов защиты Саркара, которые допрашивали свидетелей по его делу (сноска 37).

Многие марги опасались, что на жизнь Саркара будут совершены покушения во время его заключения. Семь саньяси Ананда Марга принесли себя в жертву в попытке привлечь внимание общественности к делу своего гуру. Первые двое, мужчина и женщина из Германии по имени Ачарья Локеша и Ачарья Ума, соответственно, одновременно совершили самосожжение на ступенях церкви в центре Берлина. Филиппинец по имени Ачарья Гаган совершил самосожжение в сельской местности в Техасе (сноска 38). Премьер-министр Морарджи Десаи отменил военное положение в 1977 году и Саркару было предоставлено еще одно судебное разбирательство (сноска 39). После примерно семи лет тюремного заключения он был оправдан по всем обвинениям Высшим судом Патны 2 августа 1978 года и был быстро освобожден (сноска 40).

Перед повторным слушанием дела Саркара, по-видимому, в ответ на осуждение Саркара образовалась отколовшаяся группа ПРАУТА. Некоторые возмущенные неиндийские маргийцы подозревались в том, что они стоят за ее созданием. Эта группа, Universal PROUTists Revolutionary Federation (UPRF), взяла на себя ответственность за акты международного терроризма, включая нападения и взрывы, направленные против интересов Индии (сноска 41). Кульминацией этих инцидентов стал взрыв в 1978 году отеля Hilton в Сиднее, Австралия, в результате которого погибли три человека.

Взрыв у отеля Хилтон в Сиднее, Австралия
Взрыв у отеля Хилтон в Сиднее, Австралия

После террористических инцидентов, предположительно совершенных некоторыми из его последователей, Саркар выступил с заявлениями из Центрального банка Банкипура о том, что он не выйдет из тюрьмы никакими средствами, кроме юридических процедур, и что те, кто совершает терроризм, не понимают идеологии Ананда Марги. Международные волнения быстро прекратились. Быстрая реакция UPRF на заявления Саркара дает весомость утверждениям о том, что некоторые из последователей Саркара действительно стояли за деятельностью UPRF. В том же году Саркар был оправдан Высоким судом Патны (сноска 42). В 1990 году человек по имени Эван Педерик признался, что заложил бомбу в отеле Hilton, и сдался полиции (сноска 43). Известный под санскритским именем Ом Пракаш, Педерик на момент инцидента был марги.

Документы Федерального бюро расследований за период с 1975 по 1984 год, опубликованные в соответствии с Законом о свободе информации, показывают, что в период с ноября 1981 и июнь 1983 года было проведено полное расследование дела Ананда Марги (США)(сноска 44). ФБР пришло к выводу, что в течение этого периода организация не была вовлечена в террористическую деятельность в Соединенных Штатах. В апреле 2005 Государственный департамент США опубликовал документ под названием «Отчеты о терроризме по странам 2004", в который был включен его последний список «Объявленные иностранные террористические организации", а также список "Прочие террористические организации"(сноска 45). Ни Ананда Марга ни ПРАУТ не была включена в эти списки.

Когда Саркар был оправдан и освобожден, его приветствовали тысячи его учеников. В то время как оппозиция индийского правительства новым религиозным или духовным движениям не является нормой, предполагаемой проблемой Ананда Марги была ее все более популярная социально-экономическая и политическая философия. В начале 1980-х я направлялся на железнодорожный вокзал Ховра в Калькутте, когда политический митинг ПРАУТА случайно проходил через мост Хаура в то же время. Наш таксист ошибочно предположил, что участники марша были коммунистами, но они были праутистами, насколько хватало глаз в обоих направлениях, несли плакаты с лозунгами, поддерживающими ПРАУТА и идеологию Ананда Марги.

-5

С течением времени организация вновь расцвела, и саньяси Ананда Марги заявили, что Верховный суд Индии постановил, что Ананда Марга является сектой индуизма. По-видимому, это была попытка включить противоречивую организацию, которая обладала несколько новой, частично антиномичной и революционной социально-духовной идеологией, в великий океан религиозных философий, составляющих современный индуизм(сноска 46). Это можно охарактеризовать только как непростой союз после многолетних враждебных отношений между правительством премьер-министра Индиры Ганди и движением.

Кровавый инцидент произошел в апреле 1982 года недалеко от пригорода Калькутты Тильджала, в котором участвовали местные жители и ревностные саньяси Ананда Марга. На саньяси было совершено нападение, и семнадцать человек были убиты. Этот эпизод, описанный ниже, возможно, был вызван пропагандой Ананда Марги.

В начале 1990-х годов правительство Индии обвинило членов движения в торговле оружием. Этот случай временно привел американского марги в тюрьму Калькутты. Он был студентом колледжа, и члены семьи, прилетевшие из Флориды, успешно добились его освобождения из-под стражи (сноска 47).

Обращение в свою веру и обвинения в убийстве

"Ананда Марга" и "ПРАУТист Юниверсал" были созданы как организации, занимающиеся обращением в свою веру. В "Высшем указании" Саркара, которое напечатано в начале большинства его книг, в частности, говорится, что "священный долг каждого Ананда Марджи - стремиться привести всех на путь блаженства". Помните, что организация название переводится как "путь блаженства". В 1970-х и 1980-х годах саньяси организации были очень активными миссионерами, обучая тому, что, по мнению многих, было очень эффективной системой духовных практик, бесплатно для всех, кто был заинтересован, следует отдать должное движению за духовные и социальные услуги, которые оно предоставляет. Его проекты социального обслуживания часто создаются среди наиболее обездоленных людей и поддерживаются, несмотря на широкий спектр проблем. До и после обвинений в терроризме несколько правительств, включая Соединенные Штаты, Великобритания и Финляндия признали ценность проектов социального обслуживания движения, оказав помощь грантами и материалами (сноска 48).

