В канун нового года член Европарламента от австрийских зеленых дала обет борьбы с «пестицидной наркоманией» - будь то старая или новая агрохимия. Немецкие фермеры не стерпели оскорбительное сравнение Сары Винер традиционных фермеров с дозозависимыми наркоманами и посоветовали ей, бывшей официантке и повару без диплома, не экстраполировать опыт своей органической фермы, процветающей за счет спонсорства финансистов, на сельское хозяйство для прокормления множества людей
Интервью, которое дала пресс-службе AgraEurope (AgE) Сара Винер, член Европарламента от австрийской партии зеленых и докладчик в парламенте ЕС по предложенному постановлению об устойчивом использовании средств защиты растений (SUR), вызвало буру негодования со стороны фермерских сообществ.
Сначала давайте почитаем выдержки из статьи, опубликованной AgraEurope (AgE).
«AgE. Как Вы относитесь к аргументу фермеров о том, что планы Брюсселя угрожают продовольственной безопасности?
С.В. На мой взгляд, эта критика была слишком недальновидной и необъективной…Никто не может предсказать, какое влияние окажет сокращение использования пестицидов на урожай пшеницы, например, через пять лет. Мы даже не знаем, сколько соберем урожая в следующем году. В игру вступает множество факторов, например, экстремальные погодные условия, качество семян или качество почвы. Например, на нашей органической ферме мы не использовали пестициды для обработки нашего зерна, и все равно получили лучший урожай, чем некоторые из наших обычных соседей. Органическое выращивание иногда более устойчиво к экстремальным погодным условиям, чем обычное. Поэтому огульные заявления о влиянии SUR на продовольственную безопасность просто сомнительны. В основном все это знают, и все же это неправильно используется в качестве основного аргумента. Для будущего, в котором стоит жить, нам нужна стабильная экологическая среда в сочетании с надежным снабжением продовольствием. Вы не можете стравливать их друг с другом. Это включает в себя большое биоразнообразие, здоровую почву и разнообразие сортов, семян и пород, адаптированных к региону и климату.
AgE. Какое значение Вы придаете новым геномным методам?
С.В. Гораздо важнее сохранение адаптированных к климату старых сортов, а не просто сосредоточение внимания исключительно на высокопродуктивных породах, которые были созданы, например, с помощью новых геномных технологий и до сих пор ничего не сделали для биоразнообразия. Что нам не нужно, так это чрезвычайно дорогие синтетические химические пестициды и удобрения. Они часто находятся в руках нескольких крупных корпораций и предоставляются крестьянам по сравнительно высоким ценам на олигополистическом рынке. Нынешний кризис и наша зависимость от энергии ясно показывают, что традиционное производство продуктов питания не является достаточно устойчивой продовольственной системой. Кроме того, эти токсины нарушают плодородие почвы и жизнь, подрывая тем самым биоразнообразие и, как следствие, будущее независимого сельского хозяйства.
AgE. Если бы вы только что использовали термин «пахотные токсины», ваши критики в Европейском парламенте, вероятно, ответили бы, что некоторые активные вещества, такие как группа неоникотиноидов, уже несколько раз подвергались ограничениям, то есть до принятия Постановления о применении средств защиты растений. Ваши же политические коллеги, в частности, отмечают, что в европейском сельском хозяйстве используется все меньше и меньше явно токсичных веществ. Что сказать об этом?
С.В. Что это неправильно. В настоящее время мы оцениваем использование пестицидов по тоннажу, а не по токсичности. Для нового поколения средств защиты растений вам нужно всего несколько граммов на гектар, тогда как раньше требовалось несколько килограммов. Поэтому легко объяснить, что объемы уменьшились. Но в то же время, однако, увеличилась токсичность. Выдвигается аргумент, что новые средства просто намного лучше, экологичнее. На самом деле пестициды четвертого поколения иногда в 1000 раз более токсичны старых.
Тем не менее, многие активные ингредиенты, такие как инсектицид широкого спектра действия фосмет или неоникотиноиды имидаклоприд или тиаметоксам, в последнее время не получили или получили лишь очень ограниченное повторное одобрение.