Однако миссионерское рвение ряда саньяси по созданию проектов социального обслуживания, возможно, обернулось помехой по крайней мере в одном случае. 30 апреля 1982 года жители близ Тильджалы средь бела дня напали и убили семнадцать саньяси, когда марги пытались пересечь Биджон Сету, местный мост. Марги утверждали, что монахи были убиты марксистами Коммунистической партии Индии (КПМ). из Западной Бенгалии (сноска 49). Это обвинение вновь напомнило о давней напряженности, которая, по словам Ананда Марги, сохраняется между бенгальскими коммунистами и ними - с тех пор, как их движение впервые стало популярным в 1960-х годах. Газета из Калькутты сообщила, что местные жители обвинили саньяси в похищении детей (сноска 50).

Эти обвинения, возможно, возникли в результате попыток саньяси увеличить число детей в школах и детских домах их движения. Бывшие работники сообщают, что в 1970-х и 1980-х годах ожидалось, что такие проекты обслуживания будут демонстрировать регулярный рост числа учащихся и что иногда устанавливались квоты (сноска 51). В начале 1980-х годов, на юге Португалии был создан небольшой детский дом для детей, чьи родители не могли позволить себе кормить их или заботиться о них. Когда положение этих семей улучшилось, они стали добиваться возвращения своих детей. Работники Ананда Марги боролись за то, чтобы сохранить их, потому что освобождение детей помогло бы (и фактически помогло) принудительно закрыть проект. Если в Тильджалы была виновата чрезмерно усердная миссионерская тактика, то легко понять, почему она могла показаться угрожающей местным жителям.

Работники организации считали желательным увеличить число детей в их школах и детских домах по нескольким причинам. В дополнение к предоставлению добросовестного социального обслуживания, они также увеличили бы число сторонников своей духовной философии и движения. У Ананда Марги есть программа дошкольного образования под названием "Круг любви" (1980), в которой преподается космогоническая теория Ананда Марги, монистическое мировоззрение и техники медитации (сноска 52). В более бедных странах неимущие дети, которые в раннем возрасте участвуют в проектах служения Ананда Марга, скорее всего, станут пожизненными членами или организационными саньяси. В этой связи Ананда Марга ведет себя не так, как многие другие религиозные организации, которые спонсируют проекты служения. В той мере, в какой его члены также занимаются идеологической обработкой, их можно обвинить в двойственных мотивах.

Обвинения в убийстве бывших работников организации были выдвинуты центральным правительством Индии против саньяси Ананда Марги в 1971 году, когда Саркар был арестован и обвинен в подстрекательстве других к совершению убийства. Ни против Саркара, ни против любого другого работника не было доказано никаких обвинений. Истории, циркулирующие внутри Ананда Марга и ПРАУТист Юниверсал утверждают, что бывший сотрудник организации саньяси был убит за то, что хотел основать свою собственную организацию(сноска 53). Мне рассказали, что саньяси был старшим монахом, которого возмущало, что ему не назначили определенную должность в организационной иерархии, он заручился поддержкой нескольких влиятельных монахов и попросил Саркара изменить свое решение. Когда саньяси не преуспел в своей апелляции он оставил Ананда Маргу, чтобы основать свою собственную организацию, которую поддерживали некоторые люди.

В 1980-х годах всплыло еще одно обвинение в убийстве в отношении второго бывшего организационного саньяси, этот человек, как говорили, также покинул Ананда Маргу, чтобы основать свою собственную организацию, Ачарья Нитьянанда Авадхута когда-то занимал высокое положение в движении (сноска 54). После того как его отправили преподавать в Соединенные Штаты, он женился на американке и родил ребенка. Живущий в Боулдере, штат Колорадо, он был описан как очень популярен в альтернативном сообществе (сноска 55). Один человек отметил, что Ачарья Нитьянанда разработал философию финансовой самостоятельности. Он работал в местном продуктовом магазине, чтобы прокормить свою семью, но продолжал преподавать медитацию бесплатно. Это противоречит требованию Ананда Марги о том, чтобы ее саньяси жили исключительно на пожертвования. Бывшие работники организации утверждают, что немецкий ЛФТ убил Нитьянанду в Швеции (сноска 56).

К сожалению, убийство вероотступников не такое уж редкое явление в некоторых экстремальных новых религиозных движениях, как можно было бы надеяться (сноска 57). В случае с Анандой Маргой члены организации с самооправдывающим чувством морали, возможно, решили взять дело в свои руки. Авадхуты - это тип старших монахов, о которых говорят, что они полностью отрешены от сотворенной вселенной, в конце 1980-х годов один из них гневно отреагировал на вопрос об убийстве отступников. Он обвинил тех, кто покинул организацию и попытался создать свои собственные группы, в том, что они "забрали лучшее, что было у организации" (сноска 58). Затем он ушел, ничего не объяснив, но, по-видимому, он имел в виду систему духовных практик, которой учит Ананда Марга. В начале 1980-х годов сообщалось, что другой авадхута хвастался, что многие другие духовные организации страдают от расколов, но Ананда Марга этого не делает (сноска 59). Смысл его заявления заключался в том, что Ананда Марга должна оцениваться как духовно превосходящая и более аутентичная, чем другие духовные организации, из-за отсутствия в ней расколов, по иронии судьбы, вскоре после смерти Саркара по крайней мере два раскола привели к созданию организации, основанные на идеологии, пропагандируемой Ананда Маргой (сноска 60).

ПРАУТ и военизированная деятельность

Саркар верил в необходимость поддержания военной готовности. Он учил, что война неизбежна до тех пор, пока в людях присутствует животность (сноска 61), поэтому он поддержал концепцию всемирной армии (сноска 62).

В Ананда Марге он создал военизированное крыло под названием Volunteers Social Services (VSS) и соответствующее женское подразделение под названием Girls Volunteers (GV). Несмотря на название GV, как мужская, так и женская части военизированного крыла состояли из взрослых (сноска 63). При жизни Саркара одной из обязанностей VSS и GV было поддержание порядка на социально-духовные собраниях Ананда Марги.

Существование VSS и GV создало проблемы для Ананда Марги в Индии и Австралии. Наконец, некоторые из их членов пытались преуменьшить важность военизированной деятельности, характеризуя их как бойскаутское движение (сноска 64). Программы не кажутся особенно угрожающими, если мы сравним их с крупной индуистской националистической организацией, такой как Раштрия Сваямсевак Сангх (RSS; Национальный союз добровольцев). RSS, основанна в 1925 году К. Б. Хеджеваром (1889-1940), занимается социальным обслуживанием и военной подготовкой (сноска 65) и сновывается на "представление об индуистском расовом, культурном и религиозном превосходстве"(сноска 66).

VSS и GV могут быть относительно небольшими и основываться на универсализме, но они функционируют как ополченцы. Бывший член Ананда Марги утверждает, что в конце 1970-х годов их европейские ретриты включали в себя практику обращения с огнестрельным оружием. В 1980-х годах появился документ, который был описан саньяси как пакт о взаимной обороне, подписанный сикхами Халсой и Ананда Маргой (сноска 67).

Позиция Саркара в отношении применения силы более агрессивна, чем позиция сикхского светила семнадцатого века Гуру Гобинда, который сказал: «когда все в противном случае терпит неудачу, праведно поднять меч в своей руке и сражаться» (сноска 68).

Трудно определить, в какой степени Ананда Марга или ПРАУТ создали не публичные союзы такого типа. В 1980-х годах VSS и GV теоретически были доступны, если движению приходилось защищаться. В какой степени Ананда Марги могут чувствовать угрозу со стороны общества, в котором они живут, - это важный и интересный вопрос. Ответы на эти вопросы неразрывно связаны с глобальной историей Ананды Марги и ее идеологией социальной справедливости (сноска 69).

Идеология Саркара в отношении применения оружия, похоже, тревожит людей больше, чем численность военизированных формирований Ананда Марги или степень их сплоченности. Однако, учитывая революционную идеологию ПРАУТА, естественно предположить, что VSS и GV могли бы сыграть определенную роль в будущей революционной деятельности, начатой ПРАУТом.

Идеология вечной космической войны

Саркар утверждал, что гуру, которые обладают способностью даровать освобождение от реинкарнации, называются Тарака Брахма и что одной из их функций является поляризация добрых и злых сил в мире (сноска 70). Они готовят общество к борьбе (сноска 71). Саркар назвал еще более редкую форму гуру - Махакала. Этот тип Тарака Брахмы периодически возникает в человеческое общество, чтобы восстановить дхарму (сноска 72), праведный, духовный и "правильный" порядок в обществе. Последователи считают, что Саркар был Махакалой, и преобладание темы "космической войны" в истории движения очевидно.

-6

Космическая война относится к универсальной борьбе между добром и злом. Скотт Эпплби указывает, что этот тип дуализма лежит в основе религиозного фундаментализма (сноска 73). В соответствии с идеологическими характеристиками фундаментализма, определенными Гарриетом А. Харрисом и Проектом фундаментализма Чикагского университета, Ананда Марга соответствует лишь некоторым характеристикам фундаменталистских групп и поэтому должна быть описана как «фундаменталистски-подобная" (сноска 74). Ананда Марге явно не хватает религиозной или исторической привязанности к определенной земле и тысячелетним верованиям. Однако его политическая активность мотивирована религиозными или духовными мотивами.

Следующие идеологические характеристики из списка Проекта Фундаментализма присутствуют в движении Ананда Марга: абсолютизм, избранное членство, четкие границы, поведенческие требования, харизматическое и авторитарное лидерство и моральный дуализм (сноска 75).

Саркар сказал, что вся человеческая история - это бесконечная борьба между добром и злом внутри человеческого общества и «во всем космосе» (сноска 76). Он призывал духовных искателей участвовать в непрестанной борьбе со злом (сноска 77). Концепция зла Саркара - это любое состояние, ситуация или эксплуататорские действия отдельного человека или группы, которые препятствуют физическому, умственному и духовному развитию других (сноска 78). Такое широкое определение включало в себя отсутствие минимальных предметов первой необходимости для человеческой жизни. По словам Саркара, "Отсутствие коллективного мировоззрения является корнем всего зла. Сильные совершают зверства и несправедливости по отношению к слабые; могущественные человеческие группы эксплуатируют бессильных, при определенных обстоятельствах долг добродетельных людей - вести войну с угнетателями" (сноска 79).