В то же время, однако, это показывает, что в прошлом активные ингредиенты получали одобрение, которого они явно не должны были получать, например, потому, что они были классифицированы как опасные для пчел или токсичные для размножения только впоследствии. К сожалению, это обычная игра индустрии пестицидов: что-то выбрасывается на рынок после нескольких исследований, и через несколько лет или десятилетий только после того, как было дано одобрение, органы по тестированию определяют реальный ущерб не только для окружающей среды, но и здоровью людей. Яркий пример – ДДТ.
Кроме того, всегда есть экстренные разрешения, даже для активных ингредиентов, которые уже были официально запрещены. Большая часть традиционного сельского хозяйства разрушилась бы без соответствующих пестицидов, токсичность которых доказана. В отличие от органического земледелия, многие традиционные коллеги здесь слишком зависимы с экономической точки зрения, к моему огорчению.
AgE. Однако можно также возразить выдвинутым вами аргументам о том, что обычное сельское хозяйство - в зависимости от окружающей среды - обычно производит значительно больше калорий на единицу площади. Это более или менее очевидно. В то же время существует экспертное мнение, что более интенсивное производство, т. е. также с химически активными ингредиентами пестицидов, может быть экологически более выгодным. Это оправдано тем, что на каждую произведенную калорию требуется меньше места. Освободившиеся площади можно было бы затем использовать для защиты биоразнообразия. Как вы относитесь к этим взглядам?
С.В. Это неправда. С одной стороны известно, что, например, органическое земледелие в тропиках приносит до 17% больше урожая с площади. Кроме того, мы не всегда можем сравнивать агропромышленные системы с пятью видами растений, продаваемыми по всему миру, с органическим сельскохозяйственным производством.
Для меня важно подчеркнуть, что у нас есть огромный выбор вариантов органического земледелия, многие из которых намного превосходят традиционное производство. Это относится к защите биоразнообразия, а также к возможностям производства самых разнообразных продуктов питания. Примеры включают микросельское хозяйство, системы агролесоводства и пермакультуры или смешанные культуры. Вместо этого всегда неправильно говорят о кукурузе и пшенице, а не об органической кукурузе и пшенице. Кроме того, следует также признать, что самые плодородные поля, такие как украинские черноземы, в основном обрабатываются традиционным способом. Напротив, органические пахотные земли часто находятся на периферии. Я также хотела бы подчеркнуть положительную корреляцию между биоразнообразием и урожайностью.
AgE. Тем не менее, сокращение вдвое использования активных ингредиентов к 2030 году, как того требует Комиссия ЕС, вероятно, приведет к массовым экономическим потрясениям во многих компаниях. Можете ли Вы понять опасения многих фермеров здесь?
С.В. Во-первых, широко распространенная идея о том, что мы все будем продолжать в том же духе и будем обходиться абсолютно без пестицидов, является явной ошибкой. Я не могу сказать фермеру – сократи 50% (прим.агрохимических пестицидов), и тогда все будет хорошо. Конечно, так не получится.
AgE. Но?
С.В. Нам нужен реальный переход к агроэкологическим мерам. Я считаю нашим главным приоритетом прежде всего кормить людей на региональном уровне, устойчиво и стабильно, а также защищать нашу плодородную почву и биоразнообразие. Конечно, это также должно ограничивать климатический кризис. Кроме того, когда мы говорим о продовольственной безопасности, следует учитывать проблему отходов. Согласно официальной статистике, более 20% переработанных калорий попадает в мусорное ведро. Кроме того, 80% попадают в кормушку и бак, и только 20% растительных калорий попадает на тарелку. Игнорировать все это просто невозможно.