Саркар также считал навязывание социальных и религиозных догм, таких как кастовая система, проявлениями зла. Он обсуждал свое неприятие догм и различных видов группизма во многих своих книгах. В Освобождении Интеллекта: Неогуманизм (1983), Саркар не ограничивался гуманистическими соображениями и защищал права на развитие животных, растений и даже таких объектов, таких как камни (сноска 80). Точно так же Ананда Марги считают себя универсалистами с широким кругозором.

В трудах Саркара демонизировались социально-духовные эксплуататоры, которых он называл "демонами в человеческом обличье" (сноска 81), "дьяволами", "злыми силами", "исчадиями ада" и "порождениями тьмы". Особенно интенсивную концентрацию этих красочных надписей можно увидеть в книге "Ананда Вании Самграха: Сборник духовных посланий Шри Шри Анандамурти" (1990). С другой стороны, и это важно, Саркар также сказал: "У вас нет права ненавидеть даже одно живое существо" (сноска 82). К вопросу о том, в какой степени его последователи смогли отказаться от менталитета "мы против них", участвуя в процессе космической войны, остается открытым. Кэтрин Весс-Ингер и Марк Юргенсмейер определили радикальный дуализм и дегуманизацию или "сатанизацию" других как проблемные характеристики в некоторых новых религиозных движениях, которые могут способствовать эпизодам насилия (сноска 83).

Саркар утверждал, что "Мир - это результат борьбы. Миролюбцы вселенной не должны держаться в стороне от борьбы" (сноска 84). В "Проблемах дня" и "ПРАУТ в двух словах", часть III, Саркар описал свою доктрину социальной борьбы, сославшись на два возможных состояния "мира". В первом доминирует статический принцип, или тамас, который можно назвать "статическим" или "черным" покоем. Когда люди находятся под его влиянием, они воздерживаются от действий от имени угнетенных народов (сноска 85). Во втором состоянии доминирует чувственный принцип, или саттва, который Саркар назвал "разумным" или "белым" миром (сноска 86). Он думал о том, что люди обычно называют миром, как о статичном состоянии, и сказал, что его последователи должны стремиться к "белому миру", в котором они активно борются с правонарушениями (сноска 87). Находясь под его влиянием, люди мужественно противостояли отдельным агрессорам или странам-агрессорам, при необходимости применяя оружие (сноска 88).

Согласно монистическому духовному мировоззрению Саркара, никакая проблема не была просто индивидуальным или групповым делом, а коллективной проблемой всего человечества (сноска 89). Вся человеческая жизнь глубоко взаимосвязана, и каждый человек обязан нести ответственность за благополучие любого другого человека или группы людей. В своих Рассуждениях о Махабхарате (1991) Саркар писал о Махавишве [Великой Вселенной] как о культуре, состоящей из сотрудничающих живых существ.

Он считал создание такого общества центральной задачей для нравственных людей в современную эпоху (сноска 90). Неудача означала уничтожение человечества в результате постоянных боевых действий (сноска 91). Он поставил перед своими последователями утопический идеал. Его Махавишва был бы настолько совершенным социально-духовным идеалом, насколько это возможно. Это было бы относительно свободно от социального неравенства, когда все люди двигались бы вперед по пути к самореализации. Но это потребовало бы более или менее постоянная бдительность и борьба духовных моралистов в стиле Ананда Марги.

Установление и поддержание Махавишвы потребовало бы участия в космической войне, ментальной и физической борьбе между силами добра и зла во Вселенной.

Монистическая идеология Ананда Марги требует некоторого анализа, чтобы понять ее моральный дуализм. Марги утверждают божественное единство всего сущего и не находят противоречий в своей вере в то, что космическое зло проявляется как часть этого единства.

Космология Саркара, описанная в Ананда Сутрам, является монистической, с универсальным сознанием, претерпевающим временную или относительную трансформацию, чтобы появиться как вселенная, которую мы знаем (сноска 92). Поэтому один из старших монахов Ананда Марги назвал философию Ананда Марги адваэтадваэтадваэта вада - теория (вада) недуалистического, дуалистического, недуализма (сноска 93). Когда отдельные души получают освобождение от перерождений, они возвращаются к своему характерному недвойственному состоянию. Саркар сказал, что в проявленном мире божественное сознание берет на себя роли действующих лиц, которые принимают добрые и злые черты. Под полным контролем божественной воли эти действующие лица разыгрывают космическую борьбу (сноска 94). Другими словами, божественное сознание или Шива создает зло из самого себя для своих собственных целей.

"Духовная мораль" в Махабхарате

Одна из ключевых концепций Саркара - "духовная мораль". Саркар определил "простую мораль" как следование фактической истине, в то время как "духовная мораль" позволяет индивиду выходить за рамки простой морали, если есть первостепенное оправдание (сноска 95).

Из двух он считал духовную мораль высшей из-за ее динамизма, простую мораль следует уважать как важнейшую человеческую ценность, потому что она придает огромную моральную силу, но она статична по своей природе (сноска 96).
Он с одобрением процитировал коварные методы, использованные для убийства Дроны, Джаядратхи и Дурьодханы на поле битвы на Курукшетре, как описано в Махабхарате, потому что это были действия, направленные на сохранение дхармы
(сноска 97).

В "Махабхарате" Дрона, Джаядратха и Дурьодхана были тремя важными фигурами, сражавшимися на стороне Кауравов. Им противостояли Пандавы, в том числе Юдхиштхира, Арджуна и Бхима, союзники Господа Кришны. На пятнадцатый день сражения Кришна порекомендовал Дроне солгать, чтобы его можно было легко убить. Юдхиштхира, намереваясь обмануть, сказал, что Ашваттхама, слон, был убит. Но Дрона услышал только имя Ашваттхама и понял, что его сын с тем же именем был убит (сноска 98). Дрона потерял интерес к битве и был убит. Рассказ о смерти Джаядратхи от рук Арджуны отличается в зависимости от версии Махабхараты. Согласно Ч. Раджагопалачари, Кришна вызвал темноту до захода солнца, чтобы Джаядратха ошибся относительно времени суток и вышел из укрытия (сноска 99). Саркар сказал, что Кришна использовал свои оккультные силы для создания эта иллюзия тьмы (сноска 100). Поэтому Саркар поощрял использование психических и духовных сил в современной борьбе со злом (сноска 101). Смерть Дурьйодханы на восемнадцатый день битвы также произошла по предложению Кришны. Он велел Бхиме пренебречь правилами ведения войны и убить Дурьодхану, ударив его ниже пупка (сноска 102).

Кришна сказал: "Когда кто-то численно превосходит своих врагов, тогда разрушение должно быть вызвано хитростью"(сноска 103). Саркар аналогичным образом одобрил стратегию в борьбе с эксплуататорами.

Саркар сказал, что духовные искатели должны жить так, чтобы другие доверяли им (сноска 104). "Пока существуют юридические предписания, им нужно повиноваться. Если они будут признаны вредными эти уставы должны быть стерты в порошок, а новые законы должны быть приняты и соблюдаться» (сноска 105). Но он также сказал, что не считает необходимым, чтобы "рациональные люди" следовали правовым кодексам страны "слепо", поскольку они могут не учитывать духовные проблемы, стоящие на кону (сноска 106). Саркар и его мораль была духовной моралью с исключениями для обстоятельств и учетом духовной ценности. Это не стандартный способ оценки, поскольку он определяется относительными факторами. Чтобы использовать его, Саркар сказал, что человеку необходимо развить «изкривленный интеллект» (сноска 107). Он не стал распространяться о значении этой фразы, но, согласно его интерпретации событий в Махабхарате, можно сделать вывод, что это означает «коварство». Главной заботой и моральным оправданием духовной морали является продвижение физического, умственного и духовного развития людей, в то время как ее ахиллесовой пятой является тот факт, что она открыта для интерпретации.

Очевидно, что не все согласятся с определением дхармы или с тем, что представляет для нее угрозу. Каждый человек определит, как действовать, исходя из своего понимания.

-7

Оружие против Барабанов и тарелок

Саркар сказал, что для победы в борьбе со злом в обществе тантрики должны набраться сил, потому что "козам невозможно установить разумный мир в обществе тигров" (сноска 108). Реальным источником власти людей может быть их духовная сила, но организация на материальном уровне необходима. Он заметил, что оружие более необходимо, чем барабаны и символы, используемые для поклонения (сноска 109). "Тантрикам следует не только вооружаться, но и продолжать изобретать все более мощное оружие в качестве противовеса тому, что есть у общества" (сноска 110).

Здесь может возникнуть вопрос о том, как использовать силу, которая приводит к химсе (вреду) может быть санкционировано тантрической сектой, утверждающей, что моральные принципы ямы и ниямы (сноска 111) являются основой их духовных практик. Ответ заключается в их интерпретации ахимсы (безвредности) как не причинения боли или увечий никому невинному. Аморалисты препятствуют человеческому прогрессу своей физической, экономической и психической эксплуатацией. Они попадают в категорию, которую Саркар назвал ататаи, отдельные лица или группы, против которых разрешено применение силы (сноска 112).

Саркар поощрял военную стратегию, говоря, что до тех пор, пока группе не хватает власти, ее врагов следует терпеливо терпеть, но в "момент", когда достигается достаточная власть, враг должен быть атакован и убит (сноска 113). Должно быть планирование, в отличие от "раджпутской глупости" люди в варне кшатриев (класс воинов) по имени раджпуты, которые правили районами северной Индии и, как говорили, неоднократно отправлялись на верную смерть, хотя знали, что их значительно превосходят численностью. Что касается принятия упреждающих мер, Саркар сказал своим последователям, что нужно быть уверенным в намерениях врага; тогда они смогут действовать безнаказанно (сноска 114). В интересах человечества Саркар не возражал против "безжалостного" устранения теорий, которые противоречили его идее социального равенства (сноска 115). Он назвал этот принцип социального равенства Сама-Самаджа Таттва.

В 1966 году Саркар сказал своим последователям: «Вашим долгом будет объединить моралистов. Пусть будет два лагеря. Пусть будет открытая борьба» (сноска 116). В этот момент нетрудно представить себе боевые знамена Пандавов и кауравов из "Махабхарата". На этот раз одним из флагов будет шафрановый треугольник с белой свастикой на нем - флаг, представляющий Ананда Маргу.