AgE. Тем не менее, многие государства-члены ЕС опасаются, что внедрение регламента SUR поставит под угрозу продовольственную безопасность. Поэтому большинство теперь призвало Комиссию представить расширенную оценку воздействия предлагаемого правила SUR в течение шести месяцев. Помимо комиссара ЕС по сельскому хозяйству Януша Войцеховского, среди сторонников есть многие восточные страны-члены. Многие потребители, живущие там, на самом деле вынуждены экономить на еде ввиду недавнего резкого роста цен. Следовательно, невозможно понять требования расширенной оценки воздействия?
С.В. Нет, я вижу это иначе. Уже была проведена оценка воздействия, и теперь Комиссия должна представить дополнительные данные. Все это приводит нас к абсурду: как SUR повлияет на импорт, как он повлияет на отдельные культуры, как он повлияет на каждый отдельный регион в ЕС? Мы даже не знаем, что будет на прилавках в следующем году и сколько мы соберем урожая. Парадокс заключается в том, что этот кризис и эти высокие цены связаны с тем, что мы зависим от слишком большого количества ресурсов, прежде всего от ископаемого топлива, такого как природный газ. Что, если вы сейчас станете еще более зависимыми, продовольственная безопасность повысится? Совершенно очевидно, дело обстоит с точностью до наоборот. Я даже не знаю, кого держат за дурака. На мой взгляд, это явная попытка отсрочить реализацию планов Комиссии и ничего более. Больше всего страдают фермеры и садоводы. Здесь вдвое больше больных болезнью Паркинсона, чем в 1990 году. Кроме того, некоторые формы рака теперь признаны профессиональными заболеваниями в этих группах. Чем раньше фермеры перейдут на большее количество агроэкологических методов, тем лучше. Закон должен вступить в силу как можно скорее, в том числе в интересах обеспечения безопасности обычных фермеров.
Вы не можете оставить законодательство на волю группы особых интересов, когда речь идет о здоровье всех нас, здоровье окружающей среды и природы. Это все равно, что сказать наркоману, чтобы он сам определял и уменьшал дозу. Это в интересах агропромышленности, но не в интересах фермеров».
Немецкая организация FREIEN BAUERN («Свободные фермеры»), представляющая интересы семейных ферм, подвергла резкой критике сравнение Сары Винер традиционных фермеров с наркоманами, припомнив спикерше такие факты из ее биографии, как отсутствие профессионального образования даже в ее основной предыдущей работе поваром.
«Если неквалифицированная кухарка, чья органическая ферма в Бранденбурге существует на средства городских финансистов, упрекает нас, успешных фермеров, уже одно это является вопиющим высокомерием», - заявил Кристиан Линне, 50-летний инженер-агроном из Соттмара в Нижней Саксонии, входящий в совет руководства FREIEN BAUERN.
«Приравнивание использования пестицидов к пагубной привычке свидетельствует об идеологической нетерпимости. Тот факт, что с людьми, которые думают иначе, больше не обращаются профессионально, а называют их больными, напоминает мне о самых мрачных временах в нашей истории. Пестициды не определяют жизнь обычного фермера, как наркомана, и это не наркотики –а один из многих инструментов для выращивания урожая, причем, дорогостоящий, то есть используется экономно и осторожно. Винер следовало бы знать, что все культурное земледелие, будь то традиционное или органическое, осуществляется за счет биоразнообразия, поскольку способствует выращиванию урожая и препятствует конкуренции со стороны сорных растений. Также ей следует знать, что достаточное количество качественной и здоровой пищи в дикой природе не образуется само по себе.
Что замечательного в этом интервью, так опасения Винер относительно независимости ферм от химической промышленности. Если она действительно серьезно настроена, нам обязательно нужно поговорить друг с другом. Мы уже давно призываем разрушить олигополии производителей сельскохозяйственной техники, удобрений и пестицидов, молочных заводов, скотобоен и продовольственных ритейлеров, но, к сожалению, ни одно правительство зеленых еще не осмелилось поставить под сомнение власть крупных корпораций кроме как на словах», заключил Линне.
(Источники: AgE, FREIEN BAUERN. Автор изображения: Дмитрий Лукьянов).
Интересна тема? Подпишитесь на персональные новости в ДЗЕН | Pulse.Mail.ru | VK.Новости.