Свастика - это священный индуистский символ, который, как говорят, дарует удачу. Ананда Марги подчеркивают его буквальный перевод как "благополучие" и говорит, что оно представляет собой «постоянную духовную победу» (сноска 117).

Религиозное насилие

Некоторые взаимодействия между саньяси Ананда Марга и другими, по-видимому, были обусловлены идеологическим тоталитаризмом маргов. Они твердо верят, что идеология Ананда Марги является ответом на все духовные и материальные проблемы мира.

Утверждается, что Ананда Марги или ПРАУТисты убивали отступников, которые ушли и преподавали независимо. Согласно анализу элементов религиозного насилия, проведенному Марком Юргенсмейером, такие акты можно рассматривать как внутриорганизационный терроризм; целью таких убийц были бы другие работники организации.

Конечно, эти предполагаемые действия могли быть и карательными. Нитьянанду уважали и даже восхищались многие в организации Ананда Марга и его дезертирство, должно быть, задело чувства многих людей, не говоря уже о том, что его женитьба была бы воспринята как предательство его товарищей-саньяси (сноска 118). Поэтому, по крайней мере, некоторые члены Ананда Марги или ПРАУТ не свободны от обвинений в терроризме. Вопрос остается неясным, следует ли характеризовать таким образом всю организацию или какое-либо ее подразделение. Количество положительных корреляций между описанием Юргенсмейером религиозных групп, склонных к терроризму, и Анандой Маргой поразительно. Они используют образы космической войны. Они "сатанизировали" своих противников, что является "частью построения образа космической войны (сноска 119) Они дают моральные оправдания убийствам, Саркар делал разные заявления о том, следует ли убивать врагов при первой же возможности или они должны быть исправлены. Он, казалось, предпочитал исправление, когда это было возможно, но одобрял применение силы в промежуточный период (сноска 120). Для маргов и ПРАУТистов гражданское право в конечном счете является опцией. Саркар сказал, что моральные суждения являются заботой только материального мира и "бессмысленны" для высшего сознания (сноска 121).

Однако он не оспаривал важность различения правильного и неправильного в обществе. Наконец, победа аморалистов была немыслима. Несмотря на подавляющие шансы, силы добра восторжествуют в мире или все будет разрушено. Что бы ни случилось, Саркар утверждал, что Махавишва, великая вселенная сотрудничающих живых существ, должна была бы быть создана:

«Не только в этом маленьком мире, но и на каждой планете и спутнике, звезде, метеоре, галактике и каждой частице этого огромного творения человек имеет право жить. Если кто-то хочет лишить людей этого самого права по рождению, тогда людям придется установить его с помощью силы» (сноска 122).

Саркар назвал своих последователей "духовными солдатами" и напомнил им: «Победа не приходит сама по себе. Победу нужно приглашать и приветствовать потом, теплом крови и пламенем тяжелого труда» (сноска 123).

ПРАУТ: Революционный мистический социализм

ПРАУТ - это социалистическая теория, но не теория социализма, основанная исключительно на материальных интересах. В нем подчеркивается рациональное, а не равное распределение материальных благ для максимального физического, умственного и

духовного развития человечества и он стремится гарантировать всем людям минимальные жизненные потребности, определяемые как еда, одежда, кров, образование и медицина (сноска 124). Саркар не отвергал полностью ограниченные формы индивидуальной собственности, но он утверждал, что все является общим достоянием (сноска 125). Это социалистическая основа Ананда Марги и PROUT.

Идея Саркара о наследии была космологической. "Эта вселенная создана в воображении Брахмы, Высшего Существа, поэтому право собственности на эту вселенную принадлежит Брахме, а не микрокосмам [людям], созданным из воображения Брахмы" (сноска 126). Для того, чтобы другие могли воспринимать Вселенную так, как Саркар, система духовной практики Ананда Марги направлена на то, чтобы дать отдельным людям мистический опыт единства Вселенной. Без такого опыта нет подтверждения справедливости утверждения Саркара, и оно остается лишь интеллектуальной, космологической идеей. Следовательно, ПРАУТ - это мистическая система из-за ее желаемой цели и средств, с помощью которых Ананда Марги и ПРАУТисты надеются достичь этого. Они ищут интеллектуальное или мистическое развитие человечества в результате мистического опыта, который, по их словам, обеспечивает регулярная медитация.

Хотя это может показаться нелепым, применение силы является неотъемлемой частью социальной философии Праута. Саркар описывал историю как бесконечные циклы классового господства, периодически прерываемые революцией (сноска 127).

Здесь слово "революция" означало свержение правительства и его правителей, сопровождаемое базовыми социально-экономическими изменениями. Саркар употребил это слово в традиционном смысле народного восстания. Он верил, что большая доля людей, придерживающихся интеллектуальных взглядов по сравнению с военными, в процессе привела бы к революции, менее склонной к кровопролитию (сноска 128), но он сказал, что это "случается редко" и «в большинстве случаев народная эмансипация пропитана кровью» (сноска 129).

Саркар назвал свое понимание социальной динамики самаджа чакрой (социальным циклом), характеризующимся господством одной варны (класса) или "менталитета людей" над другой: шудра (рабочий); кшатрий (воин/авантюрист); випра (интеллектуал); и вайшья (капиталист/бизнесмен) (сноска 130). Саркар был невысокого мнения о капитализме. Он описал "стремление разбогатеть, эксплуатируя других" как «психическое заболевание» (сноска 131) и охарактеризовал капиталистов как "аморальных и антисоциальных". эксплуататоры, ответственные за голод других (сноска 132). Он сказал, что в общих интересах человечества капитализм должен был быть уничтожен «путем принятия решительных мер» (сноска 133). Необходимо было бы применить давление обстоятельств, чтобы люди, эксплуатирующие других, были вынуждены остановиться.

Саркар сказал, что капиталистические эпохи неизменно достигают кульминации в революциях шудры, которые он описал как массовые (рабочие или народные) революции (сноска 134).

Эти революции были неотъемлемой частью социального цикла и произошли в ответ на капиталистическую эксплуатацию (сноска 135). Народные революционные действия, приведшие к массовым социальным изменениям, были необходимы для социально-экономической и политической системы. Поэтому ПРАУТ можно назвать революционным мистическим социализмом.

Саркар считал, что массовая революция необходима для свержения укоренившейся капиталистической гегемонии, но он не думал, что революция шудр произойдет без определенного типа руководства. Это «недовольное» руководство состояло из людей с интеллектуальным или военным складом ума, которым капиталисты навязали работу чернорабочих (сноска 136). Их недовольство можно было объяснить социально-экономической эксплуатацией и предположением, что они будут чувствовать, что их способности как человеческие существа, остались не реализованными. Как тип, они предвещали потенциальное рождение идеального руководства Саркара, названного «Садвипры» (истинные интеллектуалы), которых он описывал как духовных моралистов.

Благожелательная диктатура садвипр

Саркар сказал, что садвипры должны были периодически менять правление в социальном цикле, чтобы гарантировать, что «доминирующий или правящий класс не имеет шанса эксплуатировать другие классы» (сноска 137). Садвипры были личностями, чей интеллект был основан на духовном опыте и знании того, что все является проявлением высшего сознания. Их миссией была борьба с безнравственностью (сноска 138). Саркар утверждал, что духовное развитие садвипр обеспечит защиту всех групповых интересов (сноска 139) и зашел так далеко, что сказал, что общество не выжило бы без них (сноска 140). Он представлял себе садвипр функционирующим как "благожелательную диктатуру» (сноска 141). Такое социально-политическое устройство гарантировало бы преобладание социальной справедливости. Даже без учета того, насколько хорошо может функционировать элитное коллективное руководство, проблематичный идеал "духовной морали" Саркара с его различными интерпретациями усложнил проблему с самого начала.

Концепция лидерства садвипры может быть основана на чакравартинском идеале царствования из Древней Индии, в котором лидер «вращает колесо (чакра) его империи из ее центра» (сноска 142).

Саркар надеялся, что садвипры должны будут контролировать центр или ядро общества, чтобы контролировать вращение социального цикла и тем самым ограничивать эксплуатацию одной группы другой (сноска 143). Такое расположение резонировало с космологической концепцией Саркара о взаимоотношениях между высшим сознанием и проявленной вселенной. Он сказал, что высшее сознание в своей позиции нирвикальпы (непроявленного) не действовало непосредственно в мире, но контролировало все в проявленном мире через свои гуны (связывающие или качественные принципы) (сноска 144). Подразумевается, как понимают некоторые из его учеников, что самореализованные человеческие существа в конечном итоге возьмут на себя больше обязанностей или видов деятельности, которые, по их мнению, контролируются высшим сознанием.

Саркар утверждал, что «установление [социального] равенства возможно только тантриками, а не нетантриками» (сноска 145). Предполагается, что садвипры следуют духовной морали и являются «подлинными слугами человечества» (сноска 146), но на сегодняшний день результаты, полученные тем, что мы можем назвать протосадвипрами, неоднозначны. Есть утверждения бывших работников организации о том, что другие рабочие занимались различными видами незаконной деятельности, часть из которых, по-видимому, была направлена на сбор средств (сноска 147). Один бывший саньяси объяснил, что организационные финансы всегда были проблемой, потому что саньяси было запрещено работать за деньги, и им приходилось полагаться на пожертвования. Эта ситуация иногда усугублялась, когда саньяси отправлялись в отдаленные уголки земного шара для миссионерской деятельности, полагаясь только на свою веру (сноска 148).

Общество садвипр и неапокалиптическая социальная система

Духовное мировоззрение Ананды Марги следует классифицировать как неапокалиптическое. Саркар сказал, что контроль садвипр над «социальным циклом» приведет к «победе каждого социального класса» (сноска 149). Он назвал это обществом Садвипр. В той мере, в какой это интерпретируется как коллективное социальное спасение, возникает соблазн классифицировать Ананда Маргу как революционно-прогрессивную секту миллениалов (сноска 150). Кэтрин Вессингер, опираясь на работы Нормана Кона, определяет движение миллениалов как движение, которое верит в "Неизбежный переход к коллективному спасению или постоянному благополучию, достигаемое сверхчеловеческим агентом или человеческими существами, работающими в соответствии с божественным или сверхчеловеческим планом" (сноска 151). Напротив, Саркар учил, что общество садвипр будет находиться в состоянии постоянного изменения.

Для этого есть несколько причин. Во-первых, он думал, что космическое зло никогда не будет устранено, его можно будет только контролировать (сноска 152). Саркар описал садвипр как участвующих в бесконечной борьбе против социальной эксплуатации (сноска 153). Если космическое зло не возьмет верх, садвипры (и все остальные) будут считаться одержавшими победу моралистами над аморалистами, уменьшая человеческие страдания. Но садвипрам суждено добиться, в лучшем случае, лишь временной победы. Таким образом, Саркар учил доктрине вечной борьбы. Во-вторых, его спиральная концепция социальной истории была сформирована постепенной сменой классовых доминант. После первой революции шудр будет сформировано второе общество шудр, второе общество кшатриев, и так далее, пока не потребуется вторая революция шудр. Каждый социальный цикл будет отличаться из-за технологического развития и расширения или утончения человеческого разума (сноска 154). Это в отличие от строго циклической модели социальной истории, обнаруживаемой во многих индийских религиях (сноска 155).

Саркар сказал, что "вселенная создается бесконечно" и никогда не перестанет существовать (сноска 156). Таким образом, путь Ананда Марги может быть описан как исторический прогресс, но без концепции конечной социальной судьбы.

Ананда Марга считает, что национальные государства двадцать первого века находятся на разных стадиях своих социальных циклов (сноска 157). Они надеются, что общества садвипр утвердятся в разных частях земного шара и что в конечном итоге будет преобладать глобальная социально-экономическая и политическая конфигурация, управляемая садвипрами (сноска 158). Но, хотя они, по-видимому, стремятся одухотворить мир и спасти его от эксплуатации, в их литературе нет доказательств того, что они верят в неизбежность глобальной трансформации или что одновременная, тотальная, глобальная трансформация возможна. Саркар сказал: "Правление садвипр наступит только благодаря систематическому и рациональному применению ПРАУТА многими высокоинтеллектуальными людьми". Это звучит как трудоемкий процесс, идеал которого может быть достигнут в отдаленном будущем. Затем Саркар сказал: «Невозможно установить правление садвипк слепой физической силой…» (сноска 159)

Настоятельная необходимость обращения Ананда Марги в свою веру проистекает из их монистической философии, которая подразумевает, что меньшее количество людей может прогрессировать духовно, если большинство находятся под бременем тьмы материализма. Наиболее важным фактором в социально-экономической и политической системе Ананда Марги является самореализованный садвипра. Роль божественного заключается в том, чтобы обеспечить борющимся человеческим существам их окончательный успех в космическом плане (сноска 160), в частности в создании общества садвипр. Но создание самих садвипр требует времени, потому что духовное развитие нельзя принуждать. Процесс в рамках Ананда Марги заключается в том, чтобы все члены выполняли духовные практики тантра йоги, что делает их пригодными для самореализации душа за душой. Считается, что после того, как индивид выполняет духовные практики и развивает преданность высшему сознанию, божественная милость оказывает окончательную помощь в достижении духовной цели (сноска 161). Осознавшему себя индивидууму предоставляется выбор: слиться с непроявленным сознанием или продолжать служить другим, находясь в воплощенной человеческой форме (сноска 162). Саркар назвал это последняя дживан-мукта (тот, кто освобожден при жизни). Саркар не учил эсхатологии, допускающей коллективное освобождение или спасение.

Вывод: Революционные Социально-Духовные утописты

Основываясь на книгах Саркара, правильнее было бы утверждать, что он и его последователи, будь то Ананда Марги или ПРАУТисты, поддерживают революцию, а не терроризм. Саркар отверг терроризм и дистанцировался от "заблудшей молодежи", которая не понимала его идеологии (сноска 163), Это была очевидная ссылка на тех, кто возглавил и присоединился к UPRF и предположительно был чтобы участвовать в террористических актах, история Ананда Марги на сегодняшний день указывает на то, что случаи неорганизованного насилия, имевшие место во время заключения Саркара, были отклонением от нормы. Это были ошибки небольшой группы последователей, которые позже признали свои ошибки (сноска 164). Последователи Саркара - тантрические революционеры с мистической системой социализма, основанной на их восприятии единства вселенной.

Внутриорганизационное насилие в отношении отступников - это форма возмездия, которая может быть классифицированы как терроризм. Появление в 1990-х годах нескольких организаций, основанных на идеологии и практике Саркара, доказывает, насколько тщетны попытки контролировать распространение идей или устранять конкуренцию со стороны других духовных организаций.

Саркар ясно верил, что применение силы необходимо как в индивидуальной, так и в коллективной жизни и что сплоченное человеческое общество, свободное от социальной несправедливости, не может быть создано без этого. Тем не менее, это не помешало ему осознать некоторые недостатки применения силы такого уровня, который можно было бы охарактеризовать как насильственный.

Саркар сказал, что насилие порождает дальнейшее насилие и, как правило, вызывает повышение уровня насилия в ответ (сноска 165), Степень, в которой это понимание может повлиять на его последователей, не определена. Поэтому нельзя сказать с уверенностью в том, что разжигание революции - кровавой или бескровной - будет исключено из будущей деятельности Ананда Марги или ПРАУТистов. Это, по-видимому, зависит от их анализа окружающих социально экономических и политических условий.

Сноски

Оригинал книги

https://archive.org/details/violencenewrelig0000unse/page/248/mode/2up?view=theater

https://books.google.com.au/books?id=NvrziJHTaq4C

https://www.amazon.com/Violence-Religious-Movements-James-Lewis/dp/0199735